Бухгалтерская отчетность автономных учреждений
Приближаются сроки сдачи квартальной бухгалтерской отчетности. Несмотря на то что многие автономные учреждения в связи с переходом с 2011 года на новую методологию ведения бухгалтерского учета едва закончили перенос остатков, им уже предстоит подготовить промежуточную бухгалтерскую отчетность. В связи с этим у бухгалтеров возникает много вопросов о формах, составе бухгалтерской отчетности и порядке ее составления и представления. Именно об этом пойдет речь в статье.
Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н утверждена Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее - Инструкция N 33н), которая вступает в силу начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год (п. 3 данного приказа).
Для начала ознакомимся с составом бухгалтерской отчетности и периодичностью представления форм, а также основными положениями новой инструкции. Заметим, что в ее основу в большинстве своем легла инструкция по бюджетной отчетности. Несмотря на то что изменился состав форм отчетности, отдельные из них будут не новы для тех учреждений, которые еще в 2010 году вели бюджетный учет и составляли бюджетную отчетность согласно Инструкции N 128н*(1). Тем автономным учреждениям, которые осуществляли в 2010 году ведение коммерческого учета, предстоит изучить новый порядок составления и представления отчетности.
Состав бухгалтерской отчетности установлен п. 12 Инструкции N 33н. Рассмотрим его в таблице с указанием периодичности представления форм.
Наименование форм | Периодичность представления | ||
Квартальная (полугодовая) | Годовая | При реорганизации, ликвидации, изменении типа учреждения | |
Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) | V | ||
Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) | V | V | V |
Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) | V | V | |
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) | V | V | V |
Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738) | 1-е, 2-е полугодие, иные даты, установленные учредителем | V | V |
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) | V | V | |
Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) | V | V | V |
Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830) | V |
Дополнительно к перечисленным в таблице формам соответствующий финансовый орган, учредитель вправе устанавливать свои формы и порядок их составления и представления в составе квартальной, годовой отчетности (п. 8 Инструкции N 33н).
В случае если форма, утвержденная данной инструкцией, не имеет числовых значений по всем показателям, она не составляется и в составе отчетности не представляется (п. 10 Инструкции N 33н).
Бухгалтерская отчетность автономного учреждения представляется в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, в установленные им сроки.
Обратите внимание! Автономное учреждение представляет учредителю квартальный отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности и годовую бухгалтерскую отчетность только после рассмотрения наблюдательным советом (п. 7 Инструкции N 33н).
Отчетность представляется на бумажных носителях в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом и (или) в виде электронного документа на электронных носителях либо путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном учредителем. При этом должны быть предусмотрены обязательные требования к форматам и способам передачи бухгалтерской отчетности в электронном виде, утвержденные финансовым органом публично-правового образования, из которого учреждению предоставляется субсидия, а также положения об обязательном обеспечении защиты информации (п. 6 Инструкции N 33н).
Далее рассмотрим порядок составления отдельных форм, которые представляются в составе квартальной бухгалтерской отчетности.
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее - Отчет (ф. 0503737)) по содержанию аналогичен отчетам по формам 0503127, 0503138, которые до 2011 года были предусмотрены в составе отчетности бюджетных учреждений, а с 2011 года - в составе отчетности для казенных учреждений согласно Приказу Минфина РФ N 191н*(2).
Отчет (ф. 0503737) составляется автономными учреждениями в разрезе следующих видов финансового обеспечения (деятельности):
- собственные доходы учреждения (код вида "2");
- субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (код вида "4");
- субсидия на иные цели (код вида "5");
- бюджетные инвестиции (код вида "6");
- средства по обязательному медицинскому страхованию (код вида "7").
Показатели исполнения плана в данном отчете отражаются на основании аналитических данных бухгалтерского учета учреждения в разрезе аналитических кодов вида доходов (иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения) и расходов (иных выплат, в том числе по погашению заимствований) соответственно по следующим разделам (п. 36 Инструкции N 33н):
- раздел 1 "Доходы учреждения";
- раздел 2 "Расходы учреждения";
- раздел 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения".
К сведению. В соответствии с п. 37 Инструкции N 33н в целях раскрытия информации о показателях исполнения плана с учетом более детальной (расширенной) аналитики по поступлениям (выбытиям), утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, актом учредителя, соответствующего финансового органа могут быть введены в разделах Отчета (ф. 0503737) дополнительные подстроки.
Далее в таблице рассмотрим отдельные моменты составления данной формы по разделам "Доходы" и "Расходы".
Графа 4 "Утверждено плановых назначений" | По доходам и расходам отражаются суммы запланированных на текущий (отчетный) финансовый год доходов, расходов, поступлений средств от заимствований и выплат в погашение заимствований, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения на текущий (отчетный) финансовый год, с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату (по соответствующим счетам аналитического учета счета 050410000 "Сметные (плановые) назначения текущего финансового года") |
Графы 5, 6 "Исполнено плановых назначений" | По доходам показатели отражаются на основании аналитических данных по видам доходов, отраженным на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения, открытых к счетам: (если операции осуществляются через лицевые счета) - 020111000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства"; - 020113000 "Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути"; (если операции осуществляются через банковские счета) - 020121000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" (для автономных учреждений); - 020123000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути"; - 020127000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации". По доходам показатели отражаются также на основании данных об исполнении возвратов излишне полученных учреждением доходов, исполненных за счет иного финансового источника, привлеченного в пределах остатка средств на лицевом счете учреждения, отраженных в корреспонденции с дебетом счета 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами". При этом операции по зачислению на лицевые счета учреждений наличных денег, поступивших в кассу учреждения в виде доходов, в графы 5, 6 не включаются. По расходам показатели отражаются на основании аналитических данных по видам расходов, отраженным на забалансовых счетах 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения", открытых к счетам: (если операции осуществляются через лицевые счета) - 020111000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства"; (если операции осуществляются через банковские счета) - 020121000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации" (для автономных учреждений); - 020126000 "Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации"; - 020127000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации". По расходам показатели отражаются также на основании данных об исполнении учреждением расходов (денежных обязательств), исполненных за счет иного финансового источника, привлеченного в пределах остатка средств на банковском счете учреждения, отраженных в корреспонденции с дебетом счета 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами". При этом операции по получению с банковских счетов учреждений наличных денег для осуществления выплат по расходам учреждения в графы 5, 6 не включаются |
Графа 7 "Исполнено плановых назначений" (через кассу учреждения) | По доходам показатели отражаются на основании аналитических данных по видам доходов, поступивших в отчетном периоде в кассу учреждения и отраженных по счету 020134000 "Касса", а также данных об исполнении возвратов излишне полученных учреждением доходов, исполненных за счет иного финансового источника, привлеченного в пределах остатка наличных средств учреждения в кассе, отраженных в корреспонденции с дебетом счета 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами". По расходам показатели отражаются на основании аналитических данных по видам выплат по расходам, произведенным в отчетном периоде из кассы учреждения и отраженным по счету 020134000 "Касса", а также данных об исполнении учреждением расходов (денежных обязательств), исполненных за счет иного финансового источника, привлеченного в пределах остатка наличных средств учреждения в кассе, отраженных в корреспонденции с дебетом счета 030406000 "Расчеты с прочими кредиторами" |
Графа 8 "Исполнено плановых назначений" (по некассовым операциям) | Показатели отражаются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета, отражающим некассовые операции по доходам (расходам) учреждения, в разрезе видов доходов (расходов), предусмотренных плановыми назначениями на текущий (отчетный) финансовый год. К таким операциям, как правило, относятся операции по взаимозачету, расчеты векселями и прочие операции, не затрагивающие движение денежных средств по счетам (лицевым счетам). Например, в учреждении предусмотрена организация питания сотрудников. Расчеты за питание осуществляются путем зачета соответствующей суммы, удержанной из зарплаты работника |
Графа 10 "Не исполнено плановых назначений" | В графе отражается разность соответственно по разделам отчета "Доходы учреждения", "Расходы учреждения", "Источники финансирования дефицита средств учреждения" между графой 4 и графой 9. По строкам, не содержащим данных в графе 4, графа 10 не заполняется |
Отчет о принятых учреждением обязательствах
Отчет о принятых учреждением обязательствах (далее - Отчет (ф. 0503738)) составляется в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения (рассмотрены выше).
Далее в форме таблицы представлена информация о показателях, которые отражаются в Отчете (ф. 0503738) в соответствии с Инструкцией N 33н.
Наименование расходов (выплат), по которым утвержденным на текущий (отчетный) финансовый год планом финансово-хозяйственной деятельности АУ предусмотрено принятие за счет соответствующего вида финансового обеспечения (деятельности) обязательств учреждения | |
Годовые объемы утвержденных плановых назначений по расходам (выплатам) с учетом изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату. Показатели отражаются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 050410000 "Сметные (плановые) назначения текущего финансового года" (050410200, 050410300, 050410500, 050410800) | |
Сумма принятых обязательств (информация о стоимости договоров с поставщиками, подрядчиками, работниками, заключенных АУ в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами, согласно которым учреждение обязано принять расходные обязательства. Показатели отражаются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 050211000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год" (050211211-050211213, 050211221-050211226, 050211241, 050211242, 050211252, 050211253, 050211262, 050211263, 050211290, 050211310-050211340) в сумме кредитовых оборотов по счету и принятых и неисполненных обязательств на начало отчетного периода | |
Сумма принятых на отчетную дату расходных обязательств сверх утвержденного на отчетную дату объема сметных назначений по расходам (превышение показателя в графе 5 над показателем в графе 4) | |
Сумма принятых денежных обязательств в соответствии с договорами с поставщиками, подрядчиками, работниками, заключенными в АУ и иными нормативными правовыми актами, согласно которым у учреждения возникла обязанность в установленные сроки осуществить оплату (частичную оплату) по ним. Показатели отражаются на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 050212000 "Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год" (050212211-050212213, 050212221-050212226, 050212241, 050212242, 050212252, 050212253, 050212262, 050212263, 050212290, 050212310-050212340) в сумме показателя по кредиту счета по итогам отчетного периода* | |
Сумма принятых на отчетную дату денежных расходных обязательств сверх утвержденного на отчетную дату объема сметных назначений по расходам (превышение показателя в графе 7 над показателем в графе 4) | |
Показатели отражаются на основании аналитических данных по исполнению принятых денежных обязательств, отраженных по забалансовым счетам 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения", открытым к счетам 020100000 "Денежные средства учреждения", по данным оборотов по соответствующим счетам за отчетный период, в разрезе видов расходов (выплат) | |
* Принятие денежных обязательств по соответствующим счетам аналитического учета счета 050212000 осуществляется одновременно с отражением операций по расчетам по обязательствам, выданным авансам. Например, начислена заработная плата работникам и страховые взносы во внебюджетные фонды, выданы под отчет деньги на командировочные расходы на основании заявления работника, приобретены у поставщиков товары, работы, услуги, оплачен аванс, а также иные обязательства, по которым учреждение должно произвести оплату в установленные сроки. Таким образом, данные о принятых обязательствах в учреждении также можно определить как: - разница дебетового и кредитового оборотов по счету 020600000 "Расчеты по выданным авансам", отражающих получение контрагентами денежных средств, возвраты выданных в текущем году авансовых платежей и зачеты авансовых платежей в счет начисленных в отчетном периоде обязательств. При этом суммы возвратов дебиторской задолженности прошлых лет по счету 020600000 не учитываются; - кредитовый оборот по счету 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам"; - дебетовый оборот по счету 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" за минусом возврата сумм, выданных в подотчет в отчетном периоде, увеличенный на сумму принятых в установленном порядке на конец отчетного периода перерасходов подотчетных лиц; - кредитовый оборот по счету 030300000 "Расчеты по платежам в бюджеты" в части расходов бюджета в корреспонденции со счетом 040120200 "Расходы хозяйствующего субъекта". При этом суммы зачетов излишне оплаченных платежей прошлых лет в счет начислений текущего периода по счету 030300000 не учитываются; - кредитовый оборот по счету 030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" в части начисленных расходов по уплате процентов, пеней, штрафных санкций. |
Отражение показателей в Отчете (ф. 0503738) рассмотрим на примере.
Пример
При составлении государственным автономным учреждением Отчета (ф. 0503738) по состоянию на 01.07.2011 по виду обеспечения "Субсидии на выполнение государственного задания" использованы следующие данные бухгалтерского учета.
Утверждено плановых назначений по расходам на 2011 г. (по соответствующим счетам аналитического учета счета 450410200):
- на оплату труда - 30 000 000 руб.;
- на выплаты по оплате труда - 10 260 000 руб.;
- на коммунальные услуги - 100 000 руб.
Принято обязательств на 2011 г. (данные по соответствующим счетам аналитического учета счета 450211000):
- на основании заключенных трудовых договоров с сотрудниками - 30 000 000 руб.;
- в сумме страховых взносов, подлежащих начислению на суммы выплат по оплате труда и перечислению их во внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ*(3), - 10 260 000 руб.;
- на основании заключенного договора на поставку электроэнергии в 2011 г. - 100 000 руб. К договору прилагаются соответствующие расчеты с учетом установленных законодательством тарифов и планируемого потребления электроэнергии учреждением за год.
Приняты денежные обязательства по состоянию на 01.07.2011 (данные по соответствующим счетам аналитического учета счета 450212000):
- на основании расчетно-платежных ведомостей (с января по июнь) по оплате труда работников - 15 000 000 руб.;
- в сумме начисленных страховых взносов на выплаты по оплате труда в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ - 5 130 000 руб.;
- на основании документов от поставщика о фактическом потреблении электроэнергии (актов, счетов-фактур) (оплата по которым осуществляется ежемесячно в установленные договором сроки) - 58 965 руб.
Произведены выплаты по принятым денежным обязательствам по состоянию на 01.01.2007 (данные по забалансовому счету 18):
- по оплате труда - 14 300 000 руб.;
- по страховым взносам во внебюджетные фонды - 4 890 600 руб.;
- по коммунальным услугам - 51 383 руб.
Выплаты начисленной заработной платы за июнь 2011 г. в размере 700 000 руб. и перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды в размере 239 400 руб. будут произведены 10.07.2011 согласно установленному в учреждении сроку.
Полученные от поставщика счет-фактура и акт о фактическом потреблении электроэнергии за июнь 2011 г. должны быть оплачены в срок до 15.07.2011 согласно условиям договора в сумме 7582 руб.
Таким образом, указанные суммы будут учтены в графе 7 Отчета (ф. 0503738) как принятые, но не исполненные в текущем отчетном периоде денежные обязательства. В свою очередь, в графе 11 данного отчета эти суммы будут отражены как неисполненные принятые денежные обязательства, подлежащие исполнению в следующем отчетном периоде.
Согласно данным бухгалтерского учета, приведенным в примере, в учреждении составлен Отчет (ф. 0503738) по состоянию на 01.07.2011 (приведен далее).
Отчет
/------------------\
об обязательствах, принятых учреждением | Коды |
|------------------|
Форма по ОКУД| 0503738 |
|------------------|
на 1 июля 2011 г. | 01.07.2011 |
Дата ----- -- |------------------|
Учреждение Федеральное государственное автономное учреждение по ОКПО| 95 00 |
--------------------------------------------------------------- |------------------|
Обособленное подразделение | |
--------------------------------------------------------------- |------------------|
Учредитель Российская Федерация по ОКАТО | 40102000000 |
--------------------------------------------------------------- |------------------|
Наименование органа, по ОКПО| 95 00 |
осуществляющего полномочия |------------------|
учредителя Министерство образования Глава по БК| 53125 |
--------------------------------------------------------------- |------------------|
Вид финансового обеспечения | |
(деятельности) учреждения | |
субсидия на выполнение государственного задания | |
--------------------------------------------------------------- |------------------|
Периодичность: полугодовая, | |
годовая | |
|------------------|
Единица измерения: по ОКЕИ| 383 |
руб | |
\------------------/
Руководитель Петров И.И.
_________ _____________________ Руководитель
(подпись) (расшифровка подписи) финансово-экономической
службы _________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Главный Иванова А.А.
бухгалтер ---------- --------------------
(подпись) (расшифровка подписи)
Централизованная бухгалтерия _______________________________________________
(наименование, ОГРН, ИНН, КПП, местонахождение)
Руководитель _______________ _________ _____________________
(уполномоченное лицо) (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Исполнитель _____________ ___________ _____________________ __________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи) (телефон, e-mail)
"01" июля 2011 г.
-- ----- -
О. Гришакова,
эксперт журнала "Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утратила силу с 2011 года.
*(2) Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"