О необходимости изменения редакции статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующих назначение административных наказаний собственникам (владельцам) транспортных средств
В июле 2007 г. была установлена административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств за нарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи*(1). За прошедшие годы появилось немало выступлений в средствах массовой информации, в которых высказываются мысли о противоречии Конституции Российской Федерации соответствующих положений ст.ст. 1.5, 2.6.1, 4.1 и 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*(2). Более того, в июле 2010 г. в ст. 2.6.1 КоАП внесены существенные изменения*(3), способствующие укреплению в подобном мнении.
Все это с учетом накопленной практики назначения наказаний собственникам (владельцам) транспортных средств потребовало дальнейшего осмысления, уточнения и развития выводов, сформулированных нами в конце 2007 г. по данной проблеме*(4).
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом в соответствии с ч. 3 данной статьи лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к этой статье. Исходя из указанного примечания к таким случаям относятся случаи совершения административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП (т.е. административных правонарушений в области дорожного движения), при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. При этом согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП (в ред. Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 175-ФЗ) собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Внесение указанных новелл в КоАП Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ было обусловлено крайней необходимостью применения технических средств для надзора за дорожным движением с фиксацией фактов совершения административных правонарушений водителями транспортных средств на улицах городов и автомобильных дорогах.
Дело в том, что ежегодно в России совершается более 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают не менее 25-30 тыс. и получают различные увечья от 250 до 290 тыс. человек. Число ДТП, не подлежащих государственному статистическому учету (в которых нет пострадавших участников дорожного движения), в несколько раз больше. Всего за 10 лет в ДТП погибло порядка 320 тыс. человек. Около 20% пострадавших стали инвалидами. Дорожно-транспортная аварийность наносит экономике России колоссальный ущерб. Только прямой ущерб от ДТП ежегодно составляет 2,4-2,6% ВВП (порядка 325 млрд. руб., в том числе от гибели и ранений людей не менее 210 млрд. руб., хотя потери человеческих жизней в полной мере оценить невозможно). При этом темп прироста экономического ущерба от ДТП составляет 5-7% в год. Косвенные же виды ущерба, связанные с ограниченной потерей трудоспособности и психологическими травмами лиц, попавших ДТП, а также рядом других факторов, вообще не учитываются.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются нарушения Правил дорожного движения. За последние 10 лет в стране ежегодно официально наказывается от 45 до 50-52 млн. таких нарушений, из которых 70- 85% совершают водители транспортных средств. В действительности нарушений Правил дорожного движения выявляется больше: некоторые водители-нарушители лишь устно предупреждаются о недопустимости нарушения Правил, а нередко участники дорожного движения "откупаются" неофициально. Реально можно говорить не менее чем о 60-75 млн. ежегодно выявленных нарушений Правил дорожного движения. К тому же следует учитывать их огромную латентность: выявляется не более 15-20% совершенных нарушений, а зачастую еще меньше.
Улучшить ситуацию в некоторой степени можно за счет использования современных тактических приемов в работе сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС). Но в основном решение проблемы возможно лишь при массовым переходе подразделений ДПС на несение службы с использованием современных, преимущественно автоматизированных, технических средств выявления наиболее опасных нарушений Правил дорожного движения. Такие технические средства позволяют не только резко повысить выявляемость нарушений (обеспечивая в ряде случаев практически 100%-ный ее уровень), но и, объективно фиксируя нарушения, исключить субъективное мнение сотрудников ДПС в оценке поведения водителей. Применение технических средств надзора за дорожным движением к тому же способствует значительному уменьшению уровня коррупции в этой сфере.
Применение устройств автоматического выявления и фиксации нарушений правил движения получило широкое распространение за рубежом. Под "присутствием полиции на дороге" во многих странах Европы фактически стало подразумеваться не только нахождение на ней реальных сотрудников полиции, но и фото- и видеокамер наблюдения, фиксирующих превышение установленной скорости дорожного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил проезда перекрестков и т.д. Количество подобных устройств постоянно растет на улицах городов и автомобильных дорогах зарубежных стран.
