Новации в налогообложении прибыли
Конец декабря 2010 года ознаменовался принятием нескольких законов, в той или иной мере затрагивающих порядок исчисления налога на прибыль организаций. Речь идет о Федеральных законах от 28.12.2010 N 325-ФЗ [1], N 425-ФЗ [2] и N 409-ФЗ [3]. Рассмотрим подробнее вносимые ими изменения.
Курсовые разницы по авансам, выраженным в иностранной валюте
Напомним, что уже с 01.01.2010, благодаря ранее внесенным изменениям*(1) в п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ [4], отменена переоценка полученных и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.
Позже были приняты поправки*(2), касающиеся определения даты получения дохода (осуществления внереализационных и прочих расходов) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов) [4, подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272]. Эти поправки следует применять с 01.01.2010 - даты вступления в силу основной нормы об отмене переоценки авансов в иностранной валюте*(3).
Однако данные поправки не устранили имевшиеся противоречия внутри статей 271 и 272 НК РФ, а также ст. 316 НК РФ со статьями 250 и 265 НК РФ. Уточнениями, внесенными Федеральным законом N 395-ФЗ, эти противоречия устранены.
Так, п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ дополнены абзацами о том, что в случае получения аванса, задатка доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату получения аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток).
Соответственно и часть третья ст. 316 НК РФ дополнена положением, что в случае получения аванса, задатка налогоплательщиком, определяющим доходы и расходы по методу начисления, сумма выручки от реализации в части, приходящейся на аванс, задаток, определяется по официальному курсу, установленному Банком России на дату получения аванса, задатка.
Изменения вступили в силу с 30.12.2010 и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
Начисление амортизации по нематериальным активам
Согласно п. 2 ст. 258 НК РФ определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).
Начиная с 30.12.2010, благодаря Федеральному закону N 395-ФЗ, налогоплательщик по нематериальным активам, указанным в подпунктах 1-3, 5, 6 абзаца третьего п. 3 ст. 257 НК РФ, вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее 2 лет.
Имеются в виду следующие нематериальные активы:
- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
- исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных; топологии;
- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
- владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
Поправки не коснулись исключительных прав на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование - по ним минимальный срок по прежнему составляет 10 лет.
Напомним, что с 01.01.2011 лимит стоимости амортизируемого имущества установлен в размере 40 000 руб. Согласно подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), а также расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.
Обратите внимание: в данном случае стоимостной лимит с 2011 года в ст. 264 НК РФ не изменен. А это значит, что и в 2011 году (до внесения соответствующих изменений) расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью более 20 000 руб. в составе прочих расходов учтены быть не могут. В связи с этим нематериальные активы в виде исключительных прав на программы для ЭВМ первоначальной стоимостью более 20 000 руб. подлежат амортизации в налоговом учете в порядке, установленном статьями 256-259.3 НК РФ. Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 01.07.2008 N 03-03-06/1/379.
Расходы в части выплаты пособий по временной нетрудоспособности
Согласно Федеральному закону от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (Рос. газ. 2010. 13 дек. (N 281)), с 01.01.2010 застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета ФСС России.
Эта норма потребовала соответствующих поправок в ст. 264 НК РФ, которые и были внесены Федеральным законом N 395-ФЗ.
Так, подп. 48.1 указанной статьи изложен в новой редакции: в целях налогообложения прибыли учитываются расходы работодателя по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
По аналогии внесены изменения и в п. 48.2 ст. 264 НК РФ.
Уточнение порядка определения налоговой базы для отдельных категорий налогоплательщиков
Организации, получившие статус участников проекта в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково". Федеральным законом N 395-ФЗ в новой редакции излагается п. 1 ст. 246.1 НК РФ: организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (далее - участники проекта), в течение 10 лет со дня получения ими данного статуса имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 25 НК РФ. Участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта (в новой редакции п. 4 ст. 246.1 НК РФ).
Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, перечисленные в абзаце втором п. 7 ст. 246.1 НК РФ, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение.
Форма уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на освобождение) утверждается Минфином России*(4).
Новая редакция п. 6 ст. 289 НК РФ предусматривает, что организации, получившие статус участников проекта, при применении налоговой ставки 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ вместе с налоговой декларацией будут представлять расчет совокупного размера прибыли по форме, утвержденной Минфином России (ранее предполагалось представлять уведомление о совокупном размере прибыли по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России).
