Комментарий к Федеральному закону от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Совсем недавно в порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком были внесены изменения*(1), фактически единственной причиной которых оказалась необходимость сократить расходы ФСС на эти цели в связи с дефицитом бюджета названного фонда. Ответственность за решение данной проблемы по воле законодателей легла исключительно на самих получателей таких пособий и выразилась, по сути, в сокращении выплат на указанные цели.
Как резонно заметили сами законодатели, если в течение двух лет застрахованное лицо имело перерывы в работе либо у него была более низкая заработная плата в каком-то периоде (например, в 2009 году), чем за последние 12 календарных месяцев перед месяцем наступления отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, применение нового порядка расчета пособия может привести к снижению его размера по сравнению с тем, если бы пособие было исчислено по ранее действовавшим правилам.
Однако справедливое возмущение застрахованных позволило рассчитывать на некоторое смягчение позиции законодателей. В чем оно выразилось, расскажем далее.
Новое изменение коснулось главным образом получателей пособий по беременности и родам, а также ежемесячных пособий по уходу за ребенком. Напомним: в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ с 01.01.2011 эти пособия, наравне с пособием по временной нетрудоспособности, должны рассчитываться исходя из среднего заработка застрахованного лица за два календарных года, предшествовавших году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Такая норма содержится в новой редакции ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ. Соответственно, ч. 3 той же статьи стала гласить, что средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 этой статьи, на 730. То есть не учитывалось, что, возможно, застрахованное лицо в расчетном периоде в определенные промежутки времени не имело возможности получать заработок по объективным причинам.
Законодатели нашли два способа решения данной проблемы, один из которых будет применяться в течение 2011-2012 годов, а другой - с 01.01.2013.
Первый способ описан в ст. 3 Федерального закона N 343-ФЗ, которая изменилась по сравнению с ее первоначальным вариантом. Так, в прежней редакции данной статьи указывалось, что положения Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции Федерального закона N 343-ФЗ) применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу Федерального закона N 343-ФЗ, то есть после 01.01.2011 (ст. 4 этого закона).
Теперь в появившейся ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 343-ФЗ уточнено, что положения о назначении, исчислении и выплате пособий в редакции данного закона действуют со дня его вступления в силу. То есть 1 января 2011 года уже не выпадает из сферы его действия. Но главное заключается в том, что далее расписано, в каких случаях могут быть исключения из приведенного порядка вступления в силу новых положений.
В отношении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в течение 2011-2012 годов, застрахованное лицо имеет право выбора, как рассчитать среднедневной заработок. Его можно рассчитать исходя из новых правил, то есть из расчетного периода, равного двум годам (путем деления на 730 календарных дней).
Но можно и использовать нормы Федерального закона N 255-ФЗ, действовавшие до вступления в силу Федерального закона N 343-ФЗ, то есть до 01.01.2011. Это значит, что расчетным периодом при таком выборе будут являться 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествовавших месяцу наступления отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. Если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествовавших месяцу наступления предыдущего страхового случая (ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ в старой редакции).
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в этой ситуации определяется путем деления суммы начисленного заработка за указанный период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата (ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ в старой редакции).
Здесь же установлено, что при таком выборе предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС, ограничивающая размер заработка для расчета указанных пособий, почему-то не должна превышать 415 000 руб., то есть уровень 2010 года (п. 4 ст. 8 Закона о страховых взносах*(2)).
Данное право выбора относится задним числом к пособию по беременности и родам и ежемесячному пособию по уходу за ребенком, если право на эти пособия возникло с 01.01.2011. Можно выбрать более выгодный вариант и в случае необходимости пересчитать размер пособия (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ).
С 01.01.2013 не будет возможности выбора более удобного способа расчета. В то же время с этой даты средний дневной заработок в порядке, указанном в новой редакции ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, будет определяться только для расчета пособия по временной нетрудоспособности.
В отношении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ теперь указано иное. Заработок, начисленный за период, названный в ч. 1 той же статьи, делится не на 730, а на меньшее количество дней. В этой части отмечается, какие периоды исключаются.
Пример
Иванова М.Е. с 01.01.2009 по 31.03.2009 находилась в отпуске по уходу за ребенком. 01.04.2009 она вышла на работу. Ежемесячный оклад Ивановой М.Е. за это время был равен: в 2009 году - 20 000 руб., в 2010 году - 25 000 руб. С 01.02.2011 у нее начался отпуск по беременности и родам.
Общий заработок Ивановой М.Е. за 2009 - 2010 годы составил 480 000 руб. (20 000 руб. х 9 мес. + 25 000 руб. х 12 мес.).
В редакции Федерального закона N 343-ФЗ среднедневной заработок работницы составил бы 657 руб. 53 коп. (480 000 руб. / 730 дн.). В редакции Федерального закона N 21-ФЗ он будет равен 750 руб. (480 000 руб. / (730 х 90) дн.). В этом случае из 730 дней вычитается продолжительность отпуска по уходу за ребенком, которая относится к расчетному периоду. За январь - март 2009 года она равна 90 календарным дням.
Норма, согласно которой средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, ограничивается предельным уровнем в соответствии с п. 4 и 5 ст. 8 Закона о страховых взносах, с 01.01.2013 переместится из ч. 3.1 в новую ч. 3.2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, при этом ничуть не изменившись. Аналогичным образом сноска на указанную ч. 3.2 теперь будет содержаться в ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 343-ФЗ (п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона N 21-ФЗ).
Соответственно, ежемесячное пособие по уходу за ребенком теперь станет исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, который будет определяться путем умножения среднего дневного заработка, устанавливаемого на основании ч. 3 и 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, на 30,4.
М.В. Подкопаев,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 6, март 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ и комментарий к нему опубликованы в N 2, 2011.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"