Контроль за соблюдением законодательства о госзакупках
Контроль за соблюдением законодательства РФ о государственных закупках может осуществляться в форме плановых и внеплановых проверок. Порядок проведения плановых проверок утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 N 30 (далее - Порядок проведения проверок). О том, в отношении кого могут проводиться указанные проверки, а также о порядке их проведения поговорим в данной статье.
Общие положения
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) и п. 3 Порядка проведения проверок контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о размещении заказов путем проведения плановых проверок может осуществляться в отношении следующих субъектов проверки:
- заказчиков;
- уполномоченных органов;
- конкурсной, аукционной, котировочной либо единой комиссии;
- уполномоченного на ведение официального сайта федерального органа исполнительной власти;
- уполномоченных на ведение реестра контрактов, заключенных по итогам размещения заказов;
- федерального органа исполнительной власти;
- органа исполнительной власти субъекта РФ;
- органа местного самоуправления;
- лиц, осуществляющих действия (функции) по размещению заказов.
Предметом проведения плановой проверки является соблюдение требований законодательства о размещении заказов. Необходимо отметить, что в случае проведения плановой проверки в отношении заказчика и (или) уполномоченного органа проверке подлежит также соблюдение требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов теми субъектами проверки, которые осуществляли функции по размещению проверяемых заказов для указанного заказчика и (или) уполномоченного органа (п. 5 Порядка проведения проверок).
Проведение плановой проверки осуществляется инспекцией, в обязательном порядке включающей в себя должностных лиц органа, уполномоченного в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ на осуществление контроля в сфере размещения заказов (далее - контролирующий орган), а также - в случаях, предусмотренных Порядком проведения проверок, - должностных лиц органов прокуратуры, правоохранительных или иных органов власти. Отметим, что контролирующим органом в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд является ФАС (п. 1 Положения о ФАС РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
Планирование контрольных мероприятий
Плановые проверки осуществляются на основании плана проверок, утверждаемого на шесть месяцев руководителем контролирующего органа. Утвержденный план, а также вносимые в него изменения должны быть размещены на официальном сайте контролирующего органа в Интернете, а также на сайте www.zakupki.gov.ru (раздел "Реестр планов проверок, результатов контроля") в срок, не повышающий пяти рабочих дней со дня утверждения (п. 10 Порядка проведения проверок). Внесение изменений в план проверок допускается не позднее чем за два месяца до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.
Обратите внимание! Утвержденный план должен содержать следующие сведения (п. 7 Порядка проведения проверок):
- наименование контролирующего органа, осуществляющего проверку;
- наименование, ИНН, адрес проверяемой организации;
- цель и основания проведения проверки;
- месяц начала проведения проверки.
Назначение контрольного мероприятия
Решение о проведении плановой проверки оформляется приказом, который должен содержать следующие сведения (п. 12 Порядка проведения проверок):
- наименование контролирующего органа;
- состав инспекции (не менее трех человек) с указанием фамилии, имени, отчества и должности каждого ее члена. Изменение состава инспекции должно быть также оформлено приказом;
- предмет проверки (соблюдение требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов);
- цель (предупреждение и выявление нарушений законодательства РФ о размещении заказов и иных нормативных правовых актов) и основания проведения проверки (план проверок);
- дату начала и дату окончания проведения проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований, первоначально установленный срок проведения проверки может быть один раз продлен на основании приказа руководителя контролирующего органа. При этом общий срок проведения проверки (с продлением) не может превышать двух месяцев, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований п. 19 Порядка проведения проверок. В данном случае срок проведения проверки не может составлять более чем шесть месяцев (п. 16 Порядка проведения проверок);
- проверяемый период;
- сроки, в течение которых составляется акт по результатам проведения проверки;
- наименование проверяемого лица.
Кроме приказа о назначении проверки, должностными лицами контролирующего органа должно быть оформлено уведомление о проведении проверки, которое направляется проверяемому лицу почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочно с отметкой о получении, либо любым иным способом, позволяющим доставить уведомление в срок не позднее чем за семь рабочих дней до даты проведения проверки (п. 14 Порядка проведения проверок).
В уведомлении о проведении проверки должны содержаться следующие сведения:
- предмет проверки;
- цель и основания проведения проверки;
- дата начала и дата окончания проведения проверки;
- проверяемый период;
- документы и сведения, необходимые для осуществления проверки, с указанием срока их представления;
- информация о необходимости уведомления лиц, осуществляющих функции по размещению заказов для проверяемого лица в период, подлежащий проверке;
- информация о необходимости обеспечения условий для работы инспекции, в том числе предоставления помещения для работы, оргтехники, средств связи (за исключением мобильной связи) и иных необходимых средств и оборудования для проведения проверки.
В ходе плановой проверки должностные лица, участвующие в ее проведении, имеют право (п. 17 Порядка проведения проверок):
- на беспрепятственный доступ на относящуюся к предмету проверки территорию, в помещение, здание проверяемого лица (за исключением жилища физического лица) при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа о проведении проверки;
- на беспрепятственное осуществление осмотра относящихся к предмету проверки территорий, зданий и помещений, занимаемых проверяемым лицом (за исключением жилища физического лица), предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях (в необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, копирование документов);
- на истребование необходимых для проведения проверки документов и сведений (в том числе составляющих коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информации, составляющей государственную тайну, при наличии соответствующей формы допуска), включая служебную переписку в электронном виде;
- на получение необходимых для проведения проверки объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по предмету проверки (в том числе от лиц, осуществляющих действия (функции) по размещению заказов), осуществление аудиозаписи объяснений, а также фото- и видеосъемки с обязательным уведомлением об этом опрашиваемого лица;
- в случае если для осуществления проверки требуются специальные знания - на запрос мнения специалистов и (или) экспертов.
Проведение контрольного мероприятия
Проверка проводится в два этапа, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап. Указанный этап предусматривает рассмотрение заказов, находящихся в стадии размещения, на предмет их соответствия требованиям законодательства. В случае выявления признаков нарушения законодательства о размещении заказов инспекция (п. 22 Порядка проведения проверок):
- назначает дату заседания инспекции;
- направляет уведомления о заседании инспекции лицам, действия (бездействие) которых содержат признаки нарушения законодательства о размещении заказов, с указанием даты, времени и места заседания;
- проводит заседание инспекции. Оно считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов инспекции (п. 25 Порядка проведения проверок). В ходе проведения заседания в обязательном порядке должна вестись аудиозапись, которая передается инспекцией в контролирующий орган на хранение на срок не менее трех лет;
- рассматривает представленные инспекции документы и сведения, относящиеся к предмету проверки;
- заслушивает объяснения лиц, чьи действия содержат признаки нарушения законодательства о размещении заказов. Указанные лица вправе присутствовать на заседании инспекции лично либо направить своих представителей, представлять в инспекцию пояснения по фактам установленных признаков нарушения законодательства о размещении заказов, а также осуществлять с предварительного уведомления инспекции аудиозапись ее заседания (п. 24 Порядка проведения проверок);
- принимает решения по результатам заседания инспекции о наличии (отсутствии) в действиях (бездействии) проверяемых лиц нарушений законодательства о размещении заказов и выдает (при наличии нарушений) предписания об их устранении. Решение принимается простым большинством голосов членов инспекции, присутствовавших на ее заседании. Принятое решение подлежит оглашению сразу после окончания заседания (п. 34 Порядка проведения проверок);
- уведомление о заседании инспекции направляется любым способом лицам, действия (бездействие) которых содержат признаки нарушения законодательства о размещении заказов, не позднее чем за три рабочих дня до даты заседания инспекции (п. 23 Порядка проведения проверок).
Принятое по результатам заседания инспекции решение оформляется в письменном виде, содержит вводную, мотивировочную и резолютивную части (п. 33 Порядка проведения проверок), подписывается всеми присутствующими на заседании членами инспекции и размещается на сайте www.zakupki.gov.ru в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его оглашения. Копия решения в срок не позднее пяти рабочих дней со дня его оглашения направляется лицам, в отношении которых проведена проверка, почтовым отправлением либо нарочно с отметкой о получении или в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью уполномоченного лица контролирующего органа (п. 35 Порядка проведения проверок).
Решение содержит следующие сведения:
Наименование части решения | Какие сведения содержит |
Вводная | - наименование контролирующего органа; - номер, дата и место принятия решения; - дата и номер приказа о проведении проверки; - фамилии, имена, отчества (при наличии), наименования должностей членов инспекции, принимавших решение; - наименование, адрес местонахождения проверяемых лиц, в отношении которых принято решение о проведении проверки, а также фамилии, имена, отчества (при наличии) их представителей и лиц, присутствовавших на заседании |
Мотивировочная | - обстоятельства, установленные на заседании инспекции, на которых основываются ее выводы; - нормы законодательства, которыми руководствовалась инспекция при принятии решения; - сведения о нарушении требований законодательства о размещении заказов, оценка инспекцией этих нарушений |
Резолютивная | - выводы инспекции о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы законодательства о размещении заказов, обосновывающие выводы инспекции; - сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов; - выводы инспекции о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении; - другие меры по устранению нарушений, в том числе обращение с иском в суд, передача материалов в правоохранительные органы и т.д. |
Если по результатам проверки выявлены нарушения, проверяемому лицу направляется предписание об их устранении, которое должно содержать (п. 37 Порядка проведения проверок):
1) дату и место выдачи предписания;
2) состав инспекции;
3) сведения о решении, на основании которого выдается предписание;
4) наименование, адрес лиц, которым выдается предписание;
5) требования о совершении действий, направленных на устранение нарушений законодательства о размещении заказов. Под действиями, направленными на устранение нарушений законодательства о размещении заказов, понимаются (п. 38 Порядка проведения проверок):
- отмена решений комиссий по размещению заказов, принятых в ходе проведения процедур по размещению заказов. Предписание об отмене решений комиссий по размещению заказов выдается также в том случае, если выдано предписание о внесении изменений в извещение о проведении торгов, запроса котировок и (или) в документацию о торгах;
- внесение изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, запроса котировок. При этом срок подачи заявок на участие в торгах, запросе котировок должен быть продлен таким образом, чтобы с момента размещения изменений он соответствовал срокам, установленным законодательством о размещении заказов в случае внесения изменений в указанные документы;
- аннулирование процедур размещения заказов;
- проведение процедур размещения заказов в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов. При этом должны быть указаны конкретные действия, которые необходимо совершить лицу, в отношении которого выдано предписание;
6) сроки, в течение которых должно быть исполнено предписание. Необходимо отметить, что при наличии причин, не зависящих от проверяемого лица и делающих невозможным исполнение выданного предписания в установленный срок, последний может быть продлен на основании мотивированного ходатайства проверяемого лица (п. 43 Порядка проведения проверок);
7) сроки, в течение которых в контролирующий орган должно поступить подтверждение исполнения предписания.
Необходимо отметить: предписание не выдается в случаях, когда инспекция пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты размещения заказа.
Обратите внимание! В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб., а на юридических лиц - в размере 500 000 руб. Учитывая тот факт, что в предписании содержались требования как о принятии мер по устранению выявленных нарушений, так и об извещении о принятии мер по устранению перечисленных в предписании нарушений, направление информации об устранении выявленных нарушений с нарушением установленного срока тоже является административным правонарушением, ответственность за совершение которого установлена ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ.
Второй этап. Он заключается в проверке уже завершенных (размещенных) заказов для нужд заказчиков, контракты по которым заключены. Результаты проверки оформляются актом в сроки, установленные приказом о ее проведении, который должен быть подписан всеми членами инспекции. Заметим, что решение и предписание инспекции по результатам первого этапа проверки (при их наличии) являются неотъемлемой частью акта проверки. Копия акта проверки должна быть направлена проверяемому лицу в срок не позднее десяти рабочих дней со дня его подписания с сопроводительным письмом почтовым отправлением либо нарочно с отметкой о получении, либо в форме электронного документа. Сопроводительное письмо должно быть подписано руководителем (его заместителем) контролирующего органа.
В соответствии с п. 46 Порядка проведения проверок акт проверки включает в себя вводную, мотивировочную и резолютивную части. Отметим, что содержание вводной и мотивировочной частей акта проверки аналогично содержанию частей решения, принятого по результатам заседания инспекции.
Резолютивная часть акта проверки должна содержать:
- выводы о наличии (отсутствии) нарушений законодательства о размещении заказов со ссылками на конкретные нормы законодательства о размещении заказов, нарушение которых было установлено в результате проведения проверки;
- выводы о необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении;
- сведения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов;
- другие меры по устранению нарушений, в том числе обращение с иском в суд, передача материалов в правоохранительные органы и т.д.
По результатам проведения данного этапа проверки проверяемому лицу также направляется предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, за исключением случаев, когда инспекция пришла к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты размещения заказа (п. 50 Порядка проведения проверок).
Содержание указанного предписания аналогично содержанию предписания, направляемого по результатам проведения первого этапа проверки, аналогична и ответственность за неисполнение его требований.
Обжалование результатов проверки
В соответствии с п. 53 Порядка проведения проверок оформленные по результатам проведения контрольных мероприятий решения, акты и (или) предписания могут быть обжалованы в судебном порядке в течение срока, предусмотренного законодательством РФ. Кроме того, если вышеуказанные документы вынесены должностными лицами территориального органа, они могут быть обжалованы непосредственно в контролирующий орган.
А. Гусев,
к.п.н., консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"