Все эти изменения вступили в силу с 30.12.2010.
Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность. Федеральным законом N 395-ФЗ предусматриваются "революционные" льготы для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а именно: применение нулевой ставки налога на прибыль в части прибыли, полученной при осуществлении указанных видов деятельности (начиная с 30.12.2010). Оговоримся, что применение ставки 0% является правом налогоплательщика.
Итак, согласно дополнению в ст. 284 НК РФ (п. 1.1) к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 ст. 284 НК РФ), применяется налоговая ставка 0% с учетом особенностей, установленных ст. 284.1 НК РФ.
Таким образом, от исполнения обязанностей налоговых агентов (например, при выплате доходов в виде дивидендов) указанные организации не освобождены, и, следовательно, обязанность по уплате таких налогов сохраняется.
Новая ст. 284.1 НК РФ устанавливает право организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, применять налоговую ставку 0% при соблюдении следующих условий:
1) если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок составляют не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ;
3) если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50%;
4) если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
5) если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
Поясним, что образовательной и медицинской деятельностью для целей ст. 284.1 признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ*(5). При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской.
Налоговая ставка 0% применяется ко всей налоговой базе, определяемой налогоплательщиком (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 ст. 284 НК РФ), в течение всего налогового периода.
При несоблюдении организациями, перешедшими на применение налоговой ставки 0%, хотя бы одного из вышеперечисленных условий с начала налогового периода, в котором имело место такое несоблюдение, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ (т.е. 20%). При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст. 287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
Организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0%, не позднее чем за 1 месяц до начала налогового периода, с которого будет применяться указанная ставка, должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление и копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организация вправе уточнить сведения (заявления и копии лицензий) и представить их в налоговый орган вместе со сведениями, указанными в п. 6 ст. 284.1 НК РФ, по окончании первого налогового периода, в течение которого она применяет налоговую ставку 0%.
Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании каждого налогового периода представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в сроки, установленные главой 25 НК РФ для представления налоговой декларации, следующие сведения:
- о доле доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ;
- о численности работников в штате.
Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, дополнительно представляют сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.
Если в установленные сроки такие сведения не будут представлены, то с начала налогового периода, данные за который не представлены, должна применяться общеустановленная ставка в размере 20%. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст. 287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
Форма представления вышеперечисленных сведений утверждается Федеральной налоговой службой. В настоящее время такой документ разрабатывается.
Организации, применяющие налоговую ставку 0%, вправе перейти на применение общеустановленной ставки в размере 20%, направив в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление. При этом, если указанный переход начинается не с начала нового налогового периода, сумма налога за соответствующий налоговый период подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой сумм пеней.
При утрате права на применение налоговой ставки 0% организация не сможет повторно воспользоваться этим своим правом в течение 5 лет начиная с налогового периода, в котором она перешла на применение общеустановленной ставки.
Необходимо отметить, что нулевая ставка налога на прибыль имеет ограниченный период действия. Так, согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона N 395-ФЗ положения п. 1.1 ст. 284 и ст. 284.1 НК РФ применяются с 01.01.2011 до 01.01.2020.
Учитывая, что для возможности применения указанной льготной ставки в размере 0% необходимо подать заявление не позднее, чем за месяц до начала очередного налогового периода, а Закон N 395-ФЗ был опубликован только 30.12.2010, возникает вопрос: с какого налогового периода - 2011 или 2012 года организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе ею воспользоваться? Очевидно, что по данному вопросу должны в ближайшее время появиться разъяснения Минфина России.
Налоговая база, определяемая по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций
Еще одно "революционное" изменение (вступило в силу с 30.12.2010) несут новые нормы статей 284 и 284.2 НК РФ.
Так, согласно новому п. 4.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций, применяется налоговая ставка 0% с учетом особенностей, установленных ст. 284.2 НК РФ.
Одно из требований, прописанных в данной статье, - непрерывное владение налогоплательщиком такими акциями (долями участия в уставном капитале организаций) на праве собственности или на ином вещном праве более 5 лет.
Кроме того, условием применения нулевой ставки к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций, является соблюдение в отношении указанных акций одного из следующих условий:
1) если акции российских организаций относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, в течение всего срока владения налогоплательщиком такими акциями;
2) если акции российских организаций относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и в течение всего срока владения являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
3) если акции российских организаций на дату их приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на дату их реализации указанным налогоплательщиком или иного выбытия (в том числе погашения) у указанного налогоплательщика относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг и являющимся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
Порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики устанавливается Правительством РФ (п. 3 ст. 284.2 НК РФ)*(6).
