Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(обязательное)
Методы испытаний
B.1 Определение двойной толщины стенки камеры
Метод заключается в измерении двойной толщины стенки плоскосложенной камеры, из которой удален воздух до остаточного давления 6 - 8 кПа (0,06 - 0,08) .
B.1.1 Аппаратура
Для измерения двойной толщины стенки камеры используют индикаторный толщиномер типа ТР25-250 по ГОСТ 11358 с ценой деления 0,1 мм.
B.1.2 Подготовка к измерению
Измерения проводят в помещении при температуре (2510)°С. Измеряют камеры, выдержанные после вулканизации в течение не менее 4 ч.
B.1.3 Проведение измерения
В.1.3.1 Плоскосложенную камеру укладывают на ровную поверхность, подсоединяют к вакуумному насосу и устанавливают остаточное давление воздуха в камере 6 - 8 кПа (0,06 - 0,08 ).
В.1.3.2 Измерения двойной толщины стенки камеры по беговой и бандажной частям проводят в четырех равномерно расположенных по окружности сечениях, исключая зоны стыка и вентиля. В каждом сечении измерение проводят один раз.
В.1.3.3 Площадки толщиномера при измерении должны полностью прилегать к поверхности камеры и устанавливаться на участке, удаленном от краев камеры не менее чем на 30 мм. Погрешность измерений не должна превышать 0,3 мм.
B.1.4 Обработка результатов
За результат измерения принимают минимальное значение измерений.
Результат измерения оформляют протоколом.
B.2 Определение радиального и бокового биений шин
Радиальное и боковое биения шин определяют методом измерения расстояния от неподвижной базовой точки до точек поверхности шины при ее вращении вокруг оси.
B.2.1 Аппаратура
B.2.1.1 В качестве измерительного прибора применяют измерительное средство (в т.ч. индикатор часового типа), обеспечивающее измерение биения шины от 0 до 20 мм с погрешностью не более 0,1 мм.
Устройство для измерения биения шины должно обеспечивать непрерывность контакта наконечника индикатора с наружной поверхностью шины при переходе с одного выступа протектора на другой.
B.2.1.2 Давление воздуха в шине измеряют манометром по ГОСТ 2405 с погрешностью не более 6 кПа (0,06 ).
B.2.1.3 Значения радиального и осевого биений обода на участках, прилегающих к шине, не должны быть более 0,1 мм.
B.2.2 Подготовка к испытанию
Покрышка, предназначенная для испытания, должна быть чистой, сухой, без выпрессовок, деформаций, которые могут оказывать влияние на результаты испытаний и затруднять посадку покрышки на обод для измерения.
B.2.3 Проведение испытания
B.2.3.1 Шину монтируют на обод и устанавливают в ней давление воздуха, соответствующее нагрузке, составляющей 85% - 88% максимально допустимой нагрузки на шину.
Допускается отклонение установившегося давления воздуха в шине 0,02 кПа (0,2 ).
Допускается определять радиальное и боковое биения покрышки камерной шины, смонтированной на испытательный обод, без камеры.
B.2.3.2 Измерение радиального биения проводят в центральной плоскости вращения колеса как разности наибольшего и наименьшего расстояний от точек беговой дорожки протектора шины до оси вращения колеса.
Допускается измерять радиальное биение по ребрам или шашкам протектора в двух плоскостях, равноудаленных от центральной плоскости колеса.
B.2.3.3 Измерение бокового биения шины как разности наибольшего и наименьшего расстояний от точек поверхности боковины шины, расположенных в зоне наибольшей ширины, до базовой измерительной плоскости, параллельной плоскости вращения колеса, проводят на обеих боковинах. Биение, вызываемое надписями и декоративными выступами, не учитывают. Допускается определять боковое биение шин в зонах боковины, свободных от надписей и декоративных выступов.
В.2.4 Обработка результатов
За результаты испытания принимают:
- значение радиального биения, измеренное по В.2.3.2 (при измерении радиального биения в двух плоскостях за результат принимают максимальное из двух значений);
- максимальное из двух значений бокового биения, измеренных по В.2.3.3.
Результат испытания оформляют протоколом.
В.3 Определение колебания радиальной и боковой сил за счет неоднородности и конусного эффекта
Колебания радиальной и боковой сил определяют методом измерения сил, действующих в зоне контакта шины с опорной поверхностью барабана, при качении шины с постоянным межцентровым расстоянием между осями колеса и барабана при заданных нагрузке и давлении воздуха в шине, нулевых углах увода и развала.
В.3.1 Аппаратура
В.3.1.1 Испытательное оборудование должно соответствовать требованиям, указанным в таблице В.1.
Таблица В.1
Наименование показателя |
Значение |
1 Нагрузка на шину, кН (кгс), не более |
9,8 (1000) |
2 Относительная погрешность задания нагрузки на шину |
2,0 |
3 Предел измерения колебаний радиальной и боковой сил, кН (кгс), не более |
0,49 (50) |
4 Погрешность измерения колебаний сил, Н (кгс) |
4,9 (0,5) |
5 Диаметр барабана, мм |
854,02,5 |
6 Частота вращения шин при измерениях, |
20 - 220 |
7 Радиальное и боковое биения посадочных поверхностей обода, мм, не более |
0,05 |
8 Погрешность измерения давления воздуха в шине манометром по ГОСТ 2405 кПа (), не более |
6 (0,06) |
В.3.1.2 Измерительная система оборудования должна обеспечивать автоматическую обработку и фиксирование результатов измерений при необходимости их регистрации.
B.3.2 Подготовка к испытанию
B.3.2.1 При выборочном контроле шин подготовку к испытанию проводят в соответствии с ГОСТ 27704, при этом шина должна храниться в вертикальном положении на стеллажах или ровном полу.
B.3.2.2 При сплошном контроле, выполняемом в технологическом процессе изготовления шин, подготовку шин к испытанию не проводят.
B.3.3 Проведение испытания
B.3.3.1 Шину (покрышку камерной шины) монтируют на соответствующий обод (адаптер) испытательного стенда. Плотная посадка шины на обод достигается подачей в полость шины воздуха давлением, превышающим заданное не более чем в два раза, или обкаткой в течение 5 - 10 с с частотой вращения 20 - 80 .
B.3.3.2 В шине устанавливают давление воздуха 200 кПа (2,0 ) и прижимают к барабану стенда усилием, составляющим 70% максимально допустимой нагрузки на шину, при этом значение нагрузки округляют до кратного 5. При этой нагрузке фиксируют расстояние между осями барабана и колеса, проводят обкатку шины и регистрируют результаты измерения изменения радиальной и боковой сил.
B.3.3.3 Измеряют колебания сил при вращении шины в обе стороны.
B.3.3.4 В случае необходимости уточнения результатов измерения проводят последовательно не менее 10 измерений (включая первоначальное) при обязательном монтаже шины на обод.
B.3.4 Обработка результатов
За результат измерения принимают вычисленные измерительной системой стенда значения:
- радиальной и боковой сил как наибольшую разность между максимальным и минимальным значениями радиальной (боковой) реакции по результатам вращения шины в обе стороны;
- конусного эффекта как полусуммы средних значений боковых реакций за один оборот в прямом и обратном направлениях вращения шины.
Результат испытания оформляют протоколом.
В.4 Определение сопротивления сдвигу борта бескамерных шин с полки обода
Метод заключается в определении усилия, при котором происходит сдвиг борта шины с полки обода при приложении сторонней силы.
В.4.1 Аппаратура
В.4.1.1 Устройство для определения сопротивления сдвигу борта шины с полки обода должно обеспечивать:
- создание нагрузки не менее 9800 Н (1000 кгс);
- скорость перемещения упора от 20 до 50 мм/мин;
- регистрацию усилия, приложенного к шине с указанием максимального значения.
Относительная погрешность регистрации усилия - 1%.
В.4.1.2 Испытательный обод, размеры которого должны соответствовать указанным в настоящем стандарте.
В.4.1.3 Манометр по ГОСТ 2405, обеспечивающий погрешность измерения не более 6 кПа (0,06 ),
B.4.1.4 Устройство для определения сопротивления сдвигу борта бескамерной шины с полки обода
Схема устройства приведена на рисунке В.1.
Размеры специального упора приведены на рисунке В.2.
"Рисунок В.1 - Схема устройства для определения сопротивления сдвигу борта бескамерных шин с полки обода"
"Рисунок В.2 - Специальный упор"
В.4.2 Подготовка к испытанию
В.4.2.1 Подготовку шины к испытанию, включающую осмотр и выдержку перед испытанием, проводят в соответствии с ГОСТ 27704.
В.4.2.2 Борта шины промывают водой и высушивают без применения источников тепла до отсутствия следов влаги.
