Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Вопрос: В двух документах по-разному прописано непосредственное подчинение службы охраны труда (специалиста по охране труда): В "Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации", утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 г. N 14 в пункте 2. "Служба охраны труда организации (далее Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей". В "Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях"... ("Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве", N 3, март 2011 г.)

В двух документах по-разному прописано непосредственное подчинение службы охраны труда (специалиста по охране труда): В "Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации", утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 г. N 14 в пункте 2. "Служба охраны труда организации (далее Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей". В "Межотраслевых нормативах численности работников службы охраны труда в организациях", утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 в пункте 3.1.1 "Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя...". Прошу разъяснить, какой из этих документов имеет приоритет и кому же непосредственно подчиняется служба по охране труда (специалист по охране труда)?


Основным (приоритетным) нормативным правовым актом, определяющим государственные нормативные требования по обеспечению охраны труда на производстве, продолжает оставаться Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК) особенно его раздел X, а также ст. 22 ТК РФ, обязывающая обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Более того, ст. 212 ТК РФ еще раз подтвердила первейшую обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Действительно, "Рекомендациями по организации работ службы охраны труда в организации", утвержденными в 2000 г., в соответствии с утратившим силу в настоящее время Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" предусмотрено право работодателя поручить непосредственное руководство службой охраны труда одному из его заместителей. Впоследствии, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 22 января 2001 г. пунктом 3.1.1 этот вопрос был более конкретизирован: "Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя предприятия". На практике именно так и поступают, так как попытка переложить (на одного из заместителей) ответственность за руководство и эффективность работы службы охраны труда нередко заканчивалась трагедиями. Получив дополнительную службу, у отдельных нерадивых заместителей руководителя появлялось желание использовать их на решение текущих вопросов, не имеющих отношение к охране труда. Более того, например, переведенный под непосредственное руководство первого заместителя директора - главного агронома (или главного зоотехника, в зависимости от основного направления деятельности организации) агрофирмы специалист во многом лишался возможности принимать немедленные и эффективные меры к устранению выявленных нарушений по охране труда, так как это могло затруднять выполнение производственного процесса на участке работы заместителя директора.

Поэтому каждый работодатель должен хорошо подумать перед принятием решения о передаче непосредственного руководства службой охраны труда одному из своих заместителей. Ведь если придет беда по охране труда, то персонально отвечать за ее причины и допущенные нарушения все равно придется непосредственно работодателю (в лице генерального директора, председателя правления ООО, ЗАО и т.п.).

Например, совершенно правильно поступил Комитет труда и занятости Правительства Москвы, который в своем приказе от 05.03.1998 г. N 58 во втором разделе - "Распределение функций по обеспечению охраны труда в организации между руководителями и специалистами" обязанностью руководителя организации (генерального директора, директора, начальника, управляющего) специальным пунктом четко предусмотрел: п. 2.1.7 "Осуществлять руководство службой охраны труда организации". В разделах распределения функций других руководителей (технического директора, заместителей руководителя организации по производству, по капитальному строительству, по снабжению, главного инженера) первой обязанностью (п. 2.2.1 и др.) также конкретно предусмотрено: "Руководство работой по обеспечению охраны труда руководителями структурных подразделений".


В.И. Орлов,

замгендиректора АСОТ


1 марта 2011 г.


"Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве", N 3, март 2011 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журнал "Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве"


Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций


Свидетельство о регистрации ПИ N 77 - 15715 от 20 июня 2003 г.


Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"


С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru