Госзакупки: добро пожаловать на единый сайт
Комментарий к совместному приказу Минэкономразвития России и Федерального казначейства РФ от 14.12.10 N 646/21н "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом".
От редакции. На рынке закупок для государственных и муниципальных нужд расходуются огромные бюджетные средства. Не секрет, что значительная часть этих средств зачастую присваивается как чиновниками, так и недобросовестными коммерсантами. Поставить заслон порочным покупкам призваны поправки, внесённые в прошлом году в основополагающий документ, регламентирующий гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок, а именно в Федеральный закон от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Изменения законодательства в сфере госзакупок вводят в бюджетную сферу обязательный электронный аукцион. Запуск единой площадки, призванной объединить всю информацию о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, по задумке создателей, должен уменьшить количество непрозрачных операций в сфере госзакупок.
Масштабные проекты на первом этапе всегда сталкиваются с трудностями. Но специалисты рассчитывают, что, несмотря на это, запуск единого сайта госзакупок должен принести положительный антикоррупционный эффект.
Многие руководители организаций рассматривают государственный (муниципальный) заказ как одну из возможностей выжить в непростых экономических условиях. А для этого теперь необходимо знать все этапы ведения электронных торгов на едином сайте госзакупок. Отдельные из них, например оформление электронной цифровой подписи, довольно продолжительны и бюрократичны. Чтобы успешно пройти их, нужно знать нормативные документы и требования, предъявляемые к пользователям сайта.
С 1 января 2011 года все официальные сайты в сети интернет, которые до этого использовались для размещения госзаказов бюджетниками, прекращают приём новых заказов. Окончательно "свернуть" свою работу для указанных целей такие сайты должны до 1 июля 2011 года. Все госзаказчики будут искать исполнителей своих заказов и общаться с ними в электронной форме через единый сайт.
Комментируемым совместным приказом утверждено положение, устанавливающее правила пользования таким сайтом. Оно вступило в силу 1 февраля 2011 года. Мы расскажем о некоторых нормах положения, а также об особенностях нового порядка информационного обеспечения размещения заказов на госзакупки.
Требования к официальному сайту
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регулируются Федеральным законом от 21.07.05 N 94-ФЗ (далее - закон N 94-ФЗ). Согласно новой редакции пункта 1 статьи 16 этого закона с 1 января 2011 года официальным сайтом РФ в интернете для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт). До 2011 года для подобных целей в интернете использовались официальные сайты РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта являются Минэкономразвития России и Федеральное казначейство РФ (п. 2 ст. 16 закона N 94-ФЗ).
В статье 4 закона N 94-ФЗ перечислены лица, которые являются государственными и муниципальными заказчиками. Это госорганы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казённые учреждения и иные получатели средств бюджетов при размещении заказов, финансируемых за счёт бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. В письме Минэкономразвития России от 10.12.10 N Д22-2214 разъяснено, что автономные учреждения не являются государственными или муниципальными заказчиками, так как не отнесены Бюджетным кодексом РФ к получателям бюджетных средств. Они вправе не размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями закона N 94-ФЗ.
В комментируемом положении прописаны:
- порядок пользования официальным сайтом для представления информации, имеющей отношение к размещению госзаказов;
- требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом.
К информации, предусмотренной законом N 94-ФЗ, в частности, относится информация о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), об условиях и запретах, об ограничении допуска товаров иностранного происхождения (работ, услуг, оказываемых иностранными лицами). Кроме того, на этом сайте есть сведения об органах, уполномоченных на его обслуживание, и другая информация, относящаяся к размещению заказов, за исключением рекламы и сведений, составляющих государственную тайну.
Данная информация должна быть общедоступна бесплатно и круглосуточно. О причинах возникающих неполадок в работе официального сайта его организаторы должны сообщать на нём в течение не более 2 часов с момента возобновления доступа к сайту.
Пользование официальным сайтом не должно предусматривать установку на компьютеры пользователей специальных программных и технологических средств для просмотра информации. Ввод информации, как правило, обеспечивается путём заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта. К размещаемой информации прикрепляются в виде отдельных файлов конкурсная документация, документация об открытом аукционе, требования, предъявляемые к запросу котировок. Указанные файлы должны иметь распространённые и открытые форматы, не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими ознакомиться с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Разъяснения о пользовании официальным сайтом
Разъяснения о начале функционирования с 1 января 2011 года общероссийского официального сайта содержатся в совместном письме от 31.12.10 Минэкономразвития России N 26339-ЛА/Д22 и Федерального казначейства РФ N 42-7.4-05/10.0-890.
В нём подчёркнуто, что с 1 января 2011 года официальный сайт является единственным официальным источником предоставления информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также для размещения сведений о контрактах (их изменениях), об их исполнении (прекращении действия). Иные сайты в сети интернет и печатные издания могут использоваться в качестве вспомогательных источников распространения информации о размещении заказов.
