Комментарий к приказу Минфина России от 08.11.2010 N 143н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010)
Основные положения
Минфин России 08.11.2010 приказом N 143н утвердил ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" (далее - ПБУ 12/2010). При этом в соответствии с приказом Минфина России от 13.12.2010 N 169н признано утратившим силу аналогичное действующее до этого момента ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам". В ПБУ 12/2010 отмечено, что организации-эмитенты публично размещаемых ценных бумаг должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам. Все остальные организации не обязаны раскрывать информацию по сегментам своей деятельности, т.е. могут применять правила, утвержденные ПБУ 12/2010, в добровольном порядке.
Главной целью раскрытия информации по сегментам является обеспечение заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.
О сегментировании информации
В целом сегментирование требуется в отношении информации о части деятельности организации:
- которая способна приносить экономические выгоды и предполагающая соответствующие расходы;
- результаты которой систематически анализируются лицами, наделенными в организации полномочиями по принятию решений о распределении ресурсов внутри организации и оценке этих результатов;
- по которой могут быть сформированы финансовые показатели отдельно от показателей других частей деятельности организации.
Таким образом, основой выделения сегментов могут быть:
- производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
- основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
- географические регионы, в которых осуществляется деятельность;
- структурные подразделения организации.
Отметим, что несколько сегментов можно рассматривать как единый сегмент при условии сходства следующих характеристик:
- характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг;
- процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
- способы продажи продукции, товаров, работ, услуг;
- правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения), режим налогообложения);
- другие характеристики.
Кроме того, при выделении сегментов организация может использовать следующие дополнительные условия:
- специфический характер отдельного направления деятельности;
- ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности;
- обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации;
- другие условия.
Отчетные сегменты
Важно подчеркнуть, что информация по сегменту, выделенному в качестве отчетного, обособленно раскрывается в бухгалтерской отчетности путем включения в нее определенного перечня показателей.
При этом сегмент считается отчетным, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10% от общей суммы выручки всех сегментов;
- финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10% от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль, или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;
- активы сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
В целом на отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности организации должно приходиться не менее 75% выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации. Если же на отчетные сегменты приходится менее 75%, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяет ли каждый из них вышеперечисленным условиям.
При этом если количество отчетных сегментов составляет более десяти, то организация должна проанализировать возможность объединения отдельных отчетных сегментов.
Важным моментом является то, что выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся к двум и более отчетным сегментам, подлежат обоснованному распределению между данными сегментами.
Способ распределения определяется организацией в зависимости от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов.
В процессе формирования бухгалтерской отчетности организация раскрывает в пояснениях к данной отчетности следующую информацию по отчетным сегментам:
- общую;
- показатели отчетных сегментов;
- способы оценки показателей отчетных сегментов;
- сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации.
При этом в составе общей информации по отчетным сегментам организацией приводится:
- описание основы выделения сегментов, признанных отчетными;
- случаи объединения сегментов;
- наименование вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также в прочих сегментах.
Помимо этого по каждому отчетному сегменту раскрываются следующие показатели:
- финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;
- общая величина активов на отчетную дату;
- общая величина обязательств на отчетную дату.
В составе бухгалтерской отчетности организация также может раскрывать следующие показатели по каждому отчетному сегменту, если они представляются полномочным лицам организации:
- выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации;
- подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;
- проценты (дивиденды) к получению;
- проценты к уплате;
- величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
- иные существенные доходы и расходы;
- налог на прибыль организаций;
- величина внеоборотных активов.
В пояснениях к бухгалтерской отчетности организация раскрывает следующую информацию об оценке показателей по каждому отчетному сегменту:
- порядок учета операций между отчетными сегментами;
- характер различий между показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и совокупным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов, а также между показателями активов и обязательств организации и совокупными показателями активов и обязательств отчетных сегментов;
- характер изменений способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента, по сравнению с предшествующими периодами, и влияние таких изменений на финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в отчетном периоде;
- описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны.
Далее в пояснениях к бухгалтерской отчетности организация раскрывает результаты сопоставления суммарной величины следующих существенных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации:
- выручки всех отчетных сегментов с показателем выручки организации;
- показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль организаций;
- активов отчетных сегментов с величиной активов организации;
- обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации;
- суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации.
Кроме того, организация раскрывает по каждому географическому региону деятельности следующую информацию:
- величину выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, в т.ч. отдельно от продаж в России и от продаж за рубежом;
- стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, в т.ч. размещенных на территории России и за рубежом.
Важно подчеркнуть, что организация раскрывает и следующую информацию о покупателях (заказчиках), выручка от продаж которым составляет не менее 10% общей выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации:
- наименование покупателя (заказчика);
- общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику);
- наименование отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка.
В итоге отметим, что применять правила, установленные ПБУ 12/2010, обязаны лишь организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Другие же компании применяют ПБУ 12/2010 по своему желанию.
В свою очередь до выхода нового ПБУ 12/2010 распределять сведения по сегментам обязаны были все компании, составляющие сводную отчетность. Это те, у кого есть дочерние и зависимые общества. Или организации - участники коммерческих объединений, формировать сводные отчеты которым предписывали учредительные документы.
Такие правила были прописаны в ПБУ 12/2000, утв. приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н.
При этом применяться новое ПБУ 12/2010 будет при составлении бухгалтерской отчетности за 2011 год.
М.В. Беспалов,
к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета,
анализа и аудита Тамбовского государственного
университета им. Г.Р. Державина
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 3, март 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1