Комментарий к письму ВАС РФ от 9 августа 1999 г. N С4-7/УП-898
См. справку "Наиболее актуальные вопросы предпринимательской деятельности. Комментарии судебной практики ВАС РФ. / Отв. ред. Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова"
Судебная экспертиза представляет собой процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ)).
АПК РФ предусматривает назначение арбитражным судом экспертизы для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний (ч. 1 ст. 82).
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ подготовлено и опубликовано в период действия норм Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве 1998 г.), однако ссылок на нормы названного Закона о банкротстве комментируемое письмо не содержит.
Положения письма, в которых отмечается, что Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству с 1 января 1999 г. ведет учет юридических и физических лиц, специализирующихся на проведении экспертиз по вопросам, возникающим в рамках процедур несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организации, а также положения, в которых отмечается возможность арбитражного суда запросить при необходимости в территориальном органе Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству реестр лиц, уполномоченных ФСДН России на проведение экспертиз по указанным вопросам, утратили свое значение в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Согласно п. 2 указанного Постановления Правительства РФ Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются правопреемниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства, а Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 506, не предусматривает ведение Федеральной налоговой службой или ее территориальными органами реестра лиц, уполномоченных на проведение экспертиз по вопросам, возникающим в рамках процедур несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организации.
С вступлением в силу Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве 2002 г.) комментируемое письмо сохранило актуальность только в части перечня судебных экспертиз, назначаемых арбитражными судами по делам о банкротстве:
1. Экспертиза финансового состояния и платежеспособности организаций.
2. Экспертиза планов финансового оздоровления неплатежеспособных организаций.
3. Оценка рыночной стоимости имущества организаций.
4. Экспертиза действий должностных лиц в рамках процедур банкротства.
В соответствии с п. 5 ст. 46 Закона о банкротстве 1998 г. для определения финансового состояния должника при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, а также при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд вправе назначить экспертизу, в том числе по собственной инициативе.
Закон о банкротстве 2002 г. (в ранее действующей редакции) не содержал указания на возможность арбитражного суда по собственной инициативе назначить экспертизу по делу о банкротстве. Согласно п. 3 ст. 50 Закона о банкротстве 2002 г. в действующей редакции при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, а также при рассмотрении дела о банкротстве для решения вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд вправе назначить экспертизу, в том числе по своей инициативе.
Нельзя не отметить и принципиально изменившегося круга вопросов в действующей редакции п. 3 ст. 50 Закона о банкротстве 2002 г. (по сравнению с ранее действующей редакцией этого Закона), по которым может быть назначена экспертиза в рамках дела о банкротстве. Если согласно ранее действовавшей редакции п. 3 ст. 50 Закона о банкротстве 2002 г. арбитражный суд мог назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства*(1), то в действующей редакции та же норма наделяет арбитражный суд возможностью назначить экспертизу для любых вопросов, требующих специальных знаний.
С учетом положений ч. 1 ст. 223 АПК РФ и п. 1 ст. 32 Закона о банкротстве 2002 г. арбитражный суд рассматривает вопрос о назначении экспертизы по делу о банкротстве по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными данным Законом. Таким образом, арбитражный суд может при необходимости назначать по делам о банкротстве финансово-экономические экспертизы не только в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, но и для разъяснения других вопросов, связанных с финансовым состоянием должника.
Например, Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции РФ, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ от 14 мая 2003 г. N 114 "Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации"*(2), относит к предмету финансово-экономической экспертизы исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, что находит применение в делах о банкротстве*(3).
С.А. Кузнецов
-------------------------------------------------------------------------
*(1) При этом проведение в рамках дела о банкротстве финансово-экономической экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного банкротства не препятствует признанию должника банкротом (см. Постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 января 2003 г. по делу N А12-5326/02-С27, от 21 октября 2005 г. по делу N А55-13072/04-38).
*(2) Российская газета. 2003. 31 мая. N 104.
*(3) Судебная экспертиза в арбитражном процессе / Под ред. Д.В. Гончарова, И.В. Решетниковой. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 108-109.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С.А. Кузнецов. Комментарий к письму ВАС РФ от 9 августа 1999 г. N С4-7/УП-898 (Наиболее актуальные вопросы предпринимательской деятельности. Комментарии судебной практики ВАС РФ. / Отв. ред. Л.А. Новоселова, М.А. Рожкова). - Специально для системы ГАРАНТ, 2011.
Автор
С.А. Кузнецов