Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 октября 2010 г. по делу N 33-32475
Судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда в составе:
председательствующего Строгонова М.В.,
судей Ломакиной Л.А. и Дубинской В.К.,
при секретаре Дударевой Н.Д.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ломакиной Л.А. дело по кассационной жалобе Макаровой Т.Н., представителя по доверенностям Гуровой Е.М., Грачевой Г.Г., Беляева О.Б., Найденко В.Н., Федорова А.А., Кожевникова Б.В., Митрофанова И.Ю., Доброгаева О.И., Визгердас З.Я., Попкова Ю.В., Щипковой Е.О., Ширяева В.Ф., Поляковой Е.Г., Дурнева В.Л., Касаткиной Н.О., Мазуркевича А.В., Соловьева Д.В., Ухина А.И., Ванюковой Т.В., Березовской Е.А., Локтишевой Е.Н., Павлова И.Д., Попова А.В., Полянской Т.Н., Гераскина В.М., Ишкова М.А., Касаткина Р.С., Касаткиной Е.С., Никитина В.М., Ломакина А.А., Пятова А.В., Молчанова В.М., Кручинина В.М., Ларионовой Н.Н., Евстифеева М.А., Четверкина А.С., Родионовой М.М., Прика И.М., Тихонова С.Н., Баранова Д.Ю., Кузнецова А.А., Юсиповой Н.Ф., Митрофанова В.С., Литовченко Л.А., Цвирко З.П., Марцева С.Ю., Гревцова В.В., Ракова И.В. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 24 мая 2010 года, которым постановлено:
в иске Гуровой Е.М., Грачевой Г.Г., Беляеву О.Б., Найденко В.Н., Федорову А.А., Кожевникову Б.В., Митрофанову И.Ю., Доброгаеву О.И., Визгердас З.Я., Попкову Ю.В., Щипковой Е.О., Ширяеву В.Ф., Поляковой Е.Г., Дурневу В.Л., Касаткиной Н.О., Мазуркевичу А.В., Соловьеву Д.В., Ухину А.И., Ванюковой Т.В., Березовской Е.А., Локтишевой Е.Н., Павлову И.Д., Попову А.В., Полянской Т.Н., Гераскину В.М., Ишкову М.А., Касаткину Р.С., Касаткиной Е.С., Никитину В.М., Ломакину А.А., Пятову А.В., Молчанову В.М., Кручинину В.М., Ларионовой Н.Н., Евстифееву М.А., Четверкину А.С., Родионовой М.М., Прику И.М., Тихонову С.Н., Баранову Д.Ю., Кузнецову А.А., Юсиповой Н.Ф., Митрофанову В.С., Литовченко Л.А., Цвирко З.П., Марцеву С.Ю., Гревцову В.В., Ракову И.В. к префектуре СЗАО г. Москвы, Управе района Северное Тушино о признании права собственности на гаражи-боксы, расположенные по адресу ..., обязании произвести регистрацию права собственности отказать, установила:
истцы Гурова Е.М., Грачева Г.Г., Беляев О.Б., Найденко В.Н., Федоров А.А., Кожевников Б.В., Митрофанов И.Ю., Доброгаев О.И., Визгердас З.Я., Попков Ю.В., Щипкова Е.О., Ширяев В.Ф., Полякова Е.Г., Дурнев В.Л., Касаткина Н.О., Мазуркевич А.В., Соловьев Д.В., Ухин А.И., Ванюкова Т.В., Березовская Е.А., Локтишева Е.Н., Павлова И.Д., Попов А.В., Полянская Т.Н., Гераскин В.М., Ишков М.А., Касаткин Р.С., Касаткина Е.С., Никитин В.М., Ломакин А.А., Пятов А.В., Молчанов В.М., Кручинин В.М., Ларионова Н.Н., Евстифеев М.А., Четверкин А.С., Родионова М.М., Прик И.М., Тихонов С.Н., Баранов Д.Ю., Кузнецов А.А., Юсипова Н.Ф., Митрофанов В.С., Литовченко Л.А., Цвирко З.П., Марцев С.Ю., Гревцов В.В., Раков И.В. обратились в суд с иском к Префектуре Северо-Западного округа г. Москвы, Управе района Северное Тушино г. Москвы о признании права собственности на гаражи-боксы, расположенные по адресу: ..., и зарегистрировать их право собственности на занимаемые ими гаражи.
Истцы представили справу ГСК "Метеор" о том, что они являются членами ГСК, пай, полностью внесли пай за гаражи, стоимости которых составляет от ... рублей до ... рублей.
В обоснование своих требований истцы указали, что исполнительным комитетом Московского городского совета депутатов трудящихся 11 августа 1967 года издано распоряжение о разрешении кооперативу строительства и эксплуатации коллективного гаража-стоянки "Метеор" строительства типового гаража на 218 автомашин в Тушино по адресу: ... (л.д. 13, 2 том).
Истцы в соответствии с протоколами собраний ГСК "Метеор" были приняты в члены кооператива. Длительное время более 15 лет владели и пользовались открыто и добросовестно гаражами-боксами по адресу: ..., осуществляли оплату членских взносов, эти гаражи учтены в ТБТИ СЗАО г. Москвы, им выданы экспликация, поэтажный план, выписка из технического паспорта.
По мнению истцов, они приобрели право собственности на гаражи, однако в регистрации права собственности Управлением ФРС по Москве им отказано в связи с отсутствием кадастрового паспорта на гараж. Иск основывают на ст. 234 ГК РФ, ст. 219 ГК РФ.
Представитель истцов по доверенности Макарова Т.Н. исковые требования своих доверителей поддержала (л.д. 22-30, 18 том).
Истец Прик И.М. просит его требования удовлетворить.
Представитель префектуры СЗАО г.Москвы, управы района Северное Тушино города Москвы по доверенности Евсеева Т.Н. иск не признала.
Представитель 3-го лица Департамента земельных ресурсов г. Москвы по доверенности Ефремова Н.И. в иске просила отказать.
Представитель 3-го лица ГСК "Метеор" по доверенности Федоров А.А. исковые требования поддержал.
Представитель 3-го Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 4-21, 18 том).
Представитель 3-го Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, о дне слушания дела извещен, не явился.
Представитель 3-го Государственного природоохранного бюджетного учреждения г. Москвы "Управления особо охраняемыми природными территориями по Северо-Западному административному округу г. Москвы" - правопреемник государственного учреждения г. Москвы "Специализированный лесхоз "Красногорский" в судебное заседание не явился, в отзыве в иске просил отказать (л.д. 88, 19 том).
Суд постановил указанное решение, об отмене которого просит представитель истцов по доверенностям Макарова Т.Н. по доводам кассационной жалобы как незаконного.
Судебная коллегия, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом, выслушав истца Федорова А.А. и представителя истцов Макарову Т.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В силу п. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо-гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Согласно п. 2 ст. 234 ГК РФ, до приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав владения им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
В силу статьи 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Судом первой инстанции установлено, что 26 апреля 1967 г. исполнительным комитетом Краснопресненского районного совета депутатов трудящихся города Москвы принято решение об организации кооператива "Метеор" для эксплуатации коллективных гаражей. В указанном решении Исполнительный комитет обязал отдел районного архитектора предоставить на утверждение Исполкома Моссовета предложение на отвод земельного участка (л.д. 58-61, 18 том).
11 августа 1967 г. Исполнительным комитетом Московского городского совета депутатов трудящихся издано Распоряжение о разрешении кооперативу по строительству и эксплуатации коллективного гаража - стоянки "Метеор" строительство типового капитального гаража на 218 машин в Тушино по адресу: ..., при этом отражено, что окончательное размещение гаража на участке определить проектом, на застройщика возложена обязанность оформить в Главном архитектурно-планировочном управлении г. Москвы отвод участка и разрешение на строительство (л.д. 56, 18 том).
24 августа 1967 г. Управление регулирования застройки и отвода земель Главного Архитектурно-планировочного управления г. Москвы в своем письме сообщило о разрешении строительства типового капитального гаража на 218 автомашин в Тушино по адресу: ... При этом в письме отражено, что окончательное размещение гаража на участке определить проектом, и указано на необходимость до начала строительства заказать в Мосгоргеотресте строительный паспорт, получить в отделе районного архитектора архитектурно-планировочное задание на проектирование, представить на рассмотрение в Главное архитектурно-планировочное управление г. Москвы проекты гаража, организации подъездов к нему и благоустройства участков и оформить в Госархстройконтроле г. Москвы соответствующее обязательство и получить разрешение на право производства строительных работ. Срок обозначен до 11 августа 1969 г. (л.д. 293, 18 том).
7 апреля 1972 г. исполнительный комитет Тушинского районного совета депутатов трудящихся обратился в письме к заместителю начальника главного АПУ г. Москвы с просьбой об утверждении существующих границ кооператива с гаражами боксового типа (л.д. 283, 18 том).
В письме имеется ссылка на заключение Мосгоргеотреста от 30 августа 1968 г., которым рекомендовано с учетом условий рельефа и геологического строения возведение легких, одноэтажных сооружений. Также указано, что в 1968 г. построено 210 одноэтажных боксовых гаражей, участок застройки был сдвинут в связи с существующим действующим кладбищем и увеличен на 0,5 га за счет засыпки излучены оврага, увеличение площади участка и строительство гаражей боксового типа надлежаще не оформлено.
29 января 1975 г. исполнительный комитет Тушинского райсовета обратился к руководителю мастерской N 9 МОСПРОЕКТА-1 с просьбой провести некоторые коррективы красных линий по проектируемому проезду 5268 с учетом существующей дороги от ул. ... до ГСК "Метеор", ссылаясь на затраты средств трудящихся на строительство и благоустройства территории (л.д. 272, 18 том).
В 1989 году по ходатайству правления ГСК "Метеор", созданного по решению Краснопресненского райсовета г. Москвы от 26 апреля 1967 г., имеющего на балансе 231 временных кирпичных и металлических гаражей на основании решения Мосгорисполкома от 8 октября 1986 г., решением Исполнительного комитета Тушинского районного совета народных депутатов г. Москвы от 2 августа 1989 г. разрешено в порядке особого исключения оборудовать ГСК "Метеор" за счет средств автовладельцев временную, перекрытую легкими навесами автостоянку на 53 места в границах арендуемого участка. На Правление ГСК "Метеор" этим же решением возложена обязанность заключить договор временного пользования участком кооперативом и стоянкой (л.д. 254, 18 том).
В 1993 году Московский городской комитет по охране природы, рассмотрев представленные материалы по размещению существующей автостоянки на 310 мест по адресу: ..., указал на возможность размещение автостоянки на земельном участке площадью 0,93 га при условии наведения порядка и ликвидации свалки. При этом, вновь было предложено оформить в установленном порядке отвод земельного участка (л.д. 259, 18 том).
Вместе с тем, надлежащие документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества на территории ГСК "Метеор" отсутствуют.
Истцы, их представитель и участвующий в деле в качестве 3-го лица ГСК "Метеор" не представили распорядительный документ о предоставлении земельного участка под строительство спорного объекта, нет разрешения на строительство и акта приемки объекта в эксплуатацию, утвержденного в установленном законом порядке.
Кроме того, из материалов дела следует, что земельный участок ГСК "Метеор" был предоставлен во временное пользование на основании распоряжения Моссовета от 11 августа 1967 г., что следует из договора от 26 июня 1989 г. о предоставлении земельного участка до 31 декабря 1990 г. (л.д. 255-258, 18 том).
В 1993 г. Префектурой СЗАО г. Москвы было принято решение о строительстве многоэтажного гаражного комплекса на месте размещения автостоянки ГСК "Метеор". 3 декабря 1993 г. первым заместителем Префекта СЗАО г. Москвы было проведено совещание с участием ГСК "Метеор", на котором принято решение о частичном сносе гаражей с последующим переселением членов ГСК "Метеор" в многоэтажный гаражный комплекс (л.д. 249, 18 том).
Однако, по результатам геологических изысканий Мосгоргеотреста и по заключению Москомприроды земельный участок, застроенный боксовыми гаражами ГСК "Метеор", признан непригодным для строительства многоэтажного гаражного комплекса (л.д. 253, 18 том).
Распоряжением Префекта от 5 января 1994 г. вновь было подтверждено именно право временного пользования земельным участком сроком на 3 года, указано на возможность использования под временную крытую автостоянку на 320 машиномест. Этим же Распоряжением ГСК "Метеор" предупрежден об освобождении территории от машин, личного имущества, принадлежащего кооперативу, после ввода в эксплуатацию 1-й очереди многоэтажного гаражного комплекса "Валта" (л.д. 140, 18 том).
25 мая 1994 г. в соответствии со справкой АПУ СЗАО г. Москвы временному строению правления ГСК "Метеор" присвоен милицейский адрес: ... (л.д. 146, 18 том).
12 марта 1995 г. между Москомземом и кооперативом по строительству и эксплуатации коллективного гаража-стоянки для автомобилей индивидуальных владельцев "Метеор" заключен договор краткосрочной аренды земельного участка площадью 14184 кв.м. по адресу: ... для эксплуатации временной крытой автостоянки на 320 машиномест сроком на 1 год (л.д. 188-192, 18 том).
Распоряжением Префекта от 8 декабря 1995 г. установлено право пользования ГСК "Метеор" земельным участком на условиях краткосрочной аренды.
Договора краткосрочной аренды в отношении этого же земельного участка заключались в период с 1996, 1997, 1998, 1999 по 2005 годы (л.д. 166, 169-172, 193-218, 18 том).
В 1997 году по решению гаражной межведомственной комиссии о продлении аренды земельного участка, предоставленного ГСК "Метеор" Распоряжением Префекта от 29 декабря 1995 под существующие боксовые гаражи в количестве 302 единиц принято решение о дополнительном размещении 50 металлических боксовых гаражей (выписка из протокола заседания гаражной межведомственной комиссии СЗАО г. Москвы от 11 марта 1997 г.).
Между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и гаражно-строительным кооперативом "Метеор" на основании Распоряжения Префекта Северо-Западного административного округа г. Москвы от 27 сентября 2005 г. 29 сентября 2005 г. был заключен договор аренды земельного участка по адресу: ..., для эксплуатации гаража-стоянки сроком до 14 сентября 2008 г. (л.д. 194-205, 11 том).
В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 17 апреля 2007 г. N 700-РП "О выводе автостоянок и сторонних землепользователей, расположенных на особо охраняемой территории "Природно-исторический Парк "Тушинский", гаражи автостоянки, расположенные на особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Тушинский", подлежат выводу.
В указанном Распоряжении Правительства Москвы отражено, что деятельность кооператива по строительству и эксплуатации коллективного гаража-стоянки для автомобилей индивидуальных владельцев "Метеор" противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Тушинский", при этом указано, что это временная крытая автостоянка на 370 машиномест.
Пунктом 1 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ таким документом является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство, что указано в ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
До принятия Градостроительного Кодекса РФ вопрос ввода объекта в эксплуатацию регулировался подзаконными актами: Постановлением Совета Министров СССР от 23 января 1981 г. N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (с изм. от 30 декабря 1988 г. N 1485), Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 июня 1981 г. N 302 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (с изм. от 17 сентября 1984 г.), Ведомственными строительными нормами ВСН 19-89 "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог" (утв. Минавтодором РСФСР 14 июля 1989 г. НА-18/266), Приказом Минсвязи России от 9 сентября 2002 г. N 113 "Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи", распоряжением Минтранса России от 1 октября 2002 г. N ИС-834-р "О рассмотрении и утверждении актов приемки в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них", СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные Положения" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. N 84; с изм. от 18 ноября 1987 г.); СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение", СНиП 3.05.02-88 "Газоснабжение", ВСН 123-90 "Инструкция по оформлению приемно-сдаточной документации по электромонтажным работам" (утв. Минмонтажспецстроем СССР 24 декабря 1990 г.) и др., а также территориальными строительными нормами, принятыми органами власти некоторых субъектов РФ.
В соответствии с указанными нормативными актами, приемка законченных строительством объектов осуществлялась государственными приемочными комиссиями, в состав которых, как правило, входили представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов местного самоуправления, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, а также представители ведомств и иных организаций при строительстве соответствующих объектов. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформлялась ни актами. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписывались председателем и всеми членами комиссии.
Согласно ст. 9 Закона города Москвы "О землепользовании в городе Москве", договор аренды заключается на срок от 25 до 49 лет на земельные участки, занятые объектами капитального строительства.
Из выписки из государственного земельного кадастра следует, что земельный участок площадью 14184 кв.м. фактически используется для эксплуатации гаража-стоянки, одновременно отражено, что информация о соответствии землепользования градостроительным регламентам и Акт разрешенного использования по земельному участку по адресу: ..., отсутствуют.
Вместе с тем, в государственном земельном кадастре имеются сведения о том, что часть вышеуказанного земельного участка площадью 403,7 кв.м. - территория особого режима использования: водоохранная зона ручья; часть земельного участка площадью 7355,4 кв.м. - территория особого режима использования: особо охраняемая природная территория "Природный парк "Тушинский", режим 1, 2, 3, 4, 5. (Постановление Правительства Москвы от 21 июля 1998 года N 564) (л.д. 219-223, 18 том).
В государственном земельном кадастре по вышеуказанному земельному участку площадью 14 184 кв.м. по адресу: ... содержатся сведения о сдаче этого участка в краткосрочную аренду кооперативу по строительству и эксплуатации коллективного гаража-стоянки для автомобилей индивидуальных владельцев "Метеор" сроком до 14 сентября 2008 года. Сведений о сдаче этого участка кооперативу на долгосрочную аренду и о заключении договора краткосрочной аренды после 14 сентября 2008 года нет (л.д. 219-223, 18 том).
ГСК "Метеор", членами которого являются истцы, находится на особо-охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Тушинский" (л.д. 224, 18 том).
Статьей 2 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" к категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве отнесены и природно-исторические парки.
ООПТ "Природно-исторический парк "Тушинский" образован Постановлением Правительства г. Москвы 21 июля 1998 года N 564 "О мерах по развитию природного комплекса г. Москвы".
Постановлением Правительства Москвы от 1 ноября 2005 г. N 863-ПП "О территориальной схеме сохранения и развития особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Тушинский", утверждена территориальная схема сохранения и развития ООПТ "Природно-исторический парк "Тушинский".
Также, согласно п. 1.1 и п. 3.3 Положения о природно-историческом парке "Тушинский", утвержденного Постановлением правительства Москвы от 5 декабря 2006 г. N 944-ПП, природно-исторический парк "Тушинский" - особо охраняемая природная территория города Москвы, имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценный, крупный и целостный природно-территориальный комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых видов растений и животных и благоприятными условиями для отдыха в природном окружении.
На территории природно-исторического парка "Тушинский" запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка "Тушинский".
Согласно п. 8.5 указанного Положения, земельные участки в границах особо охраняемой природной территории - природно-исторического парка "Тушинский", в том числе и участок, занимаемый ГСК "Метеор", предоставляется государственному природоохранному учреждению "Природно-исторический парк "Тушинский", осуществляющему охрану, содержание и использование парка в постоянное (бессрочное) пользование в установленном порядке в границах, утвержденных Постановлением правительства Москвы от 01 ноября 2005 г. N 853-ПП "О корректировке границ особо охраняемой природной территории "Природный парк "Тушинский", за исключением земельный участков сторонних землепользователей, права которых оформлены в установленном порядке (л.д. 69-82, 19 том).
Согласно ст. 23 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", природный заказник - особо охраняемая природная территория, образуемая с целью охраны природных и историко-культурных комплексов, естественных ландшафтов, охраны и восстановления природных комплексов, биологического разнообразия или отдельных видов растений и животных, поддержания рекреационного потенциала природных территорий в пределах города.
Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с Конституцией РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
Согласно преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", закон определяет сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, а также регулирует отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой индивидуальной зоны с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Земельные участки в составе рекреационных зон, в т.ч. земельные участи, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами используется для отдыха граждан и туризма. В пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий используются в соответствии с требованиями, установленными ст.ст. 94, 100 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Статьей 19 указанного Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ предусмотрено, что решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, по представлению специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.
Предоставление земельных участков в границах ООПТ для эксплуатации гаражей стоянок, является нарушением требований федерального законодательства и законодательства города Москвы о природопользовании и земельного законодательства.
Статьей 14 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территория в городе Москве" предусмотрено, что участки особо охраняемых природных территорий предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям, организациям, осуществляющим охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий (дирекциям особо охраняемых природных территорий).
Согласно п. 2 указанной статьи, земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам, общественным и религиозным объединениям в рекреационных, физкультурно-оздоровительных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории.
4 февраля 1999 года Московский земельный комитет уведомил руководителя кооператива "Метеор" о необходимости представить согласования с отделом Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды и с Москомприродой на занимаемый земельный участок (л.д. 178, 18 том).
Судом установлено, что Правительством Москвы не издавалось распорядительных документов о предоставлении ГСК "Метеор" земельного участка, имеющего режим градостроительной деятельности N 2.
ГСК "Метеор" продлен договор аренды земли на 1 год (л.д. 181, 18 том).
Из Распоряжения Правительства Москвы от 17 апреля 2007 г., принятого во исполнение Постановления Правительства Москвы от 1 ноября 2005 г. N 863-ПП, следует, что ГСК "Метеор" по адресу: ..., включен в перечень организаций, деятельность которых противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Тушинский", с которыми договоры аренды земельных участков подлежат расторжению по истечении срока действия (л.д. 16-18, 19 том).
Доводы представителя истцов о том, что приведенное выше Распоряжение Правительства Москвы от 17 апреля 2007 г. не относится к ГСК "Метеор", суд обоснованно признал несостоятельным, так как в представленных третьим лицом ГСК "Метеор" документах видно, что ГСК "Метеор" именовался как кооператив по строительству и эксплуатации коллективного гаража-стоянки для автомобилей индивидуальных владельцев "Метеор", в этом Распоряжения указан адрес земельного участка, занимаемый кооперативом ... и размер земельного участка 14184 кв.м.
На территории земельного участка по адресу: ..., относящегося к особо охраняемой территории "Природно-исторический парк "Тушинский", установлены гаражи-боксы, которыми пользуются истцы.
Суд первой инстанции в решении обоснованно указал, что истцами и их представителем не представлено доказательств оформления прав аренды на земельные участки, занимаемые гаражами-боксами, после истечения срока кратковременной аренды земельного участка.
Представитель Департамента земельных ресурсов г. Москвы по доверенности Ефремова Н.И., не соглашаясь с исковыми требованиями, пояснила, что с ГСК "Метеор" заключились краткосрочные договора аренды на пользование земельным участком по адресу: ..., последний договор аренды был заключен 29 сентября 2005 года сроком до 14 сентября 2008 года, срок действия договора истек, с 15 сентября 2008 года с ГСК "Метеор" прекращены земельно-правовые отношения. В землеустроительном деле по данному участку нет сведений о наличии акта ввода объекта в эксплуатацию, первый договор краткосрочной аренды был заключен в 1994 году, ГСК "Метеор" представлялись декларации и пояснительные записки, в которых имелись сведения только о временных гаражах, до 1994 года арендные платежи за землю не вносились, налог на землю также не выплачивали.
Представитель истцов Макарова Т.Н. не отрицала отсутствие документов об оплате земельного налога до 1994 года, несмотря на пользование данным земельным участком с 1968 года.
На основе оценки представленных доказательств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доводы представителя истцов Макаровой Т.Н. о том, что акты ввода объектов в эксплуатацию и акты приемки были в ГСК, однако утрачены при передачи в городское бюро технической инвентаризации в 1995 и 1996 годах, являются несостоятельными.
Согласно ответа Московского городского БТИ в материалах инвентарного дела отсутствуют указанных документы (л.д. 336, 18 том). При заключении договора краткосрочной аренды в 1994 году в Москомзем ГСК "Метеор" также не представлены документы о разрешении на строительство и акт приемки объекта в эксплуатацию, утвержденного в установленном законом порядке, что не отрицали представитель истцов Макарова Т.Н. и 3-го лица ГСК "Метеор" Федоров А.А. Это свидетельствует о том, что указанные документы компетентными органами не составлялись и ГСК "Метеор" не выдавались в установленном порядке.
ГСК "Метеор" земельный участок был предоставлен временно для размещения крытой автостоянки. Согласно данным, представленным Департаментом земельных ресурсов г. Москвы, сведения об оформленных земельно-правовых отношениях по адресу: ... на настоящее время отсутствуют, что представитель истцов не отрицал.
Из материалов дела усматривается, что председателю ГСК "Метеор" направлялось Управой района Северное Тушино г. Москвы уведомление об освобождении земельного участка.
На основании п. 2 ст. 610 ГК РФ, Департамент земельных ресурсов города Москвы 27 июля 2007 года направил в ГСК "Метеор" уведомление о прекращении и не возобновлении на новый срок обязательств по договору аренды земельного участка от 29 сентября 2005 г., которое получено адресатом в августе 2008 года (л.д. 225, 226, 18 том).
Разрешая, заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что земельный участок предоставлялся временно для размещения временных гаражей, срок действия договора аренды земельного участка истек, дальнейшее заключение договора аренды этого земельного участка невозможно в связи с режимом особо охраняемой территории "Природно-исторический парк "Тушинский", суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания за истцами права собственности на гаражи-боксы.