Нет никаких особых проблем при использовании материалов съемки для доказывания факта административного правонарушения, если идентификационные характеристики транспортного средства (главное - его государственный регистрационный номер) запечатлены на снимке. Дело в том, что согласно ст.ст. 26.7 и 26.8 КоАП возможно использование в качестве доказательств по делу об административном правонарушении документов, к которым относятся материалы фото- и киносъемки, видеозаписи, показания специальных технических средств. Эти показания являются источником доказательств по делу об административном правонарушении. Однако, как показывает опыт эксплуатации подобных технических средств, довольно часто возникают ситуации, когда факт административного правонарушения автоматически "задокументирован" с помощью соответствующих технических средств совместно со средствами фото- и видеозаписи, но установить водителя, нарушившего Правила дорожного движения, и, следовательно, привлечь его к ответственности не представляется возможным.
В основном это связано с тем обстоятельством, что многие транспортные средства управляются по доверенности, а в результате автоматической фотодокументации нарушения по государственному регистрационному номеру транспортного средства устанавливается его собственник (владелец), который не виновен в совершении зафиксированного нарушения. Иногда собственник (владелец) может указать, кто управлял его автомобилем, но нередко собственник (владелец) не знает, кто управлял транспортным средством, или не хочет назвать водителя-нарушителя.
Все это обусловливает низкую эффективность административно-юрисдикционной деятельности в этой сфере и в конечном итоге - рост аварийности на автомобильном транспорте.
Решение данной проблемы возможно путем возложения ответственности за нарушения в области дорожного движения на собственника (владельца) транспортного средства. Естественно, исключаются случаи, если в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо когда транспортное средство выбыло из владения собственника (владельца) незаконно. Однако подобное решение проблемы вызывает ряд вопросов.
Первое. Многими гражданами, в том числе в средствах массовой информации, высказывается суждение, что ч. 3 ст. 1.5 КоАП "Презумпция невиновности" и примечание к этой статье противоречат ст. 49 Конституции РФ. Авторы отмечают, что, хотя в ст. 49 Конституции РФ принцип презумпции невиновности приведен применительно к уголовно-правовой сфере, он имеет значительно более широкое применение, в частности обязателен во всей области публичного права.
В ст. 49 Конституции РФ утверждение о том, что лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, рассматривается как необходимый атрибут соблюдения принципа презумпции невиновности.
Между тем в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ использование транспортных средств рассматривается как деятельность, представляющая повышенную опасность для окружающих. В силу этого на владельца транспортного средства как владельца источника повышенной опасности возложена обязанность возместить причиненный транспортным средством вред, если только владелец не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности не отвечает также за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Поскольку совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении Правил дорожного движения, водителем транспортного средства (как водителем источника повышенной опасности) представляет существенную опасность для отдельных граждан и общества в целом, законодатель посчитал возможным назначать административное наказание собственнику (владельцу) транспортного средства в случае фиксации нарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Соответствующие положения ст. 2.6.1 КоАП сформулированы законодателем аналогично нормам гражданского законодательства (ст. 1079 ГК РФ).
Однако необходимо учитывать следующее. В гражданском процессе согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В отличие от этого в производстве по делам об административных правонарушениях (как и в уголовном процессе) бремя доказывания в любом случае возложено на соответствующих должностных лиц государственных органов. В ч. 2 ст. 14 УПК РФ "Презумпция невиновности" прямо сказано, что подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
В законодательстве об административных правонарушениях нет специального термина "бремя доказывания". Но, тем не менее, исходя из положений КоАП бремя доказывания лежит на судье, органе, должностном лице, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а не на лице, привлекаемом к административной ответственности. В ч. 1 ст. 26.2 КоАП говорится: "Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела". Согласно ч. 2 данной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В этой связи никаких возражений не вызывала формулировка ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП в редакции, существовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 175-ФЗ, в которой ничего не говорилось об обязанности собственника (владельца) транспортного средства доказывать какие-либо обстоятельства совершения правонарушения. Было сказано лишь, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки подтвердятся содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Эта формулировка ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП не обязывала собственника (владельца) транспортного средства доказывать свою невиновность, не противоречила ч. 2 ст. 26.2 КоАП, подразумевая, что соответствующая проверка будет осуществлена лицом, в производстве которого находится дело. Естественно, формулировка не противоречила принципу презумпции невиновности.
Текст ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП после внесения в нее изменений Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 175-ФЗ представляется неудачным. В ныне действующей редакции ч. 2 этой статьи сказано, что "собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц".
Анализируя приведенный текст, можно сделать два заключения. Во-первых, напрашивается вывод, что, вероятно, собственник (владелец) транспортного средства должен сам доказывать сведения, содержащиеся в его жалобе. Во-вторых, если это и не так, то совершенно очевидно, что проверка таких сведений возлагается на должностное лицо или судью, которому адресована жалоба, а не на должностное лицо или судью, рассматривавшего дело и вынесшего постановление по делу (поскольку теперь эти сведения должны быть подтверждены не "в ходе проверки" сообщения или заявления собственника (владельца) транспортного средства, как было сказано в старой редакции ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП, а "в ходе рассмотрения жалобы", как сказано в новой редакции ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП). Первое противоречит принципу презумпции невиновности, второе - всем канонам производства по делам об административных правонарушениях.
Понятен мотив, побудивший изменить редакцию ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 175-ФЗ. Ведь согласно ч. 3 ст. 28.6 КоАП в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. А действием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, для пересмотра постановления согласно гл. 30 КоАП является лишь подача жалобы.
С целью устранения противоречия новой редакции ч. 2 ст. 2.6.1 положениям ч. 2 ст. 26.2, глав 29 и 30 КоАП, принципу презумпции невиновности представляется необходимым:
1. Дополнить гл. 30 КоАП нормами, предоставляющими право собственнику (владельцу) транспортного средства, в отношении которого без его участия вынесено постановление по делу об административном правонарушении в области дорожного движения, зафиксированного работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, подать заявление, содержащее сведения о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, а также нормами, устанавливающими порядок подачи таких заявлений, их проверки должностным лицом (судьей), уполномоченным рассматривать дело и выносить постановление по делу. Если в ходе проверки заявления должностным лицом (судьей), его рассматривающим, эти сведения будут подтверждены, постановление по делу об административном правонарушении должно быть отменено указанным должностным лицом (судьей), а собственник (владелец) транспортного средства освобожден от административной ответственности.
2. Внести изменения в ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП, сформулировав ее в следующей редакции: "Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки его заявления, поданного после получения им постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в заявлении сведения о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц".
Предложенная нами редакция ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП никоим образом не противоречит положениям ч. 2 ст. 26.2, принципу презумпции невиновности (выше уже отмечалось, что, как и старая редакция ч. 2 ст. 2.6.1, существовавшая до внесения Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 175-ФЗ изменений в КоАП). В связи с этим представляется, что внесение Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ изменений в ч. 3 ст. 1.5 КоАП и дополнение данной статьи примечанием были абсолютно ничем не оправданы. Эти новеллы в ст. 1.5 КоАП лишь породили сомнения в возможности использования для выявления административных правонарушений в области дорожного движения работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, исходя из недопустимости нарушения при этом принципа презумпции невиновности. Однако таких сомнений не должно быть, ибо этот принцип не нарушается.
Думается, если бы Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в КоАП были только введены ст. 2.6.1 и ч. 3 ст. 28.6 без изменения редакции ч. 3 ст. 1.5 и дополнения этой статьи примечанием, вопроса о нарушении принципа презумпции невиновности не возникало бы.
Не сама суть нововведений, а неудачная редакция ст. 1.5 КоАП породила этот вопрос.
На наш взгляд, необходимо вернуться к редакции ст. 1.5, существовавшей до внесения в КоАП изменений и дополнений Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ. В частности, формулировка ч. 3 ст. 1.5 КоАП должна быть однозначной: "Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность".
Второе. В средствах массовой информации нередко утверждается, что при назначении наказания собственнику (владельцу) транспортного средства за правонарушение, которое выявлено с применением технических средств, происходит объективное вменение вины, недопустимое в публично-правовых отношениях.
Действительно, не перестает действовать основополагающее положение законодательства об административных правонарушениях о том, что "лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина" (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ). При этом административным правонарушением признается лишь противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП).
Имеющаяся здесь неясность служит основанием для многочисленной критики подобного нововведения как в научных кругах, так и в средствах массовой информации, утверждений о том, что в этом случае устанавливается административная ответственность без вины. Между тем вина здесь, по нашему глубокому убеждению, есть.
Отметим интересный прецедент, имеющийся в КоАП. Согласно ст. 20.22 Кодекса появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах влечет назначение административного наказания родителям или иным законным представителям несовершеннолетних. Учитывая, что лица до 16 лет не подлежат административной ответственности, законодатель рассматривает такое правонарушение как виновное деяние их родителей или иных законных представителей, допустивших соответствующее поведение детей.