Подчеркнем, что эти нововведения нацелены "на будущее", т.е. на потенциальных инвесторов. В соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона N 395-ФЗ положения п. 4.1 ст. 284 и ст. 284.2 НК РФ применяются в отношении ценных бумаг (долей в уставном капитале), приобретенных налогоплательщиками начиная с 01.01.2011.
Налоговый учет расходов, связанных с обеспечением безопасности при добыче угля Федеральный закон N 425-ФЗ [2] дополняет НК РФ новыми статьями 325.1 и 343.1.
Последняя разрешает налогоплательщикам по своему выбору уменьшать сумму НДПИ, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном ст. 343.1 НК РФ, либо учитывать указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
Порядок признания указанных расходов должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения и может изменяться не чаще 1 раза в 5 лет.
Предельную величину налогового вычета налогоплательщик рассчитывает самостоятельно как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период, и коэффициента Кт*(7) (его значение, рассчитанное для каждого участка недр, устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения и не может превышать 0,3).
Если фактическая сумма расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, превышает предельную сумму налогового вычета, определенную по расчетам, сумма такого превышения учитывается при определении налогового вычета в течение 36 налоговых периодов после налогового периода, в котором такие расходы были осуществлены (понесены) налогоплательщиком.
В налоговый вычет включаются следующие виды расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (по перечню, устанавливаемому Правительством РФ)*(8) (п. 5 ст. 343.1 НК РФ):
1) материальные расходы;
2) расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;
3) расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
Все эти виды расходов устанавливаются в учетной политике для целей налогообложения. При отсутствии исчисленной за налоговый период суммы НДПИ указанные расходы при определении налогового вычета будут учитываться налогоплательщиком начиная с того налогового периода, когда у него возникает обязанность по исчислению налога.
В случае применения налогового вычета по НДПИ в соответствии со ст. 343.1 НК РФ налогоплательщик обязан вести обособленный учет расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр, отдельно от других расходов, связанных с освоением этого участка недр.
Расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, учитываются отдельно по каждому участку недр в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они произведены. При осуществлении (несении) указанных расходов, относящихся к нескольким участкам недр (в случае невозможности разделения расходов), для применения установленного ст. 343.1 НК РФ налогового вычета указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения.
Расходы, не учтенные при исчислении налогового вычета в соответствии с порядком, установленным в ст. 343.1 НК РФ, в течение 36 налоговых периодов по НДПИ, признаются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ в следующем порядке:
1) расходы, указанные в подп. 1 п. 5 ст. 343.1 НК РФ, - равномерно в течение года начиная со дня, следующего за днем окончания признания таких расходов в соответствии со ст. 343.1 НК РФ;
2) расходы, указанные в подпунктах 2 и 3 п. 5 ст. 343.1 НК РФ, - в порядке, установленном статьями 256-259.3 НК РФ. При этом остаточной стоимостью амортизируемого имущества признается разница между первоначальной стоимостью, определяемой в установленном ст. 257 НК РФ порядке, и суммами, учтенными при применении налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых в соответствии со ст. 343.1 НК РФ (п. 5 ст. 325.1 НК РФ).
Кроме того, согласно вновь введенному в ст. 270 НК РФ п. 48.13 в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком и принятые им к вычету в соответствии со ст. 343.1 НК РФ, за исключением расходов, предусмотренных п. 5 ст. 325.1 НК РФ.
Федеральный закон N 425-ФЗ вступает в силу с 01.04.2011, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДПИ. Положения п. 48.13 ст. 270 и ст. 325.1 НК РФ также применяются с 01.04.2011 [2, ст. 3].
Регулирование выплаты дивидендов (распределения прибыли)
Принятие Федерального закона N 409-ФЗ [3] вызвано необходимостью определения правового режима невостребованных дивидендов в акционерных обществах и распределенной между участниками чистой прибыли в обществах с ограниченной ответственностью и защиты прав и законных интересов добросовестных участников гражданского оборота.
