Особенности организации и оплаты труда водителей транспортных предприятий
Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, с безопасностью дорожного движения. Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров. По этой причине главой 51 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) предусмотрены особенности регулирования труда работников транспортных предприятий, которые и станут предметом рассмотрения данной статьи.
Регламентация отбора водителей
Трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.
Статья 328 ТК РФ обязывает водителей проходить профессиональный отбор, подготовку и обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта и здравоохранения. Требование о медицинском обследовании содержится также в ст. 23 и 26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и ст. 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1.
При трудоустройстве водитель, кроме документов, установленных ст. 65 ТК РФ, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку, а также представить медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.
Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение N 15).
Обратите внимание! Действие данного Положения распространяется на всех водителей, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
Организация труда и отдыха водителей
Поскольку работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда, правильно организовать труд работников, он должен также соблюдать Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Минтруда России от 12.05.2003 N 28 (далее - Правила по охране труда).
Действие вышеуказанных Правил распространяется не только на водителей автомобилей, но и на работников автотранспортных организаций, цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств.
Вышеназванные документы обязательны к применению всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими в штате водителей.
Таким образом, режим труда и отдыха водителей регулируется не только ТК РФ, но и специально разработанными отраслевыми документами. Тем не менее, далеко не все вопросы организации и оплаты труда водителей транспортных предприятий освещены в вышеуказанных нормативных отраслевых документах.
Именно поэтому вопросы определения нормы рабочего времени с учетом сменного режима работы, оплаты за труд и часы переработки, оплаты за работу в выходные и праздничные дни так актуальны сегодня для работников транспортных предприятий.
В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Это позволяет контролировать соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие прогулов, опозданий, а также правильно определять заработную плату за фактически отработанное время.
Обратите внимание! Суммированный учет рабочего времени, применяемый согласно Положению N 15, - это фактически специальный режим рабочего времени и времени отдыха, основанный на графиках сменности.
Основания для введения суммированного учета рабочего времени
Как следует из ст. 104 ТК РФ, основанием для введения суммированного учета рабочего времени являются условия работы, которые не позволяют соблюдать установленную для данной категории работников ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени.
Согласно п. 8 Положения N 15 в случае, если по условиям работы автотранспортного предприятия для отдельных категорий работников не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени, им устанавливают суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность учетного периода, как правило, составляет один месяц.
Обратите внимание! Пункт 8 Положения N 15 предусматривает, что на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Некоторым водителям работодатель может установить ненормированный рабочий день, но только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации. Согласно п. 14 Положения N 15 такой режим работы можно установить:
- водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);
- водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.
Рабочее время и графики сменности
ТК РФ предусматривает, что порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. В свою очередь, вышеуказанные правила утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 1 ст. 190 ТК РФ) или при утверждении коллективного договора, если эти правила являются приложением к нему (ч. 2 ст. 190 ТК РФ). В правилах внутреннего трудового распорядка должно быть указано основание для введения суммированного учета рабочего времени и должна быть установлена длительность учетного периода (п. 8 Положения N 15).
При приеме нового сотрудника на работу, выполнение которой осуществляется по правилам суммированного учета рабочего времени, его следует ознакомить с правилами внутреннего трудового распорядка под роспись. Если суммированный учет рабочего времени введен не во всей организации, а лишь для некоторых видов работ или отдельных категорий работников, то режим рабочего времени и времени отдыха для таких работников становится индивидуальным и обязательным условием трудового договора.
Обратите внимание! В трудовом договоре возможна такая формулировка: "Работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю с суммированным учетом рабочего времени, учетный период - месяц (квартал, но не более шести месяцев). Порядок ведения суммированного учета рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Графики сменности доводятся до работника не позднее одного месяца до дня введения их в действие".
При установлении суммированного учета рабочего времени в целом по предприятию в локальных нормативных актах указываются дата введения и продолжительность учетного периода.
Если суммированный учет рабочего времени вводится для отдельных работников, которые выразили согласие перейти на сменный режим работы, то необходимо внести изменения в трудовой договор. А для каждого вновь принятого работника учетный период будет отсчитываться с момента его приема на работу. Соответственно для него придется определять нормальное количество рабочих часов в индивидуальном порядке.
