Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 8 июля 2010 г. N 33-20079
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Строгонова М.В.,
судей Снегиревой Е.Н., Донковцевой Э.С.,
при секретаре Черных В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Донковцевой Э.С. дело по кассационной жалобе Адвокатского бюро "Маргулян и Рахмилович" на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 05 мая 2010 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Адвокатского бюро "Маргулян и Рахмилович" о признании незаконным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве N ... от 18.03.2009 г. в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы - отказать, установила:
Адвокатское бюро "Маргулян и Рахмилович" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве N ... от 18.03.2009 г. в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
В обоснование заявленных требований указано, что 18 февраля 2009 года Адвокатское бюро "Маргулян и Рахмилович" (далее Адвокатское бюро) обратилось в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в устав в связи с изменением места нахождения (адреса) Адвокатского бюро.
Письмом от 18 марта 2009 года N ... Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве сообщило об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Адвокатского бюро. Указанное письмо получено Адвокатским бюро 30 марта 2009 года.
Заявитель считает решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве об отказе в государственной регистрации необоснованным и незаконным и нарушающим его интересы и права.
Представитель Адвокатского бюро "Маргулян и Рахмилович", по доверенности Д.А. Кошурина, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, по доверенности О.Е. Макарова, в судебном заседании в удовлетворении заявления просила отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе представитель заявителя по доводам кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Выводы суда подтверждены материалами дела, нормы процессуального и материального права судом применены правильно.
В силу ст. 254 ГПК РФ организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд установил, что Адвокатское бюро "Маргулян и Рахмилович" обратилось в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Вместе с заявлением были представлены документы, необходимые для государственной регистрации: изменения Устава, протокол, свидетельство о регистрации права, копия протокола N 8, копия Устава, документ об уплате госпошлины, что подтверждается распиской о получении документов от 18.02.2009 г. (л.д. 8).
Ответом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве от 18.03.2009 г. (N ...) было отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, поскольку необходимые документы оформлены в ненадлежащем порядке (л.д. 9).
Статья 23.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает основания, по которым в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, в частности и по основанию, если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо оформлены в ненадлежащем порядке.
Основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Адвокатскому бюро "Маргулян и Рахмилович" послужило непредоставление заявителем, среди прочих документов, предоставленных для регистрации, полного текста Устава в трех экземплярах с внесенными в него изменениями.
Федеральный закон от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает несколько видов государственной регистрации: регистрация создания; регистрация изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы; регистрация ликвидации; регистрация иных сведений.
Согласно статье 10 данного Федерального закона федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации и требования к их оформлению установлены специальными законами: Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (п. 5 ст. 13.1) и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (часть 6 ст. 21).
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах. Учредительными документами являются: устав, договор или положение (статья 14).
Изменения в учредительные документы и в устав регистрируются в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация (п. 1 ст. 23 Федерального закона "О некоммерческих организациях", часть 9 ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Во исполнение федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" были утверждены формы заявлений для государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе форма N РН0003 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации" (далее - форма РН0003).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. (дело N ГКПИ 07-1201) пункт 7 формы N РН0003 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации" был признан недействующим, поскольку указание в пункте 7 формы N РН0003 слов "в форме изменений" и "нужное отметить знаком "V" противоречит законодательству и вводит в заблуждение граждан и некоммерческие организации относительно требований к оформлению учредительного документа, представляемого для регистрации его изменений. Заявители расценивают указание в заявлении "в форме изменений", как их право на оформление и представление изменений в устав для государственной регистрации в виде одних только отдельных изменений, без представления полного текста устава с внесенными в него изменениями и дополнениями.
Поэтому непредставление необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", представление их не в полном объеме, либо оформленных в ненадлежащем порядке является в силу пп. 4 п. 1 статьи 23.1 указанного Федерального закона основанием для отказа в государственной регистрации.
По смыслу приведенных правовых норм для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации необходимо представление учредительных документов в новой редакции в трех экземплярах. Представление учредительных документов в форме изменений указанными федеральными законами не предусмотрено, изменения учредительными документами не являются.
Из материалов дела следует, что Адвокатское бюро "Маргулян и Рахмилович" вместе с заявлением и документами необходимыми для государственной регистрации представило в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве устав для государственной регистрации в виде одних только отдельных изменений, без представления полного текста Устава с внесенными в него изменениями и не в трех экземплярах.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обоснованно отказало Адвокатскому бюро "Маргулян и Рахмилович" в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы на основании п.п. 4 п. 1 ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", поскольку необходимые документы были оформлены в ненадлежащей форме.
Адвокатское бюро "Маргулян и Рахмилович" в обоснование своих доводов о признании незаконным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве N ... от 18.03.2009 г. в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы, также указало, что ссылка Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в отказе в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы о необходимости также указать в п. 2 заявления по форме РН0003 учетный номер, необоснованна, поскольку учетные номера некоммерческих организаций были впервые включены в форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 5 мая 2006 года N 150 "Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации". До этого момента применялась форма N Р51001 свидетельства о государственной регистрации юридического лица, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в форме индивидуальных предпринимателей", не содержащая учетного номера. Адвокатское бюро было зарегистрировано 01 августа 2003 года, то есть до даты введения учетных номеров некоммерческих организаций. По этой причине Адвокатское бюро не имеет и не может иметь учетный номер.
Суд правильно не согласился с доводами представителя Адвокатского бюро "Маргулян и Рахмилович".
В соответствии с подпунктом 34 п. 6 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.12.2004 N 183 (зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2004 N 6180), территориальный орган Росрегистрации ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.
Ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций (далее - ведомственный реестр) представляет собой свод сведений о прошедших государственную регистрацию некоммерческих организациях, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлен специальный порядок государственной регистрации.
В ведомственном реестре содержится следующее:
- записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации некоммерческих организаций, в отношении которых действующим законодательством предусмотрен специальный порядок государственной регистрации;
- записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческих организаций;
- записи об изменении сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческих организаций;
- документы, представленные в уполномоченный орган, для принятия решения о государственной регистрации, направления в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
- материалы проверок некоммерческих организаций; документы, содержащие отчет о деятельности некоммерческих организаций; документы по осуществлению функции контроля (предупреждения, представления, протоколы об административных правонарушениях, исковые заявления); последующая переписка с некоммерческими организациями.
Ведомственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях.
При этом, согласно п. 6 Методических рекомендаций по ведению территориальными органами Федеральной регистрационной службы ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций при каждой записи о государственной регистрации создания некоммерческой организации (после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом) присваивается учетный номер.
Согласно Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 5 мая 2006 года N 150 "Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации" (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2006 N 7781) учетный номер включен и в форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.
В настоящее время согласно подп. 48 п. 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 146, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.
Как пояснила в судебном заседании представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, по доверенности О.Е. Макарова, сведения об Адвокатском бюро "Маргулян и Рахмилович" внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве. Адвокатское бюро имеет учетный номер ... от 05.05.2006 г., а поэтому доводы заявителя необоснованны, дополнительно пояснив при этом, что Адвокатское бюро имело возможность перед подачей документов и заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, узнать свой ведомственный (учетный) регистрационный номер, поскольку согласно пунктам 7 и 8 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 N 89, информация о зарегистрированных организациях предоставляется по запросу любого физического или юридического лица. Для получения информации заявителем представляется лично или направляется почтовым отправлением, электронной почтой заявление о предоставлении информации, однако Адвокатское бюро с такого рода заявлением не обращалось.
Кроме того, представитель Адвокатского бюро Маргулян и Рахмилович", по доверенности Д.А. Кошурина, в судебной заседании ссылалась, что указание Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы на отсутствие в протоколе Собрания партнеров N 12 от 15.12.2008 списка участников не соответствует действительности, поскольку в протоколе Собрания партнеров указаны партнеры - участники собрания: Маргулян Эдуард Ефимович и Рахмилович Андрей Викторович. Кроме того, протокол содержит указания на общее число голосов партнеров Адвокатского бюро (6) и число голосов партнеров, принимавших участие в собрании (6), что позволяет сделать вывод о правомочности собрания.
Представитель Гласного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, по доверенности О.Е. Макарова, не согласилась с доводами представителя заявителя, указав, что в протоколе Собрания партнеров усматриваются противоречия, поскольку в протоколе указано, что на Собрании партнеров присутствуют управляющий партнер и заместитель управляющего партнера, а число голосов партнеров, принимающих участие в Собрании - 6, что не позволило Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Москве сделать вывод о правомочности данного собрания и принятых на нем решений. При этом, представитель заинтересованного лица указала, что основанием отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Адвокатскому бюро "Маргулян и Рахмилович" послужило именно не предоставление заявителем учредительных документов (Устава) Адвокатского бюро в новой редакции в трех экземплярах.
Суд принял во внимание представленные сторонами доказательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом норм материального права необоснованны, суд применил закон, подлежащий применению.
Оснований для отмены решения суда доводы кассационной жалобы не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 05 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 8 июля 2010 г. N 33-20079
Текст определения официально опубликован не был