Открытый аукцион в электронной форме
С 1 января 2011 года открытый аукцион можно проводить в электронной форме. Это определено изменениями, внесенными в Закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. Каковы особенности размещения заказа, порядка проведения аукциона и заключения контракта?
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ) размещение заказов для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, исполняемых не по конкретным заявкам заказчика или уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р. В случае если в документации об аукционе и в проекте контракта нет сведений, содержащих государственную тайну, проводится открытый аукцион. Законом от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ часть 4 статьи 10 Закона N 94-ФЗ была дополнена предложением следующего содержания: "В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи". А часть 4.2 статьи 10 Закона изложена в новой редакции: "Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме". Согласно статье 21 Закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2011 г., в части 4 статьи 10 Закона N 94-ФЗ слова "государственных или муниципальных нужд" заменены словами "нужд заказчиков".
Из вышеизложенных норм следует, что с 1 января 2011 г. открытый аукцион можно проводить только в электронной форме.
В соответствии с главой 3.1 Закона N 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки.
Под электронной площадкой понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся такие торги. Оператором электронной площадки может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории РФ, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (ч. 2 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ).
Особенности размещения заказа
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, если иной срок не предусмотрен настоящей статьей. Об этом сказано в части 1 статьи 41.5 Закона N 94-ФЗ. Согласно части 2 этой статьи в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает трех миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Частью 4 статьи 41.5 Закона N 94-ФЗ установлено, что в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указываются:
- форма торгов (открытый аукцион в электронной форме);
- адрес электронной площадки в сети Интернет;
- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации;
- предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг;
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию (с указанием начальной (максимальной) цены каждой запасной части) и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей, в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг;
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частью 2 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ;
- дата проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 41.10 Закона N 94-ФЗ. Если дата проведения открытого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения открытого аукциона устанавливается на ближайший следующий за ним рабочий день.
Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона заказчик размещает документацию об аукционе в электронной форме, которая должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
Любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, имеет право направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации в отношении одного аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор направляет его лицу, разместившему заказ (ч. 3 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ). В течение двух дней со дня поступления от оператора запроса заказчик или его представитель размещает на официальном сайте запрашиваемое разъяснение положений документации. В нем указывается предмет запроса без указания участника размещения заказа, который его послал. Указанный запрос должен поступить заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. А если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает трех миллионов рублей, то не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в торгах (ч. 3 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ). Кроме того, согласно части 5 статьи 41.7 Закона N 94-ФЗ разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее сути.
В случае нарушения требований, установленных частями 1-5 настоящей статьи, открытый аукцион в электронной форме может быть признан недействительным в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ч. 6 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ).
Так, в своем постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 2 ноября 2010 г. по делу N А46-4844/2010 пришел к выводу, что указание в аукционной документации на производителя товара ограничивает количество участников размещения заказа. Аналогично указание в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме на конкретного производителя товаров приводит к тому же нарушению.
Порядок внесения заказчиком изменений в документацию об открытом аукционе установлен частью 7 статьи 41.7 Закона N 94-ФЗ.
Заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме вправе принять решение о внесении изменении в документацию об открытом аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Изменение предмета открытого аукциона в электронной форме не допускается. В течение одного дня со дня принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию об открытом аукционе, размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте. При этом срок подачи заявок на участие в открытом аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения таких изменений до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает трех миллионов рублей, не менее чем семь дней.
Принять участие в открытом аукционе в электронной форме имеют право лишь участники, прошедшие процедуру аккредитации.
Требования к содержанию заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме описаны в статье 41.8 Закона N 94-ФЗ. Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть заявки, в частности, должна содержать сведения:
- о согласии участника на поставку товаров (работ, услуг), соответствующих условиям документации об открытом аукционе;
- конкретные показатели товара (например, качество, технические характеристики), соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе, и товарный знак (при его наличии). Данные сведения указывать в заявке необязательно, если участник собирается поставить товар, товарный знак которого указан в документации.
Вторая часть заявки должна содержать, в частности, следующие сведения:
- наименование, организационно-правовая форма, почтовый адрес - для юридического лица, а для физического лица - фамилию, имя, отчество, паспортные данные, место жительства, а также номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
- копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона.
Кроме того, частью 7 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ установлено, что не допускается требовать от участника размещения заказа представления иных документов и сведений, не предусмотренных частями 4, 6 той же статьи.
На основании части 11 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ оператор электронной площадки обязан в течение часа подтвердить участнику размещения заказа факт получения заявки на участие в открытом аукционе.
Законом N 94-ФЗ установлен перечень оснований для возврата заявки на участие оператором электронной площадки.
Согласно части 13 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ к таким основаниям относятся:
- представление заявки, не подписанной электронной цифровой подписью уполномоченного лица;
- отсутствие незаблокированных денежных средств в размере обеспечения участия в открытом аукционе на счете участника размещения заказа;
- подача одним участником более одной заявки на участие в открытом аукционе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны. В этом случае такому участнику возвращаются все заявки на участие в открытом аукционе, поданные в отношении данного лота;
- получение заявки после окончания срока подачи заявок;
- получение заявки от участника за три месяца до окончания срока аккредитации данного участника размещения заказа.
Возврат заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не указанным в части 13 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, не допускается. Это определено частью 15 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ.
Минэкономразвития России в письме от 19 октября 2010 г. N Д22-1894 разъясняет, что согласно части 4 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме только в случаях непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, или представления недостоверных сведений, а также несоответствия сведений, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Если заказчик отклонит заявку по основаниям, не указанным в части 4 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ, в том числе в случае наличия в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме сведений об участнике размещения заказа, то это будет являться нарушением.
Частью 17 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ установлено, что оператор электронной площадки обязан направить заказчику первые части заявок на участие в открытом аукционе не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок. Согласно статье 41.9 Закона N 94-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным документацией. Срок такой проверки не может превышать семи дней со дня окончания срока подачи заявок. На основании рассмотрения первой части заявок аукционная комиссия принимает решение о допуске участников размещения заказа к участию в аукционе в электронной форме. Далее оформляется протокол, который подписывается заказчиком и всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется оператору электронной площадки, который обязан в течение часа направить участникам размещения заказа уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок.
Согласно части 2 статьи 41.10 Закона N 94-ФЗ открытый аукцион в электронной форме проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении. Время начала проведения открытого аукциона устанавливается оператором электронной площадки.
Днем проведения открытого аукциона в электронной форме является рабочий день, следующий после истечения двух дней со дня окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие.
При проведении открытого аукциона в электронной форме участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения на величину в пределах "шага аукциона". Любой участник открытого аукциона также вправе подать предложение о стоимости контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения следующих требований, предусмотренных частью 9 статьи 41.10 Закона N 94-ФЗ:
1) участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта, равное предложению или большее, чем предложение о цене контракта, которые поданы таким участником открытого аукциона ранее, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
2) участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";
3) участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если такое предложение о цене контракта подано этим же участником открытого аукциона.
"Шаг аукциона" составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Согласно части 18 статьи 41.10 Закона N 94-ФЗ, если при проведении открытого аукциона в электронной форме цена контракта снижена до нуля, то проводится открытый аукцион на право заключить контракт. В этом случае открытый аукцион проводится путем повышения цены контракта на величину в пределах "шага аукциона" с учетом следующих особенностей:
1) открытый аукцион в электронной форме в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;
2) в случае проведения открытого аукциона в электронной форме участник открытого аукциона в электронной форме не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для такого участника размещения заказа, указанной в содержащемся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, решении об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа;
3) в случае проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт до достижения цены контракта, превышающей соответствующее значение начальной (максимальной) цены контракта, обеспечение исполнения контракта предоставляется в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренного документацией об открытом аукционе в электронной форме, исходя из цены контракта, достигнутой на открытом аукционе в электронной форме, проводимом в соответствии с настоящей частью.
Существуют ограничения срока подачи предложений о цене контракта. Прием предложений осуществляется в течение 10 минут от начала проведения аукциона в электронной форме до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также в течение 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложении о цене контракта, обновляется автоматически с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение открытого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или текущего минимального предложения о цене контракта на аукционе. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, открытый аукцион автоматически при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается (ч. 11 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ). После завершения аукциона любой участник в течение 10 минут вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже, чем последнее предложение о минимальной цене контракта, независимо от "шага аукциона", в порядке, рассмотренном выше (ч. 12 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ).
В течение 30 минут после окончания аукциона оператор обязан разместить на электронной площадке протокол проведения открытого аукциона в электронной форме с указанием порядковых номеров, которые поданы участниками аукциона, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений. В течение одного часа после размещения на электронной площадке оператор направляет заказчику протокол и вторые части заявок первых десяти участников, сделавших минимальные предложения о цене контракта.
Статьей 41.11 Закона N 94-ФЗ установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок в порядке ранжирования, начиная с заявки участника, предложившего наименьшую цену контракта, или в случае, предусмотренном частью 18 статьи 41.10 настоящего Закона, наиболее высокую цену контракта. Если среди первых десяти заявок на участие менее пяти соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе, комиссия рассматривает все оставшиеся вторые части заявок на участие для выявления пяти заявок, соответствующих указанным требованиям.
Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме не должен быть более шести дней со дня размещения протокола проведения аукциона на электронной площадке. Указанный срок не может превышать четырех дней, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей.
В соответствии с частью 9 статьи 41.11 Закона N 94-ФЗ участник открытого аукциона в электронной форме, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, признается победителем. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2010 г. по делу N А46-4924/2010 указано, что победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Случаи исключения из общего правила прямо установлены пунктами 6.1 и 6.2 статьи 37 Закона N 94-ФЗ. Действия государственного заказчика по определению победителя аукциона строго ограничены законом и расширительному толкованию не подлежат.
Протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии и заказчиком в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе и размещается заказчиком на электронной площадке в течение одного дня, следующего за днем подписания.
Следует отметить, что за нарушение порядка проведения открытого аукциона в электронной форме статьей 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Заключение контракта
Статьей 41.12 Закона N 94-ФЗ поэтапно описана процедура заключения государственного (муниципального) контракта.
Заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов аукциона направляет оператору без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в аукционе в электронной форме, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе.
Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения проекта контракта направляет его без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт. В течение пяти дней со дня получения проекта контракта победитель аукциона направляет оператору проект, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или протокол разногласий.
Оператор электронной площадки не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме направляет заказчику подписанный проект контракта и документ об обеспечении исполнения контракта в течение часа с момента их получения. Затем заказчик в течение трех дней со дня получения подписанного проекта контракта направляет оператору контракт, подписанный от имени заказчика электронной цифровой подписью уполномоченного лица. Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения контракта направляет его участнику открытого аукциона, с которым заключается данный контракт.
С этого момента контракт считается заключенным.
Все разногласия по проекту контракта, возникшие у участника до подписания контракта, согласовываются в порядке, установленном частями 4.1-4.5 статьи 41.12 Закона N 94-ФЗ.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
"Бюджетный учет", N 5, май 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100