Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Метод определения ударной стойкости сиденья качелей
А.1 Сущность метода
При испытании сиденье качелей отклоняют на угол 60°, отпускают и позволяют удариться о неподвижную массу, измеряют и регистрируют максимальное ускорение в момент удара, силу удара на поверхности контакта и площадь контакта сиденья с испытательной массой.
А.2 Аппаратура
А.2.1 Испытательное устройство
Схема испытаний на ударную стойкость сиденья качелей представлена на рисунке А.1.
А.2.2 Испытательная масса состоит из алюминиевого шара диаметром мм, массой кг, шероховатостью поверхности не ниже класса 2 по ГОСТ 2789.
В центре тяжести испытательной массы размещают акселерометр так, чтобы пространство между ударной поверхностью испытательной массы и акселерометром было однородным и свободным от пустот.
А.2.3 Акселерометр, обеспечивающий измерение ускорений в трех плоскостях, размещают в центре тяжести испытательной массы (А.2.2). Угол отклонения оси акселерометра от оси перемещения испытательной массы - не более 2°.
А.2.4 Измерительное устройство
Измерительное устройство должно обеспечивать измерение и регистрацию ускорения и силы удара на поверхности испытательной массы в процессе проведения испытаний.
А.2.5 Калибр цепей для подвески испытательной массы должен быть 6,3 мм по ГОСТ 30441. Две цепи одинаковой длины закрепляют на стержнях, расстояние между которыми 600 мм. Стержни устанавливают на уровне крепления верхнего конца элемента подвеса. Нижние концы цепей крепят к испытательной массе в одной точке (см. рисунок А.1).
А.3 Подготовка к испытаниям
А.3.1 Плоское сиденье качелей
Плоское сиденье качелей подвешивают на цепях калибром 6,3 мм по ГОСТ 30441 на расстоянии мм ниже точек подвеса так, чтобы передняя кромка сиденья была расположена вертикально.
А.3.2 Сиденье-колыбель
Сиденье-колыбель подвешивают на цепях калибром 6,3 мм по ГОСТ 30441 на расстоянии мм ниже точек подвеса так, чтобы передняя кромка сиденья была расположена вертикально.
А.3.3 Размещение испытательного устройства
Испытательное устройство размещают так, чтобы передний край сиденья касался испытательной массы на уровне ее центра тяжести.
А.4 Проведение испытаний
А.4.1 Для предупреждения повреждения испытательного оборудования проводят предварительные испытания с меньшими углами отклонения сиденья (например 10°, 20° и 30°).
А.4.2 Для обеспечения траектории движения сиденья при испытании регулируют его подвеску.
А.4.3 Эластичные сиденья оборудуют элементом жесткости для сохранения формы сиденья в процессе испытаний. Масса элемента жесткости не должна превышать 10% массы сиденья.
А.4.4 Удержание сиденья в отклоненном состоянии и его освобождение осуществляют специальным механизмом, который обеспечивает освобождение сиденья без применения внешних сил, нарушающих траекторию его движения.
Сиденье должно двигаться по траектории без колебаний и вращения.
А.4.5 Угол отклонения сиденья по дуге качания при испытаниях - 60°.
А.4.6 Проводят десять испытаний, в процессе которых измеряют и регистрируют:
- максимальное ускорение в момент удара, ;
- силу удара на поверхности контакта, Н;
- площадь контакта сиденья с испытательной массой, .
А.5 Обработка результатов
А.5.1 По результатам десяти испытаний вычисляют среднеарифметическое значение максимального ускорения в момент удара g'
, (A.1)
где - величина максимального ускорения в момент удара;
i - номер испытания.
А.5.2 Вычисляют напряжение в момент удара для каждого испытания
, (A.2)
где - сила удара, Н;
- площадь контакта сиденья с испытательной массой, ;
i - номер испытания.
А.5.3 По результатам десяти испытаний вычисляют среднеарифметическое значение напряжения на поверхности сиденья
, (А.3)
где - значение напряжения на поверхности сиденья в момент удара при i-ом испытании, ;
i - номер испытания.
А.6 Требования к качелям
А.6.1 При испытаниях плоских сидений, сидений-колыбелей и сидений-колыбелей с углом наклона 30° к горизонтальной поверхности среднее значение максимального ускорения g' должно быть не более 50 g; среднее значение напряжения на поверхности сиденья в момент удара - не более 90 .
А.6.2 При испытаниях качелей с платформой типа 3 для платформ диаметром менее 900 мм среднее значение максимального ускорения g' должно быть не более 50 g; для платформ диаметром более 900 мм - не более 120 g.
А.7 По результатам испытаний оформляют отчет в соответствии с 6.4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.