Представитель истцов в суде первой инстанции пояснила, что ее доверители осуществляли оплату членских взносов, что подтверждается квитанциями об оплате, гаражи учтены в ТБТИ СЗАО г. Москвы, имеется экспликация, поэтажный план, выписка из технического паспорта, на каждый гараж, в соответствии с выпиской из технического паспорта ТБТИ гаражи являются капитальными строениями. Оценка рыночной стоимости гаражей, произведенная ООО "Кронос", составляет от ... рублей до ... рублей.
Между тем, суд пришел к правильному выводу о тот, что, указанные доводы, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку имеющиеся распоряжения исполнительных органов власти и представленные ГСК "Метеор" документы в их взаимозависимости и совокупности свидетельствуют о том, что земельный участок ГСК "Метеор" был предоставлен временно, при этом на участке было разрешено возводить временные строения (л.д. 260-266, 18 том).
Из письма от 21 декабря 1971 года заместителя председателя исполкома Тушинского райсовета следует, что ГлавАПУ 5 июля 1971 года было отказано в оформлении гаражно-строительного кооператива "Метеор", гаражи которого расположены в красных линиях (л.д. 85, 19 том).
Правление ГСК "Метеор" в 1993 году обращалось в Москомзем Северо-Западного округа г. Москвы об оформлении земельного участка, занимаемого боксовыми гаражами ГСК "Метеор", на долгосрочную аренду 49-99 лет. Однако земельный участок предоставлен ГСК временно на условиях краткосрочной аренды, которая после 14 сентября 2008 года не возобновлялась (л.д. 84, 86, 19 том).
Данные обстоятельства были известны истцам, являющимся членами кооператива.
По сообщению комитета государственного строительного надзора города Москвы застройщик - ГСК "Метеор" с заявлением о выдаче разрешения на строительство в Комитет не обращался. Разрешение на строительство гаражей по указанному адресу застройщику не оформлялось и не выдавалось (л.д. 230, 18 том).
По сообщению главного архитектурно-планировочного управления на объекты, расположенные по адресу: ... ГУП "ГлавАПУ" документацией, относящейся к компетенции предприятия, не располагает (л.д. 245, 18 том).
Центральный архив научно-технической документации Москвы сообщил, что техническая документация на строительство ГСК "Метеор" в архив на хранение не поступала (л.д. 303, 18 том).
Из представленных ГУП Московское городское бюро технической инвентаризации экспликации, поэтажного плана на каждый гараж, следует, что разрешение на возведение объектов по адресу: ... не предъявлено, этот адрес не зарегистрирован в Адресном реестре зданий и сооружений г. Москвы.
По имеющимся в ТБТИ разрешительным документам объект по адресу: ... представляет собой временную крытую автостоянку, при инвентаризации все гаражные боксы учтены как объекты, возведенные без разрешения, документов, подтверждающих капитальность данных объектов в ТБТИ не имеется. В материалах инвентарного дела на объект по адресу: ..., Акт ввода в эксплуатацию гаражных боксов ГСК "Метеор" отсутствует (л.д. 336 18 том, л.д. 8-9 19 том).
Учитывая изложенное суд первой инстанции обоснованно признал доводы истцов и их представителя о том, что гаражи-боксы являются капитальными строениями, возведенными на земельном участке, предоставленном ГСК "Метеор" для строительства и эксплуатации гаражей в установленном законом порядке, несостоятельными.
Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве истцам было отказано в государственной регистрации права собственности на занимаемый каждым из них гараж-бокс со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих факт создания ГСК, в том числе распорядительного документа о предоставлении земельного участка под строительство объекта, акта приемки объекта в эксплуатацию, утвержденного в установленном законом порядке, кадастрового паспорта на гаражи-боксы.
Суд правильно указал, что справка, выданная ГСК "Метеор" каждому из истцов о полностью выплаченном пае, не является надлежащим правоустанавливающим документом при отсутствии документов, подтверждающих факт создания всего гаражного комплекса, а поэтому не может быть основанием для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Пунктом 2 ст. 222 ГК РФ предусмотрено, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Суд пришел к правильному выводу о том, что пользование истцами гаражами, расположенными по адресу: ... с учетом вышеприведенных обстоятельств по истечении срока аренды не порождает у них право собственности на эти строения, а поэтому нет оснований и для регистрации их права на эти строения как объект недвижимости.
Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения в связи с чем, у судебной коллегии оснований для признания их незаконными нет.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку собранные по делу доказательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 24 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 октября 2010 г. по делу N 33-32475
Текст определения официально опубликован не был