Сравнительная таблица
Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" и
Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"
(в редакции Федеральных законов от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ и 170-фз,
от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ,
от 30 ноября 2011 г. N 340-ФЗ и N 342-ФЗ, от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ, от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант" по состоянию на декабрь 2011 г. )
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" | Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" |
Назначение |
Глава 1, ст. 1. Назначение полиции. - защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства; - противодействие преступности; - охрана общественного порядка, собственности; - обеспечение общественной безопасности. Не указывается условие защиты прав и свобод граждан - "от преступных и иных противоправных посягательств". | Раздел I, ст. 1. Милиция в Российской Федерации. - защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; - право применения мер принуждения. |
Основные направления деятельности, задачи |
Глава 1, ст. 2. Основные направления деятельности полиции. 1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4. розыск лиц; 5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6. обеспечение правопорядка в общественных местах; 7. обеспечение безопасности дорожного движения; 8. контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия; 9. контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; 10. охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; 11. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 12. осуществление экспертно-криминалистической деятельности. По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Введено оказание помощи по защите должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Закреплена функция поддержания международной безопасности | Раздел I, ст.2. Задачи милиции. 1. обеспечение безопасности личности; 2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3. выявление и раскрытие преступлений; 4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; 5. защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; 6. оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. |
Внутренняя организация |
Глава 1, ст. 4. Организация полиции. Полиция - составная единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Институты криминальной милиции и милиции общественной безопасности не содержатся в Законе "О полиции". | Раздел II. Организация милиции в Российской Федерации. Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях, в том числе в нескольких муниципальных образованиях, осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям. |
Принципы деятельности |
Глава 2. Принципы деятельности полиции. - Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина: запрет пыток, жестокого обращения; обязанности сотрудников полиции при обращении к гражданину; - Законность; - Беспристрастность; - Открытость и публичность; - Общественное доверие и поддержка граждан; - Взаимодействие и сотрудничество; - Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Круг принципов, положенных в основу деятельности полиции, расширен. Правовая конструкция "принцип гуманизма" исключена. | Раздел I. Общие положения. Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. |
Правовой статус |
Обязанности |
Глава 3. Обязанности и права полиции. ч. 1 ст. 12. Обязанности полиции. | Раздел III. Обязанности и права милиции. Ст. 10. Обязанности милиции. |
Норма дополнена передачей заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя, а также информирование полицией о ставших известными фактах, требующих оперативного реагирования. | |
Закреплено оказание первой помощи, если специализированная помощь не может быть получена своевременно или отсутствует. | |
Включено положение о выявлении лиц, имеющих намерение совершить преступление; проведении с ними индивидуальной профилактической работы; участии в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участии в пропаганде правовых знаний. | |
п. 6. (новая норма) Обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на массовых мероприятиях. | --- |
п. 10. (новая норма) Отдельно прописано осуществление оперативно-разыскной деятельности. | --- |
Помимо производства по делам об административных правонарушениях, отдельно введено пресечение. | |
Добавлено исполнение решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов. | |
п. 15. (новая норма) Принятие мер по идентификации лиц, которые не могут сообщить сведения о себе, а также принятие мер по идентификации неопознанных трупов. | --- |
п. 16. (новая норма) Принятие мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности. | --- |
Норма дополнена обеспечением защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан; проведением экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов. | |
Введен контроль (надзор) за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним (норма утрачивает силу с 1 января 2012 года). Закреплено сопровождение транспортных средств, согласование маршрутов, осуществляющих перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов. | |
Норма дополнена ведением учета оружия и патронов к нему. | |
п. 21. (новая норма) Контроль оборота гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов. | --- |
п. 22. (новая норма) Осуществление приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного и найденного оружия, боеприпасов. | --- |
п. 27. (новая норма) Проведение государственной дактилоскопической и геномной регистрации. | --- |
п. 29. (новая норма) Участие полиции в обеспечении режима военного и чрезвычайного положения. | --- |
п. 30. (новая норма) Содействие пограничным органам ФСБ в проведении мероприятий по защите Государственной границы РФ. | --- |
Норма дополнена охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры. Закреплено вынесение заключений о возможности допуска к работе в службе авиационной безопасности. | |
Добавлено оказание содействия медицинским работникам в осуществлении недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечение медицинским работникам безопасных условий для доступа к этим лицам и их осмотра. | |
Введено информирование высших должностных лиц субъектов РФ и выборных должностных лиц местного самоуправления о состоянии правопорядка на соответствующей территории. | |
п. 37. (новая норма) Изъятие документов, имеющих признаки подделки. | --- |
п.39 (новая норма) Предоставление по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведений о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости. | --- |
п. 40. (новая норма; с 1 января 2012 года) Обеспечение создания и ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. | --- |
п. 41 (новая норма) Оказание содействия судебным приставам при розыске гражданина - ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или при розыске ребенка по исполнительным документам. | --- |
Права |
Глава 3. Обязанности и права полиции. ч. 1 ст. 13. Права полиции. Круг прав значительно расширен. | Раздел III. Обязанности и права милиции. Ст. 11. Права милиции. |
Преступления и административные правонарушения объединены в единый термин - "противоправные действия" Круг субъектов законной деятельности стал уже: исключены кандидаты в депутаты. Вместо милиции, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления используется термин "государственные и муниципальные органы". | |
Добавлено такое условие проверки документов, как наличие оснований для задержания лица. | |
Более подробно прописаны основания вызова в полицию: - по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях; - в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции. | |
Прописаны основания и процедура получения необходимой информации, в том числе персональных данных граждан. Запрашивание и получение информации происходит по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции. Если ранее информация запрашивалась у организаций и граждан, то в настоящее время в данный перечень включены государственные и муниципальные органы, должностные лица. Добавлены запрос и получение от кредитных организаций справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в случае выявления и пресечения налоговых преступлений. Также закреплены запросы и получение от медицинских организаций следующих сведений: - о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера или полученными в результате ДТП; - о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности. | |
Добавлено условие о предъявлении служебного удостоверения, а также посещение государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций. Включено ознакомление с документами, материалами и персональными данными граждан. В качестве единого условия закреплено следующее: - в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях; - в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции. | |
Вводятся патрулирование населенных пунктов и общественных мест, а также оборудование контрольных и контрольно-пропускных пунктов, выставление постов и заслонов, а также другие формы охраны общественного порядка. | |
Добавлены основания для требования об удалении с места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия: - для проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий; - для документирования обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, происшествия; - для сохранения следов; - для обеспечения безопасности граждан. Исключена цель проведения следственных и розыскных действий. Введено обращение к группе граждан с требованием разойтись или перейти в другое место, если скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов. | |
Норма дополнена сбором документов. | |
Указано подробнее про производство оперативно-разыскных действий. Добавлено объявление розыска лиц и похищенного имущества. | |
Исключено внесение представлений в государственные органы. | |
п. 13. (новая норма) Принудительное препровождение граждан в подразделения полиции в целях решения вопроса о задержании. Установление личности гражданина. Защита гражданина от угрозы жизни и здоровью. | --- |
Доставление граждан только в медицинские организации, исключены дежурные части органов внутренних дел. | |
Добавлено положение об изъятии указанных предметов, средств и веществ при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения. Закреплен досмотр пассажиров на железнодорожном, водном или воздушном транспорте. | |
п. 17. (новая норма) Проведение исследования, экспертизы документов. | --- |
п. 18. (новая норма) Осуществление личного осмотра граждан на массовых мероприятиях. | --- |
Закреплено право останавливать транспортные средства в случае необходимости этого для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. Осмотр грузов осуществляется только при подозрении, что они используются в противоправных целях. Добавлено временное ограничение или запрет дорожного движения при проведении публичных и массовых мероприятий, а также на железнодорожных переездах. Введена выдача разрешения на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов. | |
