Письмо УФНС России по г. Москве от 22 марта 2011 г. N 16-15/026835@
Вопрос: Может ли налогоплательщик учитывать для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с уплатой в целевой бюджетный фонд компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждого нетрудоустроенного лица, в том числе из числа несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны быть экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Закон РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
В статье 13 Закона N 1032-1 установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.
Квота для приема на работу инвалидов определяется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников не менее 2 и не более 4% (ст. 21 Закона N 181-ФЗ).
Частью 3 статьи 21 Закона N 181-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, было предусмотрено, что механизм установления квоты в организациях определялся органами государственной власти субъектов РФ.
В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Ее размеры и порядок внесения определялся органами государственной власти субъекта РФ (ч. 4 ст. 21 Закона N 181-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года).
Согласно пункту 20 статьи 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" части 3 и 4 статьи 181 Закона N 181-ФЗ были признаны утратившими силу с 1 января 2005 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 3 и 4 статьи 181" следует читать "части 3 и 4 статьи 21
Таким образом, с 2005 года в Законе N 181-ФЗ не предусмотрена замена законодательно определенной квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного инвалида.
Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон N 90) были установлены основы квотирования рабочих мест.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 90 квотирование рабочих мест осуществляется:
- для инвалидов;
- несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
- граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Выполнением квоты для приема на работу инвалидов на основании пункта 3 статьи 2 Закона N 90 считается:
- трудоустройство работодателем инвалидов или иных категорий граждан, указанных в пункте 1 статьи 2 Закона N 90;
- либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места.
Однако Определением Верховного суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45 пункт 3 статьи 2 Закона N 90 признан недействующим с 16 мая 2005 года со слов "либо уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего" в отношении инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
На основании пункта 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с указанной статьей. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, с 1 января 2005 года в связи с отменой возможности замены квоты уплатой ежемесячно компенсационной стоимости квотируемого рабочего места за каждого нетрудоустроенного инвалида для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с такой компенсационной платой, не учитываются в целях налогообложения прибыли.
Что касается квотирования трудоустройства несовершеннолетних и иных категорий молодежи, сообщается следующее.
В Определении Верховного суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45 указывается, что признание нормы пункта 3 статьи 2 Закона N 90 в отношении иных, кроме инвалидов, категорий граждан признано ошибочным. Однако этот вопрос не был предметом спора.
Необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет предусмотрена статьей 11 Федерального закона 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 1032-1 о занятости населения государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования).
Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Законом N 1032-1, являются расходными обязательствами РФ (п. 1 ст. 22 Закона N 1032-1).
При этом полномочия Российской Федерации в области содействия занятости, переданные для осуществления органам государственной власти субъектам Российской Федерации, установлены в статье 7.1 Закона N 1032-1. К ним относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, в частности, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте до 18 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. В силу норм пункта 2 статьи 7.1 Закона N 1032-1 средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона N 1032-1 полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, федеральное законодательство устанавливает необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет. При этом указанными законами не предусмотрена замена квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного гражданина в возрасте до 18 лет.
Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (п. 3 ст. 22 Закона N 1032-1). Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств являются средства работодателя.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 90 (в редакции от 8 апреля 2009 года) квотирование рабочих мест осуществляется и для молодежи следующих категорий:
- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
- выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
В отличие от предыдущей редакции указанная норма Закона N 90 носит расширительный характер.
В соответствии с действующей с 8 мая 2009 года редакцией пункта 3 статьи 2 Закона N 90 выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 Закона N 90, считается трудоустройство работодателем молодежи либо уплата ежемесячно в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места.
Вместе с тем следует иметь в виду, что с 1 января 2006 года и по настоящее время на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего.
Таким образом, из указанных трехсторонних соглашений следует, что работодатели, не обеспечившие трудоустройство инвалидов и отдельных категорий молодежи, добровольно вносят компенсационную стоимость квотируемого рабочего места, а с 1 января 2010 года - компенсационную стоимость только для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов.
Учитывая, что финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходными обязательствами федерального бюджета, а также принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами.
Статьей 6 Закона N 90 предусмотрена экономическая поддержка работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию и сохранению квотируемых рабочих мест, в том числе предоставление из бюджета г. Москвы средств на реализацию указанных мероприятий, предоставление налоговых льгот. Кроме того, согласно статье 5 Закона N 90 (в редакции от 8 апреля 2009 года) невыполнение работодателем установленной Законом N 90 обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Таким образом, расходы в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в отношении трудоустройства указанной категории молодежи, уплачиваемые организациями на основании Закона N 90, не учитываются в целях налогообложения прибыли с 1 января 2006 года.
Основание: письмо ФНС России от 22.06.2010 N ШС-37-3/4638@, согласованное с Минфином России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 04.06.2010 N 03-03-05/126).
И.о. заместителя руководителя |
И.А. Платова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо УФНС России по г. Москве от 22 марта 2011 г. N 16-15/026835@
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 19-25 июля 2011 г. N 26
На основании данного письма подготовлены материалы, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 9-10, май 2011 г.