Бухучет "упрощенцев" - 2012
В настоящее время один за другим выходят новые ПБУ и приказы по бухгалтерскому учету. Но, прежде чем изучать их, надо определиться с тем, зачем это надо "упрощенцам", если они не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств. И, хотя на практике подавляющее большинство "упрощенцев" ведет полноценный бухучет, все равно в нем остается много "узких" мест, ведь за нарушения в бухгалтерском учете сегодня не накажут!
Но бухгалтеров организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, ждут кардинальные изменения в этом вопросе. В Госдуме в первом чтении принят новый закон о бухгалтерском учете. Что ждет "упрощенцев" с его принятием? Как скоро грядут изменения?
О необходимости принятия нового закона о бухучете
Правительство РФ 2 июня 2010 года внесло в Госдуму проект закона "О бухгалтерском учете" (законопроект N 385329-5). Чем вызвана необходимость принятия нового федерального закона?
Напомним, что сегодня действует Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ). Данный закон вступил в силу с 28 ноября 1996 года. В ноябре 2011 года он отметит свое 15-летие. На протяжении этих лет в Федеральный закон N 129-ФЗ вносились изменения, но все они имели, скорее, косметический характер. При этом изменились и экономические условия, и технические возможности, да и само общество.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, новый федеральный закон "О бухгалтерском учете" разработан с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов действующего Федерального закона N 129-ФЗ, выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Законопроект направлен на приведение норм Федерального закона N 129-ФЗ, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.
Законопроект предполагает признать утратившими силу ряд законодательных актов, в том числе Федеральный закон N 129-ФЗ.
И один из самых важных на сегодня моментов - это срок вступления нового закона в силу. Законопроектом предусмотрено, что он начнет действовать с 1 января 2012 года.
Основные положения законопроекта о бухучете
14 января 2011 года было принято решение Госдумы принять законопроект в первом чтении. Рассмотрим основные положения нового закона "О бухгалтерском учете", принятого в первом чтении (представлен на сайте Госдумы www.duma.gov.ru), которые наиболее интересны "упрощенцам".
Цель нового закона - установление единых требований к бухгалтерскому учету, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Дано новое определение понятия "бухгалтерский учет".
Бухгалтерский учет - это создание документированной информации об объектах, предусмотренных настоящим федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными им, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Кто подпадает под действие нового закона? Действие настоящего закона распространяется в том числе на коммерческие организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Настоящий закон не применяется в следующих случаях:
- при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей;
- отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями;
- отчетности для иных целей, если в законодательстве РФ и принятых в соответствии с ним правилах составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего федерального закона.
Таким образом, согласно новому закону "О бухгалтерском учете" не только организации, но и индивидуальные предприниматели обязаны вести бухгалтерский учет.
Законопроектом предусмотрена отдельная статья "Обязанность ведения бухгалтерского учета", в которой сказано, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
И отдельно прописаны те экономические субъекты, которые могут не вести бухгалтерский учет:
1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;
2) находящийся на территории РФ филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если согласно законодательству РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
В данном перечне отсутствуют "упрощенцы", то есть законопроект не предусматривает их освобождение от ведения полноценного бухгалтерского учета. Если к моменту принятия данного законопроекта в окончательном варианте не произойдут изменения, будет разрешено не вести бухучет индивидуальным предпринимателям-"упрощенцам", а организации обязаны будут вести бухучет независимо от применяемого налогового режима.
Основные понятия. Что касается основных понятий, добавлены новые, такие как "стандарт бухгалтерского учета", "международный стандарт", "национальный стандарт", "отраслевой стандарт" и др.
Например, факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Организация ведения бухгалтерского учета. Как и сегодня, ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта, индивидуальным предпринимателем, к этой обязанности добавлено еще и хранение документов бухгалтерского учета.
Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Особые требования предъявляются к главным бухгалтерам экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), главным бухгалтерам в страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах. Они должны отвечать следующим требованиям:
1) наличие высшего профессионального образования;
2) наличие стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при наличии высшего профессионального образования по специальностям, отличным от специальностей бухгалтерского учета и аудита, - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) отсутствие судимости за преступления в сфере экономики.
Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Более подробно по сравнению с действующим законом прописаны действия главного бухгалтера в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета либо с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:
1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются главным бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения юридического лица на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Учетная политика. Отдельная статья посвящена учетной политике. Если в действующем законе о бухучете четко прописано, что именно главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, то в законопроекте такое положение отсутствует. Но остальные положения нашли более четкую формулировку в отдельной статье.
Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом.
Как и сегодня, предполагается, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, национальными и отраслевыми стандартами. При этом в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета избирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых национальными стандартами.
В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета национальными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, он самостоятельно разрабатывается исходя из установленных требований.
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год, изменения вносятся только при:
1) изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, национальными и (или) отраслевыми стандартами;
2) разработке или избрании нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению надежности информации об объекте бухгалтерского учета;
3) существенном изменении условий деятельности.
При этом изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Первичные учетные документы. Если сегодня первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, согласно законопроекту формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Обязательные реквизиты остались прежние с учетом того, что теперь первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа.
Регистры бухгалтерского учета также могут составляться на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа.
Инвентаризация активов и обязательств. Фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета, выявляется при инвентаризации.
Если в действующем законе четко прописаны случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, согласно новым положениям случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации активов и обязательств. Обязательное проведение инвентаризации активов и обязательств устанавливается законодательством РФ, национальными и отраслевыми стандартами.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период меньше отчетного года.
Утверждение и публикация бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в порядке и случаях, установленных федеральными законами. При опубликовании бухгалтерской (финансовой) отчетности она должна публиковаться вместе с аудиторским заключением.
В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним.
Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом, устанавливается национальными стандартами.
Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.
Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.
Появилось новое понятие "обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности". Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций бюджетной сферы и ЦБ РФ, представляют по одному обязательному экземпляру такой отчетности органу государственной статистики по месту государственной регистрации. Он представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.
Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правила пользования (включая плату за пользование) этим государственным информационным ресурсом утверждаются Росстатом.
Внутренний контроль. Это новое положение, согласно которому экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности.
Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Регулирование бухгалтерского учета. С целью создания правового механизма регулирования бухгалтерского учета в законопроекте установлены принципы такого регулирования, состав и требования к документам в области организации и ведения бухгалтерского учета, полномочия органов регулирования и механизмы их взаимодействия, порядок разработки и утверждения стандартов бухгалтерского учета, гарантии участия широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в регулировании.
К документам в области бухгалтерского учета, используемым на территории РФ, относятся:
- национальные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
Предусмотренная законопроектом система регулирования бухгалтерского учета основывается на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Порядок регулирования бухгалтерского учета обеспечивает единство и непротиворечивость системы бухгалтерского учета в РФ, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей.
К полномочиям органов государственного регулирования бухгалтерского учета отнесены, в частности, выработка государственной политики, утверждение национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета и их разъяснение, утверждение программы разработки национальных стандартов бухгалтерского учета.
К ведению субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета - разработка проектов национальных стандартов бухгалтерского учета, их разъяснение, обобщение практики их применения и разработка предложений по их совершенствованию, взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета.
Для обеспечения взаимодействия органов государственного и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета в законопроекте предусмотрены такие механизмы, как программа разработки национальных стандартов бухгалтерского учета, совет по стандартам бухгалтерского учета, детальная процедура разработки и утверждения национальных стандартов.
Хранение документов бухгалтерского учета. Порядок хранения документов бухгалтерского учета не претерпел изменений.
Перспективы в области бухучета для "упрощенцев"
В целом законопроект кардинально отличается от действующего закона о бухучете. В законопроект включены нормы, отсутствующие в Федеральном законе N 129-ФЗ, но необходимые для обеспечения гарантий пользователям информации в получении надежной и полезной финансовой информации. Это, в частности, нормы, регулирующие вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц, использования для целей бухгалтерского учета электронных документов, осуществления внутреннего контроля в экономических субъектах и др.
По мнению законодателей и разработчиков законопроекта, принятие нового федерального закона "О бухгалтерском учете" позволит повысить качество и эффективность регулирования бухгалтерского учета, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, развитию саморегулирования, укреплению бухгалтерской и аудиторской профессии.
Принятие нового закона именно "упрощенцам" несет дополнительные проблемы.
Во-первых, теперь обязаны вести бухгалтерский учет не только все организации, но и индивидуальные предприниматели.
Во-вторых, "упрощенцы" не освобождаются от ведения полноценного бухгалтерского учета. Такая "льгота" возможна только для индивидуальных предпринимателей - "упрощенцев", и то если не внесут изменения в законопроект.
Соответственно, если законопроект не претерпит значительных изменений, в том числе по вопросу освобождения "упрощенцев" от ведения бухучета в полном объеме, с 1 января 2012 года все организации, применяющие УСНО, будут обязаны не только вести бухгалтерский учет, но и сдавать бухгалтерскую отчетность во все предусмотренные места, в том числе в налоговый орган.
Исходя из этого организациям, применяющим УСНО, которые не ведут полноценного бухучета, целесообразно не дожидаться 1 января 2012 года, а уже сейчас провести инвентаризацию и начать вести бухгалтерский учет по всем правилам с начала квартала. А тем, кто его ведет, - более внимательно посмотреть все остатки по бухгалтерским счетам, чтобы избежать неприятных сюрпризов.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, мая 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"