Несколько слов о проблеме. Отечественные хозяйственные общества, принявшие решения о выплате дивидендов (распределении прибыли), в ряде случаев не имели возможности фактически осуществить объявленные выплаты. При этом неисполнение обществом обязанностей по выплате дивидендов происходило в подавляющем большинстве случаев по вине самих акционеров (участников): хозяйственные общества надлежащим образом уведомляли акционеров (участников) и совершали все иные необходимые действия для осуществления выплат, а акционеры (участники), наоборот, не предпринимали никаких действий для получения причитающихся им денежных средств.
В результате компании аккумулировали значительные денежные средства, правовой режим которых не был определен. Данная неопределенность приводила к тому, что указанные денежные средства, с одной стороны, квалифицировались как внереализационный доход и повторно облагались налогом на прибыль, а с другой - в любой момент могли быть истребованы акционерами (участниками) в полном размере.
Федеральным законом N 409-ФЗ предлагается урегулировать данную проблему с учетом опыта развитых стран.
Изменения, внесенные в абзац первый п. 4 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (новый п. 3), определяют срок выплаты дивидендов (части распределенной прибыли) не более 60 дней со дня принятия соответствующего решения.
Кроме того, устанавливается единый срок для обращения акционера (участника) к обществу с требованием о выплате объявленных дивидендов (распределенной прибыли) - в течение 3 лет после истечения срока, предназначенного для выплаты дивидендов (части распределенной прибыли) (п. 5 ст. 42 Федерального закона "Об акционерных обществах"; п. 4 ст. 28 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Уставом общества может быть предусмотрен более продолжительный срок для обращения с данным требованием, при этом указанный срок не может превышать 5 лет со дня истечения срока выплаты дивидендов (части распределенной прибыли).
Следует отметить, что Федеральный закон N 409-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования [3, п. 1 ст. 4], т.е. с 31.12.2010.
Положения п. 5 ст. 42 Федерального закона "Об акционерных обществах", п. 4 ст. 28 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" применяются к требованиям, срок предъявления которых не истек до 31.12.2010.
В течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона N 409-ФЗ лицо, срок предъявления требования которого о выплате дивидендов (части распределенной прибыли) истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе обратиться за указанными денежными средствами, начисленными в течение 3 лет до указанного дня. В случае если такое лицо не реализовало данное право, соответствующие дивиденды (часть распределенной прибыли) восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества.
Федеральным законом N 409-ФЗ также вносятся изменения в ст. 251 НК РФ. Она дополняется подп. 3.4, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов, соответствующими акционерами или участниками.
Данное правило распространяется и на случаи увеличения чистых активов хозяйственного общества (товарищества) с одновременным уменьшением либо прекращением его обязательства перед соответствующими акционерами (участниками), если такое увеличение чистых активов происходит в соответствии с положениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации или положениями учредительных документов, либо явилось следствием волеизъявления акционера (участника), и на случаи восстановления в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества (товарищества) не востребованных акционерами (участниками) дивидендов либо части распределенной прибыли.
Литература
1. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 28 дек. 2010 г. N 395-ФЗ // Рос. газ. 2010. 30 дек. (N 296).
2. О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 28 дек. 2010 г. N 425-ФЗ // Рос. газ. 2010. 31 дек. (N 297).
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли): федер. закон Рос. Федерации от 28 дек. 2010 г. N 409-ФЗ // Рос. газ. 2010. 31 дек. (N 297).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).
К.В. Новосёлов,
начальник отдела Контрольного управления
Федеральной налоговой службы,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 1-го класса,
доцент кафедры "Налоги и налогообложение"
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
член Палаты налоговых консультантов России,
кандидат экономических наук
"Налоговая политика и практика", N 3, март 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".
*(3) Подробнее см.: Новоселов К.В. Что изменилось в налогообложении прибыли в 2010 и 2011 годах // Налоговая политика и практика. 2010. N 12. С. 7-18.
*(4) См. письмо Минфина России от 18.02.2011 N 03-03-10/15.
*(5) Указанный перечень пока (на дату подписания номера в печать) не утвержден.
*(6) Данный порядок пока (на дату подписания номера в печать) не установлен.
*(7) Коэффициент Кт определяется для каждого участка недр в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, с учетом степени метанообильности участка недр, на котором осуществляется добыча угля, а также с учетом склонности угля к самовозгоранию в пласте на участке недр, на котором осуществляется добыча угля.
*(8) Упомянутый перечень пока (на дату подписания номера в печать) не утвержден.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru