Проверки Роструда: наиболее частые нарушения трудового законодательства
Всем известно, что органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда, является Государственная инспекция труда (ГИТ). По данным о проведенных проверках за 2010 год*(1) контролю подверглись не только коммерческие организации, но и бюджетные учреждения - из 40 тыс. плановых проверок почти 9,5 тыс. было проведено именно в последних. Всего ГИТ проверила более 26 тыс. "бюджетников". Естественно, не обошлось без выдачи предписаний об устранении нарушений трудового законодательства, составления протоколов и направления материалов в суд о привлечении к административной ответственности руководителей учреждений. В данной статье расскажем, на что обращают внимание инспекторы государственной инспекции труда при проведении проверок и как избежать распространенных ошибок.
В статье 22 ТК РФ содержатся основные обязанности работодателя. В частности, он обязан:
- соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
- обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (более подробно обязанности работодателя в области охраны труда в организации установлены ст. 212 ТК РФ);
- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
- обеспечивать работникам равную плату за труд равной ценности;
- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
К сожалению, в результате контрольно-надзорных мероприятий выявляются нарушения практически по всем основным положениям трудового законодательства.
Немного о проведении проверки
Проведение контрольных мероприятий регламентировано Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). В соответствии с данным законом проверки бывают:
- плановыми - проводятся раз в три года на основании ежегодно разрабатываемых планов. О проведении такой проверки трудовая инспекция должна уведомить организацию не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала (ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Обычно проверяют кадровую документацию и соответствие фактических условий труда нормативным требованиям;
- внеплановыми - чаще всего проводятся по заявлениям работников и для проверки исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений трудового законодательства. О такой проверке ГИТ также должна уведомить учреждение, но срок такого уведомления уже сокращен - не менее чем за 24 ч;
- документарными - проверяют сведения, содержащиеся в документах учреждения, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований. При такой проверке учреждение обязано предоставить запрашиваемые инспекцией труда документы в территориальный орган.
После окончания любого вида проверки инспекторы составляют акт по установленной форме (Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141). К нему обязательно прикладывают протоколы, справки, объяснительные, подтверждающие наличие или отсутствие нарушений.
Какие документы могут потребовать инспекторы?
При проведении контрольно-надзорных мероприятий инспекторы всегда запрашивают документы, чтобы сверить, соответствуют ли они требованиям и нормам трудового законодательства. Если контроль осуществляется в области трудового законодательства, инспекторам точно понадобятся трудовые книжки, правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры и личные карточки, приказы по кадрам (прием, увольнение и пр.), график отпусков, штатное расписание и др. Если контроль осуществляется в области охраны труда, перечень запрашиваемых документов может быть следующим:
- положение об охране труда в организации;
- приказ о назначении ответственного лица в организации (при отсутствии инженера по охране труда);
- инструкции по охране труда;
- журналы регистрации проведения инструктажей по охране труда;
- программы проведения различного вида инструктажей по охране труда;
- программа производственного контроля.
Нарушения законодательства о труде
Наибольшее количество нарушений норм Трудового кодекса выявляется при оформлении трудовых отношений: прием на работу, перевод, изменение условий трудового договора, увольнение. Итак, рассмотрим данные нарушения.
1. При приеме на работу требуют документы, не предусмотренные Трудовым кодексом. В соответствии со ст. 65 ТК РФ запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Если вы требуете не предусмотренный нормативными актами документ (например, справку об отсутствии беременности) - это прямое нарушение трудового законодательства.
2. До подписания трудового договора работника не ознакомили с локальными нормативными актами. На основании ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (например, должностной инструкцией или регламентом), коллективным договором.
К сведению. Для ознакомления с локальными нормативными актами можно завести специальный журнал, в котором работник собственноручно напишет, с какими актами и когда он ознакомился, и подтвердит это своей подписью. А можно к каждому локальному акту сделать лист ознакомления, который прошивается вместе с листами акта. Тогда работник оставляет свою подпись и дату ознакомления в этом листе. После ознакомления работника с должностной инструкцией рекомендуем выдать ему копию указанного документа на руки.
3. Не ведутся трудовые книжки. В силу ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Любой работодатель (кроме работодателей - физических лиц) обязан вести трудовые книжки на каждого проработавшего у него свыше пяти дней, если данная работа является для работника основной.
Напомним, что правила ведения и хранения трудовых книжек утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", а инструкция по их заполнению - Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек".
4. Необоснованно отказывают в приеме на работу. Трудовым кодексом установлен запрет на необоснованный отказ в приеме на работу (ст. 64). Пленум ВС РФ в Постановлении от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что отказ по каким-либо причинам, не связанным с деловыми качествами работника, будет незаконным. В частности, если отказ в приеме связан с полом, расой, цветом кожи, национальностью, языком, происхождением, имущественным, семейным, социальным и должностным положением, возрастом, местом жительства (в том числе наличием или отсутствием регистрации по месту жительства или пребывания), а также другими обстоятельствами - это грубое нарушение прав работников, а следовательно, и трудового законодательства.
Примечание. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, а также работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
5. Задерживают выплату заработной платы. Зарплата должна выдаваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или трудовым договором (ст. 136 ТК РФ). Обратим внимание, что за нарушение сроков выдачи зарплаты предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Статья 145.1 УК РФ предусматривает кроме штрафов и другие меры, такие как:
- лишение права занимать определенные должности;
- лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от года до трех лет;
- лишение свободы на срок от года до пяти лет.
Отметим, что работодатель обязан в письменной форме сообщать работнику о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.