В соответствии с комментируемым положением информацию на официальном сайте размещают:
- государственные, муниципальные или иные заказчики;
- органы, уполномоченные на размещение заказов для заказчиков;
- специализированные организации, выполняющие функции по размещению заказов;
- юридические лица, обязанные размещать информацию в соответствии с законодательством РФ.
В совместном письме указано, что перечисленные лица перед регистрацией на официальном сайте должны зарегистрироваться в казначействе и получить сертификаты ключей электронных цифровых подписей (ЭЦП) в порядке, установленном приказом N 647/22н. Заказчик и территориальный орган казначейства заключают типовой договор, по которому дополнительное программное обеспечение, необходимое для использования ЭЦП, и инструкции по его установке предоставляются им бесплатно.
Затем сотрудники, получившие ЭЦП, регистрируются непосредственно на официальном сайте. Некоторые особенности порядка такой регистрации освещены в упомянутом письме.
Перед регистрацией органа, уполномоченного на размещение заказов для заказчиков, сами заказчики должны пройти процедуру предварительной регистрации в сводном перечне заказчиков казначейства.
Участники размещения заказа и любые заинтересованные лица должны иметь бесплатный свободный (без регистрации) доступ к информации, размещённой на официальном сайте.
Особое внимание в совместном письме уделено интеграции официального сайта с внешними системами размещения заказов. Она осуществляется на основе заключённого при выдаче ЭЦП типового договора по обмену электронными документами между территориальным органом казначейства и заказчиком.
На официальных сайтах (федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований) должны быть завершены процедуры размещения заказов, информация о которых размещена до 1 января 2011 года. С этой даты и до 1 июля 2011 года федеральный сайт будет работать в ограниченном режиме по адресу www.zakupkiold.gov.ru. На этом сайте нельзя размещать новые извещения, он должен отражать информацию о новом официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Аналогичная информация должна быть размещена на всех официальных сайтах субъектов РФ и муниципальных образований, завершающих своё действие с 1 января 2011 года. Справочная информация по работе официального сайта размещается на нём в разделе "Информация для заказчиков и поставщиков".
В письме указан адрес сайта казначейства - http://www.roskazna.ru, где размещены контакты его территориальных органов, в которые пользователи могут обратиться с вопросами. Обращаться нужно в те органы, где были выданы сертификаты ключей ЭЦП.
Что касается размещения на официальном сайте информации о проведении открытых аукционов в электронной форме, то извещение об этих мероприятиях (тоже в электронной форме) формируется и подписывается при помощи ЭЦП в разделе сайта "Личный кабинет". Затем извещение передаётся и размещается на выбранной в извещении электронной площадке. Дальнейшая работа заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации (в том числе подписание контракта) происходит через "Личный кабинет" на официальном сайте. Документы, автоматически формируемые на электронной площадке (например, протокол аукциона), передаются и размещаются на официальном сайте также в автоматическом режиме. В письме можно найти адреса службы поддержки операторов электронных площадок, куда следует обращаться с вопросами, возникающими при проведении электронных аукционов.
Единый реестр контрактов
С 1 января 2011 года действует новая редакция статьи 18 закона N 94-ФЗ, в которой установлено, что на официальном сайте будут вести единый реестр государственных и муниципальных контрактов, заключённых от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных контрактов, заключённых от имени муниципального образования, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений (федеральных, субъектов РФ, муниципальных).
В письме отмечается возможность интеграции единого реестра с действующими региональными и муниципальными информационными системами.
Положение о ведении реестра контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений*(1) утверждено постановлением Правительства РФ от 29.12.10 N 1191. Оно вступило в силу 1 января 2011 года. Обратите внимание на то, что аналогичное старое положение, утверждённое постановлением Правительства РФ от 27.12.06 N 807, вместе с поправками, которые намечались к вступлению в силу с 1 января 2011 года, утратило силу.
Новое Положение N 1191 не распространяется на отношения, связанные с ведением реестра контрактов, в который включаются сведения о размещении заказов и заключении контрактов, составляющие государственную тайну, а также на контракты и гражданско-правовые договоры, заключённые в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 закона N 94-ФЗ. В этом пункте упоминаются заказы на поставки одноимённых товаров, выполнение одноимённых работ, оказание одноимённых услуг, которые размещаются у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на сумму, не превышающую предельного размера расчётов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке.
Напомним, что одноимёнными считаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждённой приказом Минэкономразвития России от 01.12.10 N 601.
А предельный размер расчётов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке на сегодня составляет 100 000 руб. (указание Банка России от 20.06.07 N 1843-У).
От редакции. Номенклатура, утверждённая приказом Минэкономразвития России N 601, включает в себя перечень из 158 групп товаров, работ, услуг для нужд заказчиков. В этот перечень, в частности, включена группа "Печатная продукция" (ОКДП 2210000). В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) в эту группу входит продукция издательств. Это книги, брошюры, этикетки, бланки, почтовые открытки, записи на технических носителях и др. Поэтому данные товары для государственных нужд заказчик может закупить без проведения торгов, только если общая сумма договора не превысит 100 000 руб.
Перечень сведений, содержащихся в реестре госконтрактов, по сравнению с прежним аналогичным перечнем частично уточнён и дополнен. Новыми позициями перечня являются сведения об изменении, исполнении и расторжении контракта.
Изменён порядок направления заказчиком в уполномоченный орган сведений о контракте (о его изменении, исполнении, прекращении). Раньше эта процедура осуществлялась в электронном виде или на бумажном носителе в течение трёх рабочих дней с даты заключения контракта (его изменения, исполнения, прекращения). А с 1 января 2011 года заказчик направляет аналогичные сведения в те же сроки, но только через официальный сайт с использованием ЭЦП уполномоченного лица заказчика.
В новом Положении N 1191 прямо перечислены сведения о контракте, которые проверяет казначейство. Установлено, что проверка и размещение указанных сведений на официальном сайте осуществляются в течение трёх рабочих дней со дня представления их заказчиком. О причинах невключения сведений в реестр заказчика извещают опять же через официальный сайт.
Изменилась структура уникального номера реестровой записи, а срок хранения сведений о контракте увеличен с 3 до 10 лет со дня включения в реестр сведений об исполнении (о расторжении) контракта. Установлено, что после этого срока сведения о контракте хранятся в электронном виде в установленном порядке (раньше было - в порядке, установленном законодательством об архивном деле в РФ).
Обеспечение заявки на участие в конкурсе
Заказчиком, уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения поставщиками и подрядчиками заявки на участие в конкурсе на заключение госконтракта. При этом размер обеспечения заявки на участие в конкурсе не может превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Федеральным законом от 03.11.10 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу в ноябре 2010 года, данный лимит размера обеспечения заявки при размещении заказов у субъектов малого предпринимательства снижен до 2%. Если заказ размещается путём проведения открытого аукциона в электронной форме, то применяются аналогичные максимальные размеры такого обеспечения (включая льготный лимит для малого бизнеса), а его минимальный размер составляет 0,5% цены лота.
В отличие от заказчиков потенциальные поставщики и подрядчики по госзаказу приобретают сертификаты ключей ЭЦП и программное обеспечение для работы с госзаказами на возмездной основе. Такие участники размещения заказа одновременно с подачей заявления на аккредитацию на электронной площадке подают заявление на открытие счёта для внесения денежного обеспечения заявки. Если сумма обеспечения заявки не перечислена на этот счёт в установленный срок, то опоздавших к участию в конкурсе (аукционе) не допустят.
Участникам, занявшим в аукционе первое и второе места, суммы обеспечения заявки возвращают после заключения госконтракта. Остальным участникам - через пять дней после подписания протокола оценки и сопоставления заявок. Если поставщик (подрядчик) выиграл аукцион, но уклоняется от подписания контракта, то сумма обеспечения ему не возвращается, а зачисляется в соответствующий бюджет (ст. 28, 29, 38 закона N 94-ФЗ). Подобные меры призваны сделать дорогостоящими уловки участников конкурса, которые, к примеру, работают на пару следующим образом: один участник с явно заниженным по цене предложением выигрывает конкурс, а потом отказывается от подписания госконтракта, и выигрыш достаётся его партнёру с предложением подороже, но занявшему второе место в конкурсе. В этом случае первый участник рискует суммой обеспечения, которую ему не вернут.
Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учёте расчётов участника размещения заказа по обеспечению заявки на участие в конкурсе.
Пример
Поставщик ООО "Омега" участвует в конкурсе на заключение договора поставки оборудования с бюджетным учреждением. Стоимость аналогов такого оборудования на рынке составляет 3 000 000 руб. Руководитель учреждения принял решение о внесении в извещение о проведении конкурса обеспечения заявки в сумме 150 000 руб. (3 000 000 руб. х 5%). ООО "Омега" перечислило на счёт, указанный организатором конкурса, указанную сумму обеспечения. После подписания протокола оценки и сопоставления заявок участниками, занявшими первое и второе места, признаны иные лица. Сумму обеспечения ООО "Омега" вернули на расчётный счёт.
Для целей налогообложения прибыли сумма обеспечения заявки на участие в конкурсе рассматривается в режиме задатка. При уплате и возврате задатка налоговые расходы и доходы у ООО "Омега" не возникают (подп. 2 п. 1 ст. 251, п. 32 ст. 270, ст. 41 НК РФ).
В бухгалтерском учёте ООО "Омега" производятся следующие записи:
- 150 000 руб. - перечислены денежные средства в обеспечение заявки на участие в конкурсе;
Дебет 009
- 150 000 руб. - отражена сумма выданного обеспечения обязательства;
- 150 000 руб. - возвращена сумма обеспечения заявки на участие в конкурсе;
Кредит 009
- 150 000 руб. - списана сумма выданного обязательства в связи с погашением задолженности.
К. Матвеев,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 3, март 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр. Документ официально опубликован в "Собрании законодательства РФ" от 24.01.11, N 4, ст. 604.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru