Бюджетная отчетность: модернизация неизбежна
Требования к качеству подготовки, оперативности сбора и глубине аналитической проработки бюджетной отчетности в 2011 году существенно вырастут в связи с вводом в действие Закона N 83-ФЗ, развитием программы повышения эффективности бюджетных расходов и появлением ряда других федеральных документов. О современных требованиях к системе сбора и консолидации бюджетной отчетности рассказывает заместитель генерального директора компании "Кейсистемс" С.Н. Сергеев.
Главный вопрос, который интересует любого прагматически настроенного главного бухгалтера, какими будут учет и отчетность завтра и как быть к этому готовым. Тысячу раз говоря себе, что уж в следующий-то раз не придется в авральном режиме составлять, проверять, контролировать, сводить, отправлять отчетность, повторяя все и снова, и снова, мы сами себе не верим...
Проблема "2011"
В связи с совершенствованием правового положения бюджетной сети согласно Закону от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ (далее - Закон N 83-ФЗ) в 2011 году меняется концепция организации государственной бюджетной отчетности публично-правового образования. По каждому из трех типов учреждений будет готовиться свой комплект бухгалтерской отчетности с учетом особенностей каждого из них.
Перед ГРБС и финансовыми органами ставится задача не только собрать "тройную" отчетность, но и трижды консолидировать показатели в единых формах: бухгалтерская отчетность АУ, бюджетная отчетность КУ и бухгалтерская отчетность БУ Ситуация усложняется еще и в связи с совершенствованием бюджетной классификации и вступлением в силу обновленных инструкций по бюджетному учету и порядку применения единого плана счетов для обновленной бюджетной сети.
Второй актуальный федеральный документ - Программа правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года - в рамках так называемого электронного бюджета предусматривает важные положения по интеграции процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета, подготовки финансовой отчетности и повышению доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования.
Поэтому 2011 год является в определенном смысле контрольным, в нормативных документах явно-неявно обозначены новые требования к бюджетной отчетности:
1) нужны не сводные данные ГРБС, а отчетность в разрезе каждого учреждения и муниципалитета;
2) глубина анализа отчетности повышается до трех, пяти и более лет с учетом неоднократной смены КБК;
3) периодичность сбора отчетности сокращается до еженедельной и даже ежедневной;
4) существенно расширяется количественный состав форм отчетности, усложняются механизмы консолидации, выверки с УФК и аналитическая обработка показателей;
5) бюджетная отчетность становится публичной для граждан в рамках "электронного бюджета".
Применяемые информационные системы и технологии должны быть готовы к увеличению масштаба проектов до полного покрытия всех участников бюджетного процесса региона, муниципальных образований и поселений. Фактически же, во-первых, до сих пор повсеместно применяются технологически устаревшие системы, во-вторых, нет взаимосвязи программного обеспечения на этапах проектирования, исполнения бюджета и подготовки отчетности, что существенно затрудняет аналитическую обработку и противоречит концепции "электронного бюджета".
Таким образом, имеются основания утверждать, что в 2011 году на повестке дня появляется вопрос модернизации оборудования и программного обеспечения. Будут востребованы новые инструменты сбора бюджетной отчетности, имеющие иные качественные характеристики. Процесс сбора отчетности должен: а) стать неделимой частью единой информационной системы финансового органа; б) обеспечивать централизованную работу всех участников бюджетного процесса.
Примечание
Напцок Ролан Кимович, заместитель министра, главный бухгалтер Министерства финансов
Министерство финансов Республики Адыгея в целях освоения функций и возможностей системы по формированию бюджетных форм отчетности приобрело комплекс "Свод-WEB". В связи с существенным сокращением срока сбора годового отчета за 2009 год появилось дополнительное время для контроля логических увязок отчетных данных субъектов бюджетной отчетности. Произведенный анализ возможностей комплекса и успешный опыт сбора форм годовой отчетности от РБС и ПБС позволил принять решение о внедрении ПО "Свод-WEB" по всей республике, по всем муниципальным образованиям.
Положительные примеры в России есть, целый ряд региональных финансовых органов уже реализовали проекты, удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям и имеющие серьезный модернизационный потенциал в долгосрочной перспективе. Например, более 2850 бюджетных учреждений Курганской области подключены к единой системе по формированию бюджетной отчетности.
С точки зрения готовности ИТ-инфраструктуры, несмотря на то что многие регионы еще не в полной мере готовы к масштабным распределенным интернет-проектам, наблюдается явно положительная динамка. Практически во всех регионах построены каналы связи до районных администраций, в ближайшие годы следует ожидать качественного улучшения ситуации с доступом в Интернет для поселенческого уровня.
Справка. Курганская область
Более 2850 бюджетных учреждений Курганской области подключены к единой системе по формированию отчетности. В результате специалисты департамента финансов имеют возможность анализа каждого бюджетного учреждения.
Примечание
Новоселова Светлана Ивановна, главный бухгалтер Министерства финансов Республики Марий Эл
Министерство финансов и финансовые органы муниципальных образований успешно эксплуатируют программный комплекс "Свод-WEB". Система обеспечивает управление процессом составления регламентируемой отчетности в оперативном режиме и охватывает все финансовые органы бюджетного процесса на республиканском уровне.
Современная бюджетная отчетность
В первом десятилетии XXI века еще повсеместно применялись такие понятия, как "выгрузка отчетности", "прием / загрузка отчетности", были в порядке вещей живые очереди из бухгалтеров районов и ПБС. Колоссальное количество времени, сил и нервов уходило у бухгалтеров и ИТ-специалистов на совершенно посторонние проблемы: несоответствия версий программ, неверные КБК, ошибки формата файлов, потери информации из-за компьютерных сбоев. Настоящий кошмар возникал, если что-то необходимо было переделать в уже собранной и сведенной форме заново: это постоянное "висение" на телефоне, бесконечные разъяснения и повторения. Выверка с данными Федерального казначейства - вручную, исключение консолидируемых расчетов - почти всегда вручную, самые надежные инструменты бухгалтера - калькулятор, клей и карандаш.
2011 год - пятый год практического применения нашей разработки, комплекса "Свод-WEB". Завершен сбор годового отчета за 2010 год, 30 субъектов Федерации успешно подготовили свои отчеты в "Свод-WEB".
Как и в предыдущие годы, отмечается высокая частота изменения контрольных соотношений и прочих изменений, доводимых письмами Казначейства и Минфина России. Благодаря усовершенствованному механизму обновления пользователи "Свода-WEB" получают все изменения первыми, буквально через несколько минут после их утверждения.
В этом году мы разработали дополнительный контроль для одного из самых сложных отчетов - 0503125 "Справка по консолидируемым расчетам". Данный отчет всегда вызывает множество вопросов, однако теперь есть возможность проверить взаимосвязанные показатели данного отчета с отчетом об исполнении консолидированного бюджета (форма 0503317).
Появилась возможность взаимной выверки показателей организаций, которые отражают переданные / принятые суммы (например, если главный распорядитель отражает в форме 0503125 передачу активов муниципальному образованию, то в справке муниципала должна присутствовать запись о приеме данного актива, что на практике выполняется не всегда). Данный контроль позволяет собирать форму по консолидированным расчетам не формально, для галочки, а получать взаимные расчеты и проводить их мониторинг для всех организаций в масштабе субъекта.
Уменьшить количество ошибок месячной и годовой бюджетной отчетности удалось благодаря отлаженному механизму выверки показателей финансового органа с отчетностью УФК. Причем теперь такая сверка возможна не по субъекту в целом, а по каждому муниципальному образованию, что существенно повышает качество и достоверность собираемой отчетности.
Для облегчения ежемесячной работы бухгалтера финоргана был создан механизм консолидации (удаления) взаимосвязанных показателей для формы 0503317 (операция занимает у специалиста считанные минуты), аналогичным образом автоматической консолидации подвергаются формы 0503125 и 425.
В новой инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, в форме 0503317 появилась "Таблица консолидируемых расчетов", по замыслу идеологов инструкции она должна отражать обобщенные показатели взаимосвязанных расчетов между бюджетами, входящими в состав консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда. Ведутся разработки механизма формирования данной таблицы автоматически на основании данных формы 425 "Справки консолидируемых расчетов". Это существенно упростит процедуру консолидации и сократит время, необходимое специалисту для формирования ежемесячного отчета.
Актуальнейшей задачей системы сбора отчетности является быстрый сбор произвольной информации от всех участников бюджетного процесса. Наши клиенты самостоятельно проектируют и внедряют десятки собственных форм в соответствии с требованием времени. Из наиболее часто собираемых дополнительных форм можно отметить такие, как "Информация о долговых обязательствах муниципального образования в виде ценных бумаг и кредитов", "Структура долговых обязательств", "Реестр закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд", "Паспорт организации", "Сведения о расходах на коммунальные услуги", "Сведения об изменении кредиторской задолженности", "Сведения по дебиторской задолженности", "Сведения по национальным проектам", "Сведения об исполнении социальных расходов", "Сведения об инвестиционной деятельности". Весь процесс от создания формы до сбора показателей от всех уровней бюджетного процесса занимает не более 48 часов, а повторный сбор - не более суток.
Помимо бюджетной отчетности каждый распорядитель бюджетных средств, имея сеть подведомственных учреждений, вынужден собирать ведомственную отчетность. Особенно это актуально в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ветеринарии, культуры. Для всех этих социально значимых отраслей компания разработала специальные ведомственные формы, учитывающие их специфику и соответствующие текущему законодательству. Например, в Кировской области практически все главные распорядители бюджетных средств используют комплекс "Свод-WEB" для сбора как бюджетной, так и ведомственной отчетности.
Федеральное казначейство уже перешло на прием отчетности в электронном виде с ЭЦП от субъектов РФ, однако региональные финорганы в подавляющем большинстве принимают отчетность от своих подведомственных организаций в электронном виде по почте и дубликат на бумаге. При данной процедуре сбора отчетности в сжатые сроки невозможно определить, соответствуют ли цифры на цифровом носителе бумажной форме. Эту проблему успешно решили раз и навсегда те передовые регионы, которые осуществили внедрение ЭЦП и организовали электронное хранилище (Удмуртская Республика, Иркутская область, Липецкая область). Они избавили себя от необходимости многолетнего хранения в пыльных архивах десятков килограммов бумаги, существенно уменьшив расходы бюджетных средств.
Примечание
Крючкова Ирина Александровна, заместитель министра финансов Удмуртской Республики, начальник Управления бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов
Благодаря возможности создания собственных пользовательских форм с помощью "Конструктора отчетов" Министерство финансов собирает ряд дополнительных форм в составе месячной отчетности. Возможность создания собственных контрольных соотношений облегчает контроль и ускоряет проверку собранных отчетов. Обновленная выборка позволяет "непродвинутому" пользователю анализировать сведенные отчеты в разрезе всех подведомственных организаций, что очень важно для нашего министерства.
Заключение
На наш взгляд, один из важнейших результатов применения "Свод-WEB" - это получение прозрачного и управляемого процесса сбора отчетности, контроль на всех его стадиях и полностью автоматическая маршрутизация документов. Указанные характеристики являются необходимым фактором для реализации в регионах концепции "электронного бюджета" и публичного обнародования информации финансовыми органами. Задача на современном этапе - не только предоставить такие сервисы гражданам, но и наращивать объем и регулярность обновления общедоступной информации о государственных и муниципальных финансах.
Доверие к программе - это то, над чем мы работаем каждый день. В 2011 году годовой отчет с "Кейсистемс" готовили 30 субъектов РФ. Также несколько субъектов заключили контракты на внедрение системы. Наша репутация - залог нашего успеха.
С.Н. Сергеев,
заместитель генерального директора компании "Кейсистемс"
"Бюджетный учет", N 4, апрель 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100