Письмо УФНС России по г. Москве от 22 марта 2011 г. N 16-15/026840@
Вопрос: Каким образом акционерный инвестиционный фонд, являющийся учредителем управления, в целях налогообложения прибыли должен документально подтвердить доходы, полученные в рамках договора доверительного управления активами фонда?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" акционерный инвестиционный фонд обязан свои инвестиционные резервы (активы акционерного инвестиционного фонда) передать в доверительное управление управляющей компании.
Отношения сторон по договору доверительного управления имуществом регулируются главой 53 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
При этом на основании пункта 4.1 Положения о деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 18.02.2004 N 04-5/пс, подлинные экземпляры первичных документов в отношении имущества, составляющего инвестиционные резервы акционерного инвестиционного фонда, должны храниться у управляющей компании. В пункте 2.1 Положения о деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 10.02.2004 N 04-3/пс, установлен перечень первичных документов в отношении имущества акционерного инвестиционного фонда.
Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом определены в статье 276 НК РФ, пунктом 1 которой установлено, что определение налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом осуществляется в соответствии с пунктом 3 указанной статьи в случае, если по условиям данного договора выгодоприобретателем является учредитель управления.
Согласно пункту 3 статьи 276 НК РФ доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его выручки или внереализационных доходов в зависимости от полученного вида дохода.
По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 276 Налогового кодекса РФ доверительный управляющий обязан исчислять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.
При этом перечень таких сведений, а также ответственность доверительного управляющего за их ненадлежащее представление могут быть определены в рамках гражданско-правовых отношений (письма Минфина России от 28.03.2008 N 03-03-06/2/29 и от 13.01.2011 N 03-03-06/1/7).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату письма Минфина России N 03-03-06/1/7 следует читать как "13.01.2010"
Так, в пункте 4 статьи 1020 Гражданского кодекса РФ установлено, что доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые прописаны в договоре доверительного управления имуществом.
Поскольку отчет управляющего - это первичный учетный документ, он должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Отчет должен включать сведения об активах, обязательствах, доходах и расходах, связанных с выполнением договора доверительного управления и отраженных на отдельном балансе.
Эти данные представляют собой обороты и сальдо по счетам обособленного учета в рамках договора доверительного управления. Они необходимы для составления бухгалтерской и налоговой отчетности учредителя управления.
И.о. заместителя руководителя |
И.А. Платова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 22 марта 2011 г. N 16-15/026840@
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 19-25 июля 2011 г. N 26
На основании данного письма подготовлены материалы, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 9-10, май 2011 г.