Минфин напомнил о новых формах бухгалтерской отчетности
В Письме от 24.01.2011 N 07-02-18/01 Минфин дал рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год. На наш взгляд, бухгалтеру в данном письме особо необходимо обратить внимание на последний раздел "Составление промежуточной бухгалтерской отчетности в 2011 г."
Позиция Минфина
В указанном разделе письма сказано следующее. В силу ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"*(1) общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих, правила оценки статей определяются в соответствии с этим Положением. При формировании промежуточной бухгалтерской отчетности, включающей данные об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее деятельности нарастающим итогом с начала года, содержание включаемых в ее состав бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках должно соответствовать формам и содержанию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, включаемых в состав годовой бухгалтерской отчетности. Приказом N 66н*(2), вступающим в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, утверждены формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Исходя из этого, формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 года должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за этот год.
Обратите внимание! В пункте 7 Приказа N 66н прямо указано, что он вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. Тем не менее финансисты считают, что начиная с отчетности за I квартал 2011 года составлять бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках нужно по новой форме. Это позволит обеспечить соответствие представляемой в течение года промежуточной отчетности и отчетности в целом за 2011 год.
Позиция Минфина вполне логична. Только вот не понятно, почему эта логика не сработала при подготовке Приказа N 66н? Напомним, формы отчетности меняются не первый раз, и, к сожалению, не впервые возникает вопрос о том, с какого периода следует использовать вновь утвержденные формы. Так, привычные сегодня бухгалтеру формы отчетности были введены Приказом N 67н*(3), в п. 6 которого указано, что он действует начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год. И после его появления сразу возникли споры, нужно заполнять новые формы уже по итогам девяти месяцев или их надо применять только при составлении годовой отчетности. Как видим, ситуация повторяется, усугубляясь при этом тем, что позиция, выраженная финансистами в Письме N 07-02-18/01, в общем-то противоречит п. 7 Приказа N 66н.
Старые или новые?
Получается, что принять решение о том, какие формы использовать при сдаче отчетности за I квартал 2011 года, организация должна самостоятельно. Хотя, выбирая тот или иной вариант, целесообразно уточнить позицию территориального органа государственной статистики и налогового органа по месту своего нахождения по этой проблеме.
Как заполнить?
Новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках заметно отличаются от прежних, однако особых проблем с их заполнением у бухгалтера, скорее всего, не возникнет.
Баланс
В обновленной форме баланса строк стало меньше, а столбцов больше. Однако многим организациям придется ввести дополнительные строки, чтобы обеспечить соблюдение требований ПБУ 4/99. Число столбцов (граф) в балансе возросло с четырех до шести:
- пояснения;
- наименование показателя;
- код;
- на отчетную дату (например, на 31.03.2011);
- на 31 декабря предыдущего года (то есть на 31.12.2010);
- на 31 декабря года, предшествующего предыдущему (то есть на 31.12.2009).
Первая графа предназначена для отражения номера соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и позволяет пользователю быстрее найти нужную информацию, расшифровывающую значение той или иной строки баланса. Однако пояснения представляются лишь в составе годовой бухгалтерской отчетности. Поэтому заполнять графу "Пояснения" в балансе за I квартал, полугодие и девять месяцев 2011 года не требуется.
Примечание. Заполнять графу "Пояснения" следует только при формировании годовой бухгалтерской отчетности (в промежуточной отчетности она остается пустой).
Графа "Код" вводится организацией самостоятельно (в утвержденной Приказом N 66н форме она отсутствует) и заполняется в соответствии с приложением 4 к этому приказу. Нужно ли присваивать коды в случае добавления новых строк? Напомним, заполняя формы отчетности, утвержденные Приказом N 67н, бухгалтер делал это, руководствуясь Приказом Госкомстата РФ N 475, Минфина РФ N 102н от 14.11.2003 "О кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики". Можно и нужно ли коды для дополнительных строк, как и прежде, брать из этого документа? Очевидно, нет. Дело в том, что новые коды состоят из четырех цифр, а не трех, как это было раньше. Поэтому статкоды от 2003 года использовать при заполнении обновленного баланса нельзя. Кроме того, как следует из п. 5 Приказа N 66н, органы государственной статистики будут обрабатывать информацию, которая отражена в строках, закодированных в соответствии с приложением 4. С учетом изложенного считаем, что присваивать коды дополнительно введенным строкам не требуется.
В каком случае у организации может возникнуть необходимость дополнения баланса новыми строками? Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить нормы ПБУ 4/99. В частности, п. 6 этого документа предусмотрено, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.
В соответствии с п. 11 ПБУ 4/99 показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, если они существенны и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Иными словами, бухгалтеру при заполнении баланса и отчета о прибылях и убытках предстоит оценить существенность каждого вида активов, обязательств, доходов и расходов и определить, возникает ли обязанность его выделения в отдельную строку. Этот вывод подтверждается п. 3 Приказа N 66н, в котором сказано: организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетности.
Пример
Новая форма баланса не содержит в активе строки "Незавершенное строительство". Рассмотрим, в какой строке бухгалтер организации-застройщика, возводящей производственное здание для собственных нужд, должен отразить сальдо по счету 08, а именно по субсчету 08-3 "Строительство объектов основных средств", если в соответствии с положениями учетной политики данная сумма является:
а) существенной;
б) несущественной.
При варианте "а" бухгалтер должен ввести в разд. I "Внеоборотные активы" баланса дополнительную строку (без кода) и отразить в ней дебетовый остаток по счету 08.
При варианте "б" сальдо по счету 08 будет отражаться по строке "Прочие внеоборотные активы", код 1170.
В этом отношении субъектам малого предпринимательства Приказ N 66н предоставляет некоторые послабления. В частности, такие организации в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). Иными словами, малые предприятия могут использовать утвержденные Минфином формы, не внося в них какие-либо дополнения для детализации информации.
К сведению. Новые формы отчетности не являются рекомендуемыми. Из них нельзя исключать какие-либо строки по причине отсутствия соответствующих данных. В силу п. 11 ПБУ 4/99 статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются.
Отчет о прибылях и убытках
Изменениям подвергся и отчет о прибылях и убытках. В нем, как и в балансе, появился столбец "Пояснения", который в промежуточной отчетности, как было отмечено выше, не заполняется. Так же как и в бухгалтерский баланс, в отчет о прибылях и убытках необходимо дополнительно внести столбец "Код" (коды приведены в уже упоминавшемся нами приложении 4 к Приказу N 66н).
Примечание. В отчете о прибылях и убытках выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг отражается за вычетом НДС, то есть нетто - выручка (п. 23 ПБУ 4/99, примечание 5 к новой форме отчета о прибылях и убытках).
Как и ранее, бухгалтерам многих организаций придется включить в отчет о прибылях и убытках новые строки (без присвоения им кодов). Эта обязанность вытекает из п. 18.1 ПБУ 9/99 "Доходы организации"*(4) и п. 21.1 ПБУ 10/99 "Расходы организации"*(5). Напомним, первой из названных норм предусмотрено, что выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, в п. 21.1 ПБУ 10/99 закреплено: в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.
А.И. Серова,
эксперт журнала "Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н.
*(2) Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
*(3) Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
*(4) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н.
*(5) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"