Спорные вопросы размещения госзаказа в сфере строительства
В настоящее время готовятся изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Однако некоторые проблемы применения существующего закона в сфере строительства настолько актуальны, что Федеральная антимонопольная служба подготовила ряд разъяснений, обязательных для исполнения как территориальными органами ФАС, так и органами государственной и муниципальной власти Российской Федерации*(1).
Применение штрафных санкций при ненадлежащем исполнении заказа
Первый вопрос, по которому в регионы были направлены совместные разъяснения ФАС и Федерального казначейства, касается наложения штрафных санкций при ненадлежащем или несвоевременном исполнении государственного (муниципального) контракта. До последнего времени данная проблема решалась следующим образом: заказчик при ненадлежащем исполнении госконтракта полностью уплачивал всю сумму по договору, после чего подавал на исполнителя (поставщика) иск в суд. Далее заказчику в течение полугода приходилось добиваться судебного решения. При этом даже в случае успешной реализации судебного решения суммы, назначенные в виде штрафных санкций, впоследствии перечислялись не заказчику, а в бюджет.
Суть совместных разъяснений ФАС и Федерального казначейства заключается в том, что теперь в случаях, когда госконтракт исполнен несвоевременно или ненадлежащим образом, однако заказчик готов принять его исполнение, в соответствующем акте должны быть указаны допущенные поставщиком нарушения исполнения договора и соответствующие штрафные санкции (если они были прописаны в договоре). В результате заказчик обязан оплатить поставщику исполнение контракта за минусом вышеуказанных штрафных санкций. Например, строительные работы по договору должны были быть закончены 15 марта, а на деле объект был готов только 15 апреля. При этом в документе было прописано, что за каждый день просрочки на поставщика налагается штраф в размере определенного процента от стоимости контракта. В итоге оплата осуществляется за минусом данных штрафных санкций. Если подрядчик не согласен с решением заказчика, то может оспорить его в суде.
В связи с этим ФАС обращает внимание заказчиков на то, что в настоящее время, пока вышеуказанные нормы не установлены законодательно, соответствующие штрафные санкции следует вносить в проект контракта.
Объединение проектирования и строительства в один лот недопустимо
Второй вопрос, по которому в территориальные отделения ФАС направлены обязательные для исполнения разъяснения, касается правомочности объединения услуг по проектированию и строительству объекта для размещения на электронном аукционе в один лот. Данная тема достаточно актуальна и болезненна, потому в настоящее время в регионах РФ сформировались различные подходы к ее решению. В соответствии с разъяснением ФАС строительство и проектирование объединять в один лот нельзя по двум причинам.
Во-первых, это принципиально разные рынки: в результате их объединения происходит автоматическое сокращение количества участников аукциона. Это недопустимо, так как проектировщики, как правило, не занимаются непосредственно строительными работами, и наоборот: строительные организации часто не имеют проектных подразделений.
Во-вторых, в случае отсутствия проектно-сметной документации достаточно сложно выставить соответствующие требования по параметрам и характеристикам к конечному результату. Необходимо выполнить проект объекта и только после этого разместить на электронном аукционе заказ на его строительство. В противном случае требования заказчика сводятся к формулировке "Постройте нам что-нибудь большое и красивое!", а в результате получается нечто "маленькое и безобразное".
Заказывать объекты нужно без оборудования
Третий вопрос, по которому направлены разъяснения в региональные отделения ФАС, касается совмещения в одном лоте заказа на строительство объекта и закупку инженерного оборудования и предметов интерьера (мебель, жалюзи и т.д.). Сейчас в законодательстве не определено понятие "строительство под ключ" - без дополнительной трактовки оно может означать как сдачу голых стен, так и полную внутреннюю отделку помещения, включая поставку и установку мебели и цветочные горшки на подоконниках. В соответствии с разъяснением ФАС объединять в одном лоте строительство объекта с поставкой оборудования и мебели можно только в тех случаях, когда речь идет о встраиваемом оборудовании, если его отдельное приобретение приведет к смене конструктивных решений готового здания.
Генподрядчик не обязан иметь все допуски
Следующее разъяснение касается генерального подряда. На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос о том, какие допуски заказчик может требовать у генподрядчика при строительстве капитального объекта, в случае если необходимо разрешение на его ввод в эксплуатацию, а также когда речь идет об особо опасных видах работ. В соответствии с поправками к Федеральному закону от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившими в силу осенью 2010 года, в случаях, когда требуется разрешение на ввод капитального объекта в эксплуатацию, а также при выполнении особо опасных видов строительных работ, предусмотренных градостроительным законодательством, принимать участие в госзаказе может компания, у которой есть допуск к генподряду Другие допуски для подачи заявки на участие в конкурсе иметь не обязательно. При этом для непосредственного выполнения работ генподрядчик должен либо получить соответствующий допуск, либо привлечь на субподряд строительную организацию, уже имеющую допуск к выполнению соответствующих видов работ. Аналогичный подход распространяется на проектирование и изыскательские работы.
Контракт может быть заключен только на электронном аукционе
По итогам электронного аукциона контракт может быть заключен только в электронной форме и только посредством электронной торговой площадки. Данное положение четко прописано в гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ, где, в частности, говорится о том, что взаимодействие между участниками электронных торгов осуществляется исключительно посредством электронной торговой площадки. Поэтому в случае, если заказчик с поставщиком обменялись конкурсной документацией по электронной почте, минуя электронную торговую площадку, такой договор не является контрактом, заключенным в электронной форме, не вносится Федеральным казначейством в реестр контрактов и, следовательно, не подлежит оплате.
М.Я. Евраев,
начальник Управления ФАС РФ по контролю
за размещением госзаказа
"Руководитель строительной организации", N 5, май 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья подготовлена в рамках VII форума-выставки "Госзаказ 2011".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.