Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 марта 2011 г. N ВАС-268/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Транспортная логистическая компания "Глобал" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2010 по делу N А56-47234/2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.09.2010 по тому же делу.
Суд установил: общество с ограниченной ответственностью "Транспортная логистическая компания "Глобал" (далее - ООО "ТЛК "Глобал") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 63 647 рублей 55 копеек пеней за нарушение сроков доставки грузов.
Решением суда первой инстанции от 01.06.2010 исковое требование удовлетворено частично: с ОАО "РЖД" в пользу ООО "ТЛК "Глобал" взыскано 12 729 рублей 51 копейка пеней. В остальной части иска отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 30.09.2010 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора ООО "ТЛК "Глобал" ссылается на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Правопредшественник ООО "ТЛК "Глобал" (грузоотправитель) 24.04.2008 предъявил ОАО "РЖД" (перевозчик) к перевозке со станции Коршуниха-Ангарская Восточно-Сибирской железной дороги на железнодорожной станции Новый порт эксп. Октябрьской железной дороги по железнодорожной накладной N 90837004 в вагоне N 44469179 груз - автомобили специальные, седельный автопоезд "Magirus".
Согласно отметкам, проставленным в квитанции о приеме груза и дорожной ведомости, срок доставки груза истекал 10.05.2008. Фактически вагон прибыл на станцию назначения 15.05.2008.
По факту просрочки грузоотправитель в соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) начислил неустойку в сумме 63 647 рублей 55 копеек (за 5 дней просрочки), которую предъявил перевозчику в претензии от 28.05.2008 N 08-15.
Отклонение претензии перевозчиком послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
Согласно статье 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату исчисления срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила), установлено, что сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на 2 суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1), на 1 сутки - при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы (пункт 5.9).
Суды пришли к выводу о том, что применительно к проставленному сроку доставки (10.05.2008), срок доставки груза увеличился на двое суток для осуществления операций, связанных с отправлением и прибытием груза, и на двое суток вследствие прохождения вагона через Московский (станция Александров) и Санкт-Петербургский (станция Новый порт) транспортные узлы. Следовательно, срок доставки груза, исчисленный в соответствии с Правилами, пропущен перевозчиком на 1 день, в связи с чем ОАО "РЖД" должно уплатить грузоотправителю штраф в размере 12 729 рублей 51 копейки, что составляет 9 процентов от размера провозной платы по договору перевозки.
Между тем выводы судов ошибочны ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 Правил сроки доставки грузов определяются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки. При перевозке грузовой скоростью повагонных отправок норма суточного пробега при расстоянии пути следования вагона от 5 000 до 6 999 км составляет 400 км.
Согласно маршруту вагона N 44469179 расстояние от станции отправления груза до станции назначения по данному договору перевозки составляет 5 358 км. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке (раздел "тарифные отметки") и из этого расстояния перевозчиком произведен расчет размера провозной платы.
Таким образом, основной срок доставки груза составляет 14 дней (5 358 км/400 км=13, 395), то есть с 25.04.2008 по 08.05.2008.
Исходя из пункта 5 Правил по данной перевозке к основному сроку доставки груза, рассчитанному из норм суточного пробега вагона (14 суток) требуется прибавить 3 суток, в том числе, 2 суток, связанных с операциями по отправлению и прибытию груза, и 1 сутки - в связи с прибытием груза на Санкт-Петербургский железнодорожный узел (станция Новый порт эксп.). Так рассчитан срок доставки груза перевозчиком и определен в перевозочных документах - всего 17 суток.
На основании пункта 2 Правил исчисление сроков доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости, в квитанции о приеме груза. По настоящему делу дата приема груза к перевозке - 24.04.2008, с 25.04.2008 срок доставки 17 суток истекает 11.05.2008. Груз прибыл на станцию Новый порт эксп. 15.05.2008. Просрочка в доставке груза составила 4 дня.
Суды не приняли во внимание, что требования пунктов 5.1 и 5.9 Правил уже были учтены перевозчиком при оформлении перевозочных документов: срок доставки, проставленный в железнодорожной накладной, увеличен на три дня.
Также суды посчитали, что станция Александров входит в число станций Московского железнодорожного транспортного узла, в связи с чем увеличили срок доставки груза на один день.
Между тем согласно маршруту следования вагон N 44469179 должен проследовать только Санкт-Петербургский транспортный узел, на котором находится станция назначения Новый порт эксп. Проследование данного вагона по железным дорогам, не указанным в маршруте следования, не должно влиять на срок доставки груза. Анализ справки перевозчика о дислокации вагона на дорогах (информация из базы данных Главного вычислительного центра ОАО "РЖД" - "архив вагона") свидетельствует о том, что данный вагон отклонялся от маршрута следования, проходил по нескольким железнодорожным станциям Московской железной дороги (Александров, Орехово-Зуево и др.), но не транспортировался через Московский железнодорожный узел. Понятия "Московский железнодорожный узел" и "Московская железная дорога" не являются тождественными. Суды ошибочно посчитали, что указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 19.09.2003 N 157у определены железнодорожные станции, входящие в Московский железнодорожный транспортный узел.
В статье 2 Устава дается понятие "тарифные руководства". Тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборы за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
В Тарифном руководстве N 4, книге 3 "Тарифные расстояния между транзитными пунктами железных дорог федерального железнодорожного транспорта", утвержденном приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.07.2003 N 55, указано, что в обобщенный транзитный пункт "Московский узел" входят железнодорожные станции Андроновка, Белокаменная, Бойня, Братцево, Владыкино-Московское, Воробьевы Горы, Канатчиково, Кожухово, Кутузово, Лефортово, Лихоборы, Москва-Южный Порт, Новопролетарская, Пресня, Ростокино, Серебряный Бор, Угрешская, Черкизово Московской железной дороги. Согласно данному нормативному акту станция Александров не входит в число станций Московского железнодорожного транспортного узла, хотя расположена на Московской железной дороге.
Учитывая изложенное, настоящее дело выносится на рассмотрение настоящее дело выносится на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А56-47234/2008 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для пересмотра в порядке надзора решения от 01.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.09.2010 по тому же делу.
См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2011 г. N 268/11
Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 29 апреля 2011 года.
Председательствующий судья |
О.А.Козлова |
Судьи |
И.М.Марамышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 марта 2011 г. N ВАС-268/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А56-47234/2008
Истец: ООО "Транспортная логистическая компания "Глобал"
Ответчик: ОАО "Российские Железные Дороги"
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 268/11
21.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-268/11
26.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-268/11
17.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-268/11
30.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9225/2010
10.12.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3921/2009