6. Не соблюдают график отпусков и не предоставляют ежегодный оплачиваемый отпуск. Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка, продолжительностью 28 календарных дней. Но некоторым категориям трудящихся полагается удлиненный отпуск, в частности:
- муниципальным служащим*(2) (30 календарных дней);
- государственным гражданским служащим*(3) (замещающим высшие и главные должности - продолжительностью 35 календарных дней, а служащим иных групп должностей - 30 календарных дней);
- сотрудникам, занятым на работах с химическим оружием*(4) (от 49 до 56 календарных дней в зависимости от сложности работ);
- таможенникам*(5) (30 календарных дней);
- спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований*(6) (от 30 до 40 суток, в зависимости от стажа работы);
- прокурорам и судьям (30 календарных дней).
Обратите внимание! Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно (ст. 122 ТК РФ).
Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков определяется в соответствии с графиком отпусков, который утверждается руководителем не позднее чем за две недели до начала нового календарного года. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
7. Нарушен порядок расторжения трудового договора. Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (ст. 81 ТК РФ). Это правило довольно часто нарушается. Многие руководители учреждений "забывают" ознакомить работника под роспись с приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора. А этого требует ст. 84.1 ТК РФ.
Также довольно часто не соблюдаются сроки расчета при увольнении. На основании ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся к выплате, работодатель обязан выплатить не оспариваемую им сумму.
Нарушения законодательства по охране труда
Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, называется охраной труда. В нее входят производственная санитария, гигиена труда, электробезопасность, пожарная и промышленная безопасность.
В данной области распространены следующие нарушения:
1. Не проводятся инструктажи по охране труда. На основании ст. 225 ТК РФ пройти обучение и проверку знаний по охране труда обязаны все сотрудники организации, в том числе руководитель. Проведение такого обучения регламентировано Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 129 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций". В соответствии с данным постановлением необходимо проводить:
- вводный инструктаж (проводится со всеми принимаемыми на работу лицами, командированными в организацию, студентами, проходящими в организации производственную практику);
- первичный инструктаж на рабочем месте (проводится до начала самостоятельной работы);
- повторный (проводится не реже раза в шесть месяцев);
- внеплановый (проводится при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, инструмента или при длительных перерывах в работе);
- целевой (проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются специальные документы).
Обратите внимание! После проведения любого вида инструктажа необходимо проверять приобретенные знания и навыки безопасных приемов работы и фиксировать это в журналах, формы которых приведены в ГОСТ 12.0.004-90 "Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения"*(7).
Довольно часто руководители учреждений формально подходят к обучению сотрудников правилам охраны труда и просто своевременно заполняют необходимые журналы. Но одних журналов недостаточно. Отсутствие комиссий по проверке знаний по охране труда также является нарушением.
Напомним, что такие комиссии создаются в составе не менее трех человек из числа руководителей структурных подразделений, специалистов по охране труда и иных специалистов, прошедших обучение по охране труда в специализированных учебных центрах аккредитованных организаций.
2. Отсутствуют локальные нормативные акты по охране труда. Поскольку ст. 212 ТК РФ обязывает работодателя разработать и утвердить правила и инструкции по охране труда, инспекторы непременно проверят их наличие и содержание. Отметим, что Минтруд утвердил в 2004 году методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, согласно которым инструкция по охране труда для каждого работника должна разрабатываться исходя из его должности, профессии и вида выполняемой работы.
Помните, что в учреждении должен быть утвержден перечень действующих в нем инструкций по охране труда и определены сроки их пересмотра - не реже раза в пять лет. Кроме этого, необходим журнал учета выдачи инструкций по охране труда.
Также к локальным актам по охране труда относят программу производственного контроля. Она разрабатывается для обеспечения защиты работников от вредного влияния объектов контроля (здания, сооружения, оборудование, транспорт, технологические процессы, рабочие места, сырье и т.д.). Наличие такого локального акта в учреждении предполагается СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"*(8).
3. Не проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры. В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники некоторых категорий должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. В частности, это касается лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, работах, связанных с движением транспорта. Такие осмотры предназначены для определения пригодности этих лиц для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 утверждены порядок проведения медицинских обследований, перечень вредных и опасных производственных факторов.
Отметим, что медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
4. Не проводится аттестация рабочих мест. Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных или опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Такая аттестация проводится в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569. Аттестации под лежат все имеющиеся рабочие места, причем каждое должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Для обеспечения и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда должна быть создана аттестационная комиссия, в состав которой включают представителей аттестующей организации, руководителей структурных подразделений, юристов, специалистов служб охраны труда.
При аттестации оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и опасные производственные факторы а также тяжесть и напряженность трудового процесса. Уровни вредных или опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных и эффективно действующих средствах коллективной защиты.
Результатом проведенной аттестации станет карта аттестации, которая заполняется на каждое рабочее место.
5. Не расследуются несчастные случаи. Нормы ст. 227 ТК РФ обязывают работодателя проводить расследование несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя. Критерии отнесения происшествия к несчастному случаю установлены в ст. 227, а порядок его расследования подробно описан в ст. 227-230 ТК РФ.
При обнаружении несчастного случая работодатель должен создать комиссию, которая будет выяснять причины и обстоятельства инцидента, а также заполнять необходимые документы, формы которых приведены в Постановлении Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73.
6. Работники не обеспечены средствами защиты от вредных производственных факторов. Работодатель обязан за счет своих средств обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (ст. 221 ТК РФ). Средства защиты применяются на работах с вредными или опасными условия ми труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Правила обеспечения работников специальной одеждой, обувью и другими средствами утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н.
Т.В. Шадрина,
эксперт журнала "Отдел кадров бюджетного учреждения"
"Отдел кадров бюджетного учреждения", N 3, март 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) www.rostrud.ru.
*(2) Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
*(5) Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
*(6) Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
*(7) Утверждены Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 N 2797.
*(8) Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"