В.4.2.3 Шину монтируют на обод без применения смазки и склеивающих веществ.
В.4.2.4 Для более плотной посадки борта шины на полку обода во время монтажа следует обеспечить двукратное увеличение давления воздуха в шине по сравнению с максимально допустимым для данного вида шины, но не более 1200 кПа (12 ).
В.4.2.5 В шине устанавливают давление воздуха на 60 кПа (0,6 ) меньше, чем соответствующее максимально допустимой нагрузке.
В.4.2.6 На боковине шины равномерно по окружности обозначают не менее четырех сечений, в которых проводят измерения.
В 4.2.7 Шину выдерживают в помещении не менее 3 ч.
B.4.3 Проведение испытаний
B.4.3.1 Испытания проводят при температуре (2510)°С.
B.4.3.2 Шину устанавливают на стенд, схема которого представлена на рисунке В.1. Упор устанавливают таким образом, чтобы точка приложения шины находилась на расстоянии А от оси вращения шины.
Расстояние А, мм, вычисляют по формуле
,
(В.1)
где Н - высота профиля шины, мм (таблица В.2);
- номинальный посадочный диаметр обода, мм (таблица В.3).
Таблица В.2 - Высота профиля шины
Обозначение номинальной ширины профиля шины |
Высота профиля шины Н, мм для серии |
||
80 |
70 |
65 |
|
135 |
108 |
95 |
88 |
155 |
124 |
101 |
101 |
165 |
132 |
116 |
107 |
175 |
140 |
123 |
114 |
185 |
148 |
130 |
120 |
195 |
156 |
137 |
117 |
205 |
164 |
144 |
123 |
215 |
172 |
151 |
140 |
225 |
180 |
158 |
146 |
235 |
188 |
165 |
153 |
245 |
196 |
172 |
159 |
255 |
204 |
179 |
166 |
265 |
- |
186 |
172 |
275 |
- |
193 |
172 |
Таблица В.3 - Номинальный посадочный диаметр обода
Обозначение номинального диаметра обода |
Номинальный посадочный диаметр обода , мм |
12 13 14 15 16 17 18 19 |
305 330 356 381 406 437 462 487 |
B.4.3.3 Измеряют давление воздуха в шине и при необходимости корректируют до значения, указанного в В.4.2.5, не раньше чем за 15 мин до проведения испытаний.
B.4.3.4 Воздействие упора на боковину с возрастающей силой проводят до сдвига борта шины с полки обода или достижения нормативного значения усилия. Сдвиг борта шины с полки обода характеризуется резким падением регистрируемого усилия.
B.4.3.5 Измерения проводят последовательно в отмеченных сечениях. Перед каждым измерением контролируют давление воздуха в шине по В.4.2.5.
В.4.4 Обработка результатов
За результат испытания принимают минимальное значение измерений по В.4.3.5.
Результат испытания оформляют протоколом.
B.5 Определение энергии разрушения пневматической шины
Энергию разрушения шин определяют методом вдавливания цилиндрического стального плунжера диаметром 20 мм с полусферической головкой в ребро рисунка протектора шины.
B.5.1 Аппаратура
B.5.1.1 Устройство для определения энергии разрушения должно обеспечивать:
- создание нагрузки не менее 19,6 кН (2000 кгс);
- диаметр плунжера (200,2) мм;
- скорость перемещения плунжера (50,0 2,5) мм/мин;
- регистрацию усилия, приложенного к шине;
- регистрацию глубины проникания плунжера.
Приведенная погрешность измерения разрушающей нагрузки не должна быть более 2%. Погрешность измерения перемещения плунжера - 1 мм.
B.5.1.2 Посадочный диаметр и ширина ободьев, применяемых при испытании шин, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Измерение давления воздуха в шине проводят манометром по ГОСТ 2405 с погрешностью не более 6 кПа (0,06 ).
B.5.2 Подготовка к испытанию
B.5.2.1 Подготовку шины к испытанию, включающую осмотр и выдержку перед испытанием, проводят по ГОСТ 27704.
B.5.2.2 Шину монтируют на обод. Для более плотной посадки борта шины на полку обода во время монтажа следует обеспечить двукратное увеличение давления воздуха в шине по сравнению с максимально допустимым для данного вида шины, но не более 1200 кПа (12 ).
B.5.2.3 В шине устанавливают давление воздуха на 60 кПа (0,6 ) меньше, чем соответствующее максимально допустимой нагрузке.
Бескамерные шины можно испытывать с камерами.
B.5.3 Проведение испытаний
B.5.3.1 Испытания проводят при температуре (2510)°С.
B.5.3.2 Шину устанавливают на стенд. Плунжер вдавливают в ребро (шашку) рисунка протектора перпендикулярно к поверхности ребра как можно ближе к средней линии беговой дорожки протектора.
Следует избегать попадания плунжера в канавку рисунка протектора.
B.5.3.3 Вдавливание плунжера проводят до разрушения шины или упора плунжера в обод в пяти местах, равномерно расположенных по окружности шины. Перед каждым измерением контролируют давление воздуха в шине.
Фиксируют в момент разрыва шины или упора плунжера в обод силу и глубину проникания плунжера.
B.5.4 Обработка результатов
Энергию разрушения W, Дж, для каждого места испытания вычисляют по формуле
,
(B.2)
где F - сила вдавливания плунжера, Н;
Р - глубина проникания плунжера или деформация шины, м.
За результат испытания принимают среднеарифметическое значение пяти полученных значений результатов.
Результат испытания оформляют протоколом.
B.6 Определение коэффициента сопротивления качению пневматической шины
Сопротивление качению шины определяют методом измерения продольной силы на оси колеса, катящегося по гладкому стальному барабану испытательного стенда.
В.6.1 Аппаратура
В.6.1,1 Для испытания применяют испытательный стенд с наружной беговой поверхностью барабана диаметром 1592 мм 1%.
Допускается применять стенды с диаметром барабана 1707 мм 1% и 2000 мм 1%.
Ширина барабана должна превышать ширину беговой дорожки протектора не менее чем на 10%.
Испытательный стенд должен обеспечивать создание нагрузки на шину не менее максимально допустимой и должен быть оснащен устройством для измерения продольной силы с погрешностью не более 1%.
Давление воздуха в шине измеряют манометром по ГОСТ 2405 с погрешностью не более 6 кПа (0,06 ).
Радиальное и боковое биения обода на участках прилегания к шине не должны превышать 0,8 и 1,2 мм.
B.6.2 Подготовка к испытанию
В.6.2.1 Подготовку шины к испытанию проводят по ГОСТ 27704. Покрышки и бескамерные шины должны соответствовать требованиям настоящего стандарта по показателям статического дисбаланса и биений.
B.6.3 Проведение испытания
В.6.3.1 Испытания проводят при температуре (255)°С, ее измеряют на расстоянии 2 м от испытуемой шины с погрешностью 1°С.
В шине устанавливают давление воздуха в соответствии с таблицей В.4.
Таблица В.4 - Испытательное давление в шине
Индекс категории скорости |
Испытательное давление, МПа () |
Р, Q, R, S T, U, Н V |
0,26 (2,6) 0,28 (2,8) 0,29 (3,0) |
Шину прижимают к барабану испытательного стенда нагрузкой, равной 80% максимально допустимой, эквивалентной индексу несущей способности.
Перед измерением продольной силы шину обкатывают на стенде в течение 1 ч со скоростью 80 км/ч. По истечении времени обкатки регистрируют продольную силу и динамический радиус шины, а затем - продольную силу при вращении шины, прижатой к барабану усилием 50 Н.
В.6.4 Обработка результатов
В.6.4.1 За результат испытания принимают коэффициент сопротивления качению, вычисленный по формуле
,
(B.3)
где - продольная сила, Н;
- продольная сила при нагрузке 50 Н;
Р - нагрузка на шину, Н;
- динамический радиус шины, м;
R - радиус барабана стенда, м.
При наличии на стенде устройства для компенсации потерь в узлах стенда первоначально проводят обнуление показателей измерительного устройства при качении шины без нагрузки, затем проводят измерение при качении шины под нагрузкой.
Если температура окружающего воздуха при испытании отличалась от 25°С, значение коэффициента сопротивления качению корректируется по формуле
,
(В.4)
где - коэффициент сопротивления качению, скорректированный на температуру 25°С;
- коэффициент сопротивления качению при температуре, отличающейся от 25°С;
- действительная температура окружающего воздуха во время проведения испытания, °С.
Влияние диаметра барабана на коэффициент сопротивления качению определяют по формуле
,
(B.5)
где , - значения коэффициентов сопротивления качению шины, измеренные на барабанах 1 и 2;
и - радиусы барабанов 1 и 2 соответственно, м;
- свободный радиус шины, м.
Результат испытания оформляют протоколом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.