Письмо УФНС России по г. Москве от 9 ноября 2010 г. N 16-15/116538@
Вопрос: Компании, созданной в результате реорганизации в форме выделения, перешло право собственности на объекты недвижимого имущества, находящегося на территории вне ее местонахождения. Государственное право собственности на объекты недвижимого имущества не оформлено, однако объекты сдаются в аренду. В какой налоговый орган организация должна представить налоговую отчетность по налогу на имущество и в какой срок заплатить налог?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ. Данная норма верна и в отношении имущества, переданного во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенного в совместную деятельность или полученного по концессионному соглашению.
Статьями 376, 382-385 НК РФ установлено, что налог на имущество организаций исчисляется и уплачивается:
- по местонахождению организации;
- местонахождению каждого ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
- местонахождению каждого объекта недвижимого имущества.
Согласно статье 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу:
- по своему местонахождению;
- местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
- местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога).
Таким образом, если организация, зарегистрированная в г. Москве, имеет объект недвижимого имущества в другом субъекте РФ, представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам по налогу) и уплата налога (авансовых платежей по налогу) в части данного объекта недвижимости осуществляется по местонахождению объекта недвижимого имущества.
Гражданским кодексом РФ предусмотрено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Согласно пункту 8 статьи 50 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 8 статьи 50 НК РФ"
Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44 утверждены Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (далее - Методические указания). Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей компании на дату ее государственной регистрации составляется на основе разделительного баланса с учетом отраженных реорганизуемой организацией операций, указанных в пунктах 36 и 37 Методических указаний.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "44н"
На дату составления разделительного баланса имущество считается разделенным между реорганизуемой и возникающей организацией. Поэтому разделительный баланс является основанием для снятия реорганизованной компанией переданного имущества с баланса на дату государственной регистрации возникшей организации. Данное имущество на основании разделительного баланса должно быть учтено возникшей организацией в бухгалтерском учете и для целей обложения налогом на имущество на дату ее государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
- по месту нахождения организации;
- месту нахождения ее обособленных подразделений;
- месту жительства физического лица;
- месту нахождения принадлежащих организации или физическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств;
- по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 83 НК РФ постановка на учет и снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.
Таким образом, налоговые органы обязаны осуществить постановку на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества только при наличии сведений, полученных из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Обратимся к Методическим указаниям для налоговых органов "К вопросу о постановке на учет налогоплательщиков по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества", рекомендованным письмом ФНС России от 26.06.06 N ШТ-6-09/634@. В них предлагается следующее. Если у организации возникает обязанность по уплате отдельных видов налогов и сборов, предусмотренных законодательством, но у нее отсутствуют основания для постановки на учет на территории, подведомственной налоговому органу, налоговый орган по месту уплаты отдельных видов налогов и сборов тем не менее осуществляет учет организации.
В данном случае учет компании в налоговом органе ведется на основании письма (заявления) об обязанности организации по уплате отдельных видов налогов и сборов при отсутствии у организации на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет, установленных НК РФ (в произвольной форме) с применением кода причины постановки на учет "41" - "Учет в налоговом органе организации, уплачивающей отдельные виды налогов, в случае отсутствия у нее на территории этого налогового органа оснований для постановки на учет". В качестве примера приводятся отдельные случаи применения кода причины постановки на учет "41", в том числе учет сведений об организации по месту нахождения недвижимого имущества, в случае подачи организацией документов в органы Росрегистрации для государственной регистрации прав на указанное имущество.
Налоговый орган по месту уплаты компанией отдельных видов налогов и сборов обязан направить в налоговый орган по месту нахождения организации, а также самой организации письмо в произвольной форме о факте ее учета с указанием присвоенного кода причины постановки на учет.
При поступлении сведений о государственной регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество из органов Росрегистрации постановка на учет по данному основанию осуществляется в установленном порядке.
Заместитель руководителя |
О.В. Черничук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 9 ноября 2010 г. N 16-15/116538@
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены материалы, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 7-8, апрель 2011 г.