Думается, аналогичный подход может быть прекрасно реализован и в области дорожного движения. При автоматической фиксации нарушения, совершенного лицом, управляющим транспортным средством, в случае, если это лицо не установлено, действие собственника (владельца) данного транспортного средства следует рассматривать как доверие транспортного средства по неосторожности лицу, совершившему нарушение Правил дорожного движения.
Действительно, многие граждане доверяют управление транспортным средством (да и не только управление), не разбираясь, кому они передают источник повышенной опасности, не задумываясь о своей возможной ответственности за неправомерное поведение другого лица. В этом видится их вина в форме неосторожности.
Другими словами, к административной ответственности за административное правонарушение в области дорожного движения в случае его фиксации работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средством фото- и киносъемки, видеозаписи привлекается собственник (владелец) транспортного средства, доверивший транспортное средство по неосторожности лицу, нарушившему Правила дорожного движения.
Учитывая изложенное, более "чистой" формулировкой ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП представляется следующая редакция: "К административной ответственности за административное правонарушение в области дорожного движения в случае его фиксации работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средством фото- и киносъемки, видеозаписи привлекается собственник (владелец) транспортного средства, доверивший транспортное средство лицу, совершившему выявленное правонарушение".
О редакции ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП речь уже шла выше.
Более того, представляется целесообразным ст. 2.6.1 (в новой редакции обеих частей) перенести из гл. 2 в гл. 12 КоАП, подчеркнув тем самым, что подобное правонарушение собственника (владельца) транспортного средства следует рассматривать как одно из правонарушений в области дорожного движения.
Правила назначения административного наказания собственнику (владельцу) транспортного средства в этом случае определены ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП (в ред. Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 175-ФЗ) с дифференциацией наказания в зависимости от степени общественной опасности нарушения, что не вызывает возражений.
Третье. Многие граждане полагают, что ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП противоречит ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, согласно которой: "Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников".
Хотя положение ч. 1 ст. 51 Конституции РФ приводится в контексте рассмотрения прав лица в уголовном судопроизводстве, оно учитывается и в производстве по делам об административных правонарушениях. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 25.6 КоАП, который реализует указанную конституционную норму, свидетель вправе "не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников", что распространяется не только на свидетеля как участника производства по делам об административных правонарушениях, но и на других участников этого производства.
Не соглашаясь с тем, что ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП противоречит ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, отметим следующее.
Во-первых, в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство могло управляться не супругом либо близким родственником собственника (владельца) транспортного средства, а иным лицом, которому собственник (владелец) транспортного средства доверил управление им. В этом случае ничто не мешает собственнику (владельцу) транспортного средства сообщить соответствующие данные.
Во-вторых, даже если в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство управлялось супругом либо близким родственником собственника (владельца) транспортного средства, из содержания ч. 2 ст. 2.6.1 совсем не вытекает, что собственник (владелец) обязан сообщать сведения, направленные против них. Дело в том, что у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, согласно ст. 25.1 КоАП есть право (а не обязанность) давать объяснения. Естественно, с учетом положения ч. 1 ст. 51 Конституции РФ очевидна возможность отказа этого лица от дачи объяснений. Таким образом, собственник (владелец) транспортного средства вправе либо сообщить, кто из близких родственников (включая супруга) управлял транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения, либо не сообщать об этом, но понести при этом административное наказание за доверие транспортного средства лицу, совершившему нарушение Правил дорожного движения.
Библиографический список
1. Россинский Б.В. Новеллы в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 11.
Б.В. Россинский,
доктор юридических наук,
профессор, заслуженный юрист РФ,
проректор, заведующий кафедрой
административного и финансового права
Российской правовой академии Минюста России
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Соответствующие новеллы внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ.
*(2) В дальнейшем - КоАП.
*(3) Изменения внесены в КоАП Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 175-ФЗ.
*(4) См.: Россинский Б.В. Новеллы в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О необходимости изменения редакции статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующих назначение административных наказаний собственникам (владельцам) транспортных средств
Автор
Б.В. Россинский - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, проректор, заведующий кафедрой административного и финансового права Российской правовой академии Минюста России
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2011, N 1