Добавлено требование о проведении мероприятий, предусмотренных законом о безопасности дорожного движения. При осуществлении государственного контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения включено проведение проверок организаций и индивидуальных предпринимателей с выдачей предписаний об устранении нарушений. | |
Добавлено согласование требований к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. Закреплено проведение проверок мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях. | |
Более подробно описаны полномочия полиции как лицензирующего органа. | |
п. 24. (новая норма) Добавлена норма о беспрепятственности входа в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями. | --- |
Закреплены требования соблюдения гражданами пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах. | |
Выдача руководителям и должностным лицам организаций предписаний о соблюдении требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан, а также предписаний об устранении нарушений в охранной деятельности. | п. 24 (в части выдачи предписаний об устранении нарушений в сфере оборота оружия) |
Норма дополнена правом запрашивания и получения необходимых документов и информации, а также выдачей предписаний об устранении нарушений требований авиационной безопасности. Кроме того, закреплены сопровождение воздушного судна во время полета и задержание багажа. | |
п. 30. (новая норма) Применение мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. | --- |
Помимо периода проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения применяются в период действия военного или чрезвычайного положения. | |
Отдельно выделены правила работы с дактилоскопической и геномной информацией. | |
Конкретизировано, что полиция вправе устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе. Также полиция вправе привлекать для консультаций специалистов государственных и муниципальных органов. | |
Помимо средств массовой информации можно использовать возможности информационно-телекоммуникационной сети Интернет. | |
Расширена принадлежность средств связи: включены в перечень государственные предприятия и учреждения. | |
Можно использовать транспортные средства государственных и муниципальных органов. Прописано возмещение по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного материального ущерба. |
Применение отдельных мер государственного принуждения |
Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения. | В отдельные статьи Закона "О милиции" данные меры выделены не были. Они были упомянуты в ст. 11: |
Ст. 14 Задержание | |
Ст. 15 Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории | |
Ст. 16 Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов | |
Ст. 17 Формирование и ведение банков данных о гражданах |
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия |
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. | Раздел IV. Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. |
Ст. 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Норма дополнена положением о том, что в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства. Закреплено право на применение световых и акустических специальных средств. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного орудия, если их применение осуществлялось по законным основаниям. | Ст. 12. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. |
Ст. 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Новыми положениями являются следующие: - о причинении гражданину телесных повреждений полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина; - о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти, как и раньше, уведомляется прокурор, но в течение 24 часов; - о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или материальный ущерб, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа и в течение 24 часов с момента их применения представить рапорт. | Ст. 12. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. |
Ст. 21. Применение специальных средств. Добавлены такие основания применения специальных средств, как пресечение преступления или административного правонарушения, защита охраняемых объектов, блокирование движения групп граждан, совершающих противоправные действия. Изменены наименования специальных средств: - вместо "резиновых палок" - "палки специальные"; - вместо "слезоточивого газа" - "специальные газовые средства"; - вместо "наручников" - "средства ограничения подвижности" и т.д. | Ст. 14. Применение специальных средств. |
Ст. 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств. Вводятся ограничения применения специальных средств: 1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца; 2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия; 3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров; на железнодорожных переездах, мостах, в туннелях; 4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта. | Ст. 14. Применение специальных средств. |
Ст. 23. Применение огнестрельного оружия. Дается понятие вооруженного сопротивления и нападения: сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть. Сотрудник полиции имеет право применять служебное оружие ограниченного поражения. | Ст. 15. Применение и использование огнестрельного оружия. |
Ст. 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.* | Ст. 16. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции.* |
Правовое положение сотрудников |
Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции. | Раздел V. Служба в милиции. |
Ст. 25. Сотрудник полиции. Определение сотрудника полиции идентично определению сотрудника милиции. Отмечено, что сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности и реализует права в пределах данной территории. За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности и реализует права в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Помимо служебного удостоверения и специальных жетонов сотрудникам полиции выдаются нагрудные знаки, размещаемые на форменной одежде и позволяющие идентифицировать сотрудника полиции. Форменная одежда предоставляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации. | Ст. 17. Сотрудники милиции. Ст. 20. Прохождение службы в милиции. |
Ст. 26. Специальные звания сотрудников полиции. Вводится новое специальное звание высшего начальствующего состава - генерал полиции Российской Федерации. | Ст. 17.1. Специальные звания сотрудников милиции. |
Ст. 27. Основные обязанности сотрудника полиции. В ч. 1 статьи прописаны обязанности сотрудника полиции, отсутствующие в Законе "О милиции". В частности: - знание и соблюдение Конституции РФ и законодательных актов, а также обеспечение их исполнения; прохождение регулярных проверок правовых знаний; - поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего выполнения служебных обязанностей; - сообщение непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принятие мер по предотвращению такого конфликта; - уведомление непосредственного начальника, органов прокуратуры РФ или других государственных органов о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. | Ст. 18. Служебные обязанности и права сотрудника милиции. |
Ст. 28. Основные права сотрудника полиции. Конкретизированы права сотрудников полиции. В их число входят: - право на защиту своих персональных данных; - право на продвижение по службе; - право на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения; - право на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества. При выполнении обязанностей по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, а также по принятию мер к спасению людей сотрудники полиции вправе: - требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; - проверять документы, удостоверяющие личность и (или) подтверждающие полномочия; - использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также гражданам; - требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, оставаться на месте; - применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. | Ст. 18. Служебные обязанности и права сотрудника милиции. Ст. 27. Право сотрудника милиции на судебную защиту. |
Ст. 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции. Перечислены случаи, когда сотрудник полиции не может находиться на службе. К примеру, в случае признания его недееспособным, представления подложных документов или ложных сведений при поступлении на службу, либо при несоответствии требованиям к состоянию здоровья. | Ст. 20.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в милиции. |
Ст. 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции. Закреплено, что сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дело и материалов. | Раздел VI. Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции. Ст. 25. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника милиции. Ст. 23. Обязательность исполнения законных требований сотрудника милиции. |
Ст.30.1 Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. (новая норма) Закреплено наложение взысканий на сотрудников полиции за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в рамках противодействия коррупции. | --- |
Ст. 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации).* | Статья 28. Право сотрудников милиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)* |
Ст. 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.* | Глава 1, ст. 6. Привлечение к выполнению задач милиции других сотрудников органов внутренних дел.* |
Раздел VIII. Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции. |
Прохождение службы Внимание! С 1 января 2012 года вопросы прохождения службы в ОВД регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ, в связи с чем положения главы 7 Федерального закона "О полиции" частично утратили силу. |
Глава 7. Служба в полиции. | Раздел V. Служба в милиции. |
Ст. 34. Правовое регулирование службы в полиции. (новая норма) Служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений Федерального закона "О полиции". | --- |
Ст. 35. Поступление на службу в полицию. Добавлен критерий при поступлении на службу в полицию - владение государственным языком РФ. Граждане РФ, поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на токсическую зависимость. На гражданина РФ, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство. (утратила силу с 01.01.2012, за исключением оснований, по которым гражданин РФ не может быть принят на службу в полицию) | Ст. 19. Прием и увольнение сотрудников милиции. |
Ст. 36. Испытание при поступлении на службу в полицию.* (утратила силу с 01.01.2012) | |
Ст. 37. Особенности режима служебного времени сотрудников полиции. Подробно описывается предоставление дополнительного отдыха в качестве компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. (утратила силу с 01.01.2012) | Ст. 20. Прохождение службы в милиции. |
Ст. 38. Профессиональная подготовка сотрудников полиции. Закреплено, что при поступлении в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заключается контракт о прохождении службы в полиции после окончания этого образовательного учреждения на срок не менее пяти лет. Гражданин РФ, отчисленный из данного образовательного учреждения за недисциплинированность и неуспеваемость либо отказавшийся выполнять условия контракта, а также окончивший такое образовательное учреждение и уволенный со службы до окончания срока службы, предусмотренного контрактом, возмещает средства федерального бюджета, затраченные на обучение. (утратила силу с 01.01.2012, за исключением п.3 - утратил силу с 1 сентября 2013 г.) | Ст. 21. Подготовка сотрудников милиции. |
Ст. 39. Служебная дисциплина в полиции. (новая норма) Служебная дисциплина в полиции - обязательное для всех сотрудников выполнение служебных обязанностей и реализация предоставленных прав. (утратила силу с 01.01.2012) | --- |
Ст. 40. Увольнение со службы в полиции. Введены новые основания увольнения со службы в полиции: - истечение срока нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа, при отсутствии возможности перемещения по службе; - отчисление из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; - перевод на государственную службу иного вида; - прекращение оснований для приостановления службы в полиции; - отказ от выполнения служебных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 37 Федерального закона "О полиции"; - прекращение гражданства РФ или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства. (утратила силу с 01.01.2012) | Ст. 19. Прием и увольнение сотрудников милиции. |
Ст. 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления.* | Ст. 28.2. Гарантии сотруднику милиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления.* |
Гарантии социальной защиты |
Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции. | Раздел V. Служба в милиции. Раздел VI. Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции. |
Ст. 42. Оплата труда сотрудника полиции. Оплата труда производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Сотруднику полиции, имеющему почетные звания, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10 процентов. | Ст. 22. Оплата труда сотрудников милиции. |
Ст. 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Обязательное государственное страхование производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. Регламентированы условия выплаты единовременных пособий членам семьи и лицам, находившимся на иждивении. Размер пособия установлен в виде фиксированной суммы. Предусмотрена ежегодная индексация единовременных пособий исходя из уровня инфляции по решению Правительства РФ. | Ст. 29. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника милиции. |
Ст. 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение. Закреплена единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения. | Ст. 30. Обеспечение сотрудников милиции жилой площадью. |
Ст. 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание.* | Ст. 28.1. Право сотрудника милиции и членов их семей на охрану здоровья и медицинскую помощь.* |
Ст. 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции. Обеспечение проездными документами на все виды транспорта общего пользования. Условия проезда без приобретения проездных документов. | Ст. 31. Обеспечение сотрудников милиции телефоном и предоставление детям сотрудников милиции мест в детских дошкольных учреждениях. Ст. 33. Права сотрудников милиции при нахождении в командировке, следовании к новому месту службы, месту проведения отпуска и обратно. |
Финансовое и материально-техническое обеспечение |
Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции. | Раздел VII. Финансирование и материально-техническое обеспечение милиции. |
Ст. 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции. Финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством РФ и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. | Ст. 35. Финансирование милиции. |
Ст. 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. | Ст. 36. Материально-техническое обеспечение деятельности милиции. |
Контроль и надзор за деятельностью |
Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции. | Раздел VIII. Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции. |
Ст. 49. Государственный контроль за деятельностью полиции. Из круга субъектов государственного контроля исключены органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ. Ведомственный контроль осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. | Ст. 37. Контроль за деятельностью милиции. |
Ст. 50. Общественный контроль за деятельностью полиции. (новая норма) К субъектам общественного контроля отнесены граждане РФ и общественные объединения, Общественная палата РФ, общественные наблюдательные комиссии, общественные советы. | --- |
Ст. 51. Судебный контроль и надзор. (новая норма) К субъектам контроля и надзора отнесены суды. | --- |
Ст. 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции. Расширен круг субъектов, чьи права и законные интересы могут быть нарушены: не только граждане, но и государственные и муниципальные органы, общественные объединения, религиозные и иные организации. | Ст. 39. Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции. |
______________________________
* нормы идентичны по содержанию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.