В зависимости от специфики работы работодатель может вести ежедневный, еженедельный или суммированный учет рабочего времени.
Ежедневный учет означает, что работодатель по окончании каждого рабочего дня (смены) подсчитывает количество фактически отработанных работником часов и определяет наличие сверхурочных часов, подлежащих компенсации. При еженедельном учете сверяют фактически отработанное время с нормой рабочего времени за неделю (она может быть нормальной, сокращенной или неполной). При суммированном учете сверхурочные часы определяются по окончании учетного периода, длительность которого превышает неделю.
Обратите внимание! В отличие от общих правил, установленных ст. 104 ТК РФ, когда учетный период не может превышать одного года, для водителей транспортных предприятий учетный период, как правило, устанавливается равным одному месяцу, а в отдельных случаях - кварталу и другим периодам, но не может превышать 6 месяцев.
При этом продолжительность отработанного времени за выбранный учетный период не должна превышать нормального количества рабочих часов.
Особенность суммированного учета заключается в том, что учет рабочего времени в отличие от поденного и недельного допускает отклонение продолжительности рабочего времени в сутки и в течение недели от той, что установлена для данной категории работников. При этом переработка в одни дни (недели) может погашаться недоработкой в другие дни (недели) с тем, чтобы в пределах определенного учетного периода общая продолжительность рабочего времени не превышала нормального числа рабочих часов для этого периода (ст. 104 ТК РФ). Таким образом, выполнение нормы труда - отработка нормированного числа рабочих часов - обеспечивается не за неделю, а за более длительный период.
Работодатель обязан организовать работу таким образом, чтобы сотрудник, которому установлен суммированный учет рабочего времени, полностью отработал норму рабочего времени за учетный период. Для этого разрабатывается график сменности на учетный период, в котором определяется время начала и окончания работы, продолжительность смены, время междусменного отдыха.
Пункт 6 Положения N 15 раскрывает понятие рабочего времени водителя: время, в течение которого водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности). Но п. 15 Положения включает в рабочее время и иные периоды:
- для перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
- для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках - в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- для проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
- для стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- для простоев не по вине водителя;
- для проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ;
- для охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
- для присутствия в автомобиле, когда водитель не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей.
График сменности утверждается приказом руководителя с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации, если таковой имеется, и доводится до сведения сотрудников не позднее чем за месяц до введения его в действие (ст. 103 ТК РФ). Продолжительность работы по графику сменности не может превышать норму рабочего времени в учетном периоде. При этом недопустима и недоработка до нормы рабочего времени.
При составлении графика сменности следует иметь в виду, что работа в течение двух смен подряд запрещается (ст. 103 ТК РФ).
Для формирования графика сменности можно использовать форму, предусмотренную для табеля учета рабочего времени (форма N Т-13). Однако в дополнение к уже имеющимся графам (1-6) необходимо добавить еще одну графу для подписи каждого работника. В ней сотрудник организации указывает, что с документом ознакомлен, проставляет дату и подпись.
При сменном режиме рабочего времени предусматривается, что выходные дни в течение рабочей недели предоставляются по скользящему графику (ст. 100 ТК РФ).
Таким образом, введение суммированного учета на автотранспортном предприятии предполагает установление:
- продолжительности учетного периода (месяц, в отдельных случаях до 6 месяцев);
- нормы рабочих часов за учетный период;
- графика работы.
Целесообразность введения продолжительного учетного периода может состоять в том, чтобы в его пределах минимизировать сверхурочные, например сгладить сезонную перегрузку работников.
Особенности учета рабочего времени водителей транспортных предприятий
При учете рабочего времени водителей автотранспортных предприятий устанавливается, что продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов (п. 9 Положения N 15).
Исключение составляют следующие случаи, когда продолжительность работы может быть увеличена до 12 часов (п. 10-12 Положения N 15):
- при осуществлении междугородных перевозок, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;
- водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах (по согласованию с представительным органом работников);
- водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, связи, аварийных служб, технологические перевозки (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные), перевозки на легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, в случае если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Если при осуществлении междугородной перевозки пребывание водителя в автомобиле составляет более 12 часов, то в рейс направляются два водителя. В данном случае автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (п. 10 Положения N 15). При направлении двух и более водителей для совместной работы на срок более двух суток работодатель обязан назначить работника, ответственного за охрану труда (п. 2.3.1.11 Правил по охране труда).
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов. При перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов смена не может превышать 8 часов.
Если нормальная еженедельная или ежедневная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена, водителям должен устанавливаться суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) можно увеличить до 10 часов, но не более двух раз в неделю, при этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 17 Положения N 15).
Обратите внимание! Продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов водителям, работающим на регулярных городских и пригородных маршрутах, в соответствии с п. 11 Положения N 15.
Что касается совместительства водителей, то согласно ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень таких работ, профессий, должностей утвержден Правительством РФ в постановлении от 19.01.2008 N 16 "Об утверждении Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств".
Для водителей транспортных предприятий графики сменности следует составлять заранее на весь учетный период (хотя в ТК РФ прямо об этом не сказано). Данное требование вытекает из самого понятия учетного периода и условий правомерности его введения, предусмотренных ст. 104 ТК РФ и Положением N 15. Ведь работодатель должен быть уверен в том, что нормальное число рабочих часов не превышено за учетный период, а работник должен убедиться в том, что в график не заложены сверхурочные, а также иметь возможность соотносить свои жизненные планы с загрузкой на работе.
При проверках контролирующими органами отсутствие у предприятия графика сменности или оставление работника на производстве в течение двух смен подряд, квалифицируются инспекциями труда как административные правонарушения. Ответственность за подобные действия предусмотрена статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ):
- для должностных лиц - в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
- для предпринимателей - от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Причем если должностное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию по этой статье, ему грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
Рассмотрим вышесказанное на конкретных примерах.
Обратите внимание! При подсчете нормы рабочих часов, которые необходимо отработать в учетном периоде, из этого периода исключается время, в течение которого работник освобождается от исполнения трудовых обязанностей с сохранением места работы (в частности, ежегодный отпуск, учебный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы, временная нетрудоспособность, период выполнения государственных, общественных обязанностей). Норма рабочего времени в этих случаях должна уменьшаться на количество часов такого отсутствия.
Ситуация 1.
Для дежурных водителей в организации установлен круглосуточный режим работы. Недельный фонд рабочего времени - 168 часов (24 часа в день х 7 дней). При этом норма рабочего времени на год при 40-часовой рабочей неделе установлена в размере 1980 часов.
Необходимо рассчитать норму рабочего времени на одного дежурного с учетом ежегодного отпуска и количество дежурных, необходимых на одном рабочем посту в организации. Результаты расчетов представлены в табл. 1
Нетрудно подсчитать, что для численности дежурных водителей в количестве пяти человек при максимально допустимой "средней" продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю сверхурочные на одного работника составят 68 (340/5) часов за год, что не повлечет нарушения трудового законодательства.
Таблица 1
N п/п | Показатели | Порядок расчета | При 40-часовой неделе |
1 | Годовой фонд рабочего времени по одному посту, часов | 24 часа х 365 дней | 8760 |
2 | Норма рабочего времени одного работника за год, часов | По производственному календарю 5-дневной недели | 1980 |
3 | Потребность в работниках, человек | стр. 1 / стр. 2 | 4,4 |
4 | Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника, часов | 28 календарных дней / 7 х 40 | 160 |
5 | Норма рабочего времени работника за год с учетом отпуска, часов | стр. 2. - стр. 4. | 1820 |
6 | Потребность в работниках с учетом запланированных отпусков | стр. 1 / стр. 5 | 4,8 |
7 | Численность работников, единиц | округление до целых единиц | 5 |
8 | Годовой фонд рабочего времени, часов | Стр. 7 х стр. 5. | 9100 |
9 | Количество сверхурочных часов работы всех работников за год | стр. 1 - стр. 8 | -340 |
Применяя такую методику расчетов, можно проконтролировать, чтобы количество сверхурочных в течение года не превысило 120 часов (ст. 99 ТК РФ).
Составляя графики сменности и планируя численность водителей, необходимо также помнить о возможности наступления временной нетрудоспособности, социальных гарантиях, ежегодных и дополнительных отпусках Иными словами, для определения переработки (недоработки) всегда необходимо уменьшать нормальное количество рабочих часов за учетный период на количество рабочих часов по календарю пятидневной рабочей недели, пришедшееся на время болезни, учебного отпуска и т.д., то есть на время, в течение которого работник освобождался от исполнения трудовых обязанностей. Полученный результат следует сравнить со временем, фактически отработанным в данном случае дежурными водителями.
Таким образом, единый порядок определения нормы рабочего времени уравнивает положение работников с нормальным режимом работы и работников с суммированным учетом рабочего времени и позволяет соблюдать принцип равенства прав работников.
Еще одна особенность состоит в том, что при суммированном учете рабочего времени нельзя пересматривать график сменности, если работник по каким-либо причинам не отработал норму рабочего времени в конкретном месяце.
Ситуация 2.
На предприятии в курортной местности в летний период организованы сезонные работы и применяется суммированный учет рабочего времени с учетным периодом квартал. Часовая тарифная ставка работника составляет 100 руб. По графику в июне текущего года водитель предприятия отработал 150 часов. В этом случае его заработная плата составит 15 000 руб. (150 часов х 100 руб.).
В июле работник находился на больничном и из 168 часов по графику отработал только 145. В данной ситуации его заработок составит 14 500 руб. вместо возможных 16 800 руб.
Из вышеприведенного следует, что если в учетном периоде работодатель не обеспечит отработку нормального количества рабочего времени работнику, то заработная плата ему будет рассчитываться исходя из нормального количества рабочего времени.
Обратите внимание! При определении количества сверхурочных часов из нормы рабочего времени нужно исключить время, которое приходится на периоды, когда сотрудник не работал (отпуск, временная нетрудоспособность, выполнение государственных обязанностей и т.д.). Если работник увольняется, то подсчет количества часов, отработанных сверхурочно, осуществляется сначала учетного периода до последнего дня работы.
Ситуация 3.
Должностной оклад водителя, занимающегося перевозкой грузов, - 28 000 руб. в месяц. В связи с отсутствием заказов он отработал 150 часов, что меньше нормального количества рабочих часов в этом месяце (175 часов) при 40-часовой рабочей неделе.
Поскольку нормальное количество рабочих часов водитель не отработал по вине работодателя, его зарплата составила 28 000 руб., что не ниже среднего заработка водителя.
Недоработка может возникнуть и по причинам, зависящим от работника. Причины могут быть уважительными (например, болезнь или кратковременный отпуск по семейным обстоятельствам без сохранения заработной платы) и неуважительными (прогул и т.д.). Как правило, за периоды, когда сотрудник не работал по уважительным причинам, выплачивается средний заработок. Рабочее время, которое работник пропустил по неуважительным причинам, обычно не оплачивается.
Обратите внимание! Работодатель обязан обеспечить работнику отработку суммарного количества рабочих часов в течение учетного периода. При невыполнении работником норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата производится за фактически проработанное время или за выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени или за выполненную работу.
Таково требование ст. 155 ТК РФ.
Ситуация 4.
Должностной оклад работника - 20 000 руб. Согласно графику сменности сотрудник работает сутки через трое. В ноябре 2010 года он отработал всего 6 смен, пропустив 2 смены из-за болезни.
Рассчитаем его зарплату за ноябрь при условии, что часовая тарифная ставка исчисляется исходя из нормы рабочего времени, установленной на месяц.
Норма рабочего времени в ноябре в соответствии с производственным календарем на 2010 год при 40-часовой рабочей неделе составляет 176 часа.
Таким образом, часовая тарифная ставка работника составит:
20 000 руб. : 176 ч = 113 руб. 64 коп.
Тогда зарплата за ноябрь будет равна:
113 руб. 64 коп. х 6 смен х 24 ч = 16 364 руб. 16 коп.
Иными словами, норма рабочего времени, исчисленная в соответствии с производственным календарем на учетный период, должна быть уменьшена на количество рабочих часов по графику работника, фактически пропущенных им по уважительным причинам (отпуск, нетрудоспособность, простой не по вине работника и т.д.), то есть на то количество часов, за которые выплачено пособие или за которые сохранялся средний заработок.
Е.Н. Селянина,
аудитор ООО "Резонанс Аудит",
канд. экон. наук
"Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте", N 2, февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15609 от 9 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru