Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Андреева Е.И., судей Александрова В.Н., Березия А.Е., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Гора Весёлая" от 25.11.2010 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 26.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.10.2010 по делу N А03-3457/2010,
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Гора Весёлая" (Алтайский край; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об отмене постановлений Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (далее - административный орган, управление) от 04.03.2010 N 01/10/0001 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и от 04.03.2010 N 01/10/0002 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26.04.2010 постановление о привлечении общества к ответственности на основании статьи 8.41 КоАП РФ признано незаконным и отменено. В удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении общества к ответственности на основании части 1 статьи 8.21 КоАП РФ отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленного требования отменено, постановление о привлечении общества к ответственности на основании части 1 статьи 8.21 КоАП РФ признано незаконным и отменено. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 19.10.2010 постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда в части удовлетворения требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к ответственности на основании части 1 статьи 8.21 КоАП РФ отменил, в этой части оставил без изменения решение Арбитражного суда Алтайского края от 26.04.2010.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество ссылается на неправильное применение судами законодательства, нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Рассмотрев заявление общества и представленные документы, изучив материалы дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Управлением проведена плановая проверка соблюдения обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды, результаты которой отражены в акте от 19.01.2010 N 02/10/16.
По результатам административного расследования управлением 18.02.2010 в отношении общества составлены протокол N 01/10/0001 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, и протокол N 01/10/0002 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ.
Постановлением от 04.03.2010 N 01/10/0001 общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.21 КоАП РФ; постановлением от 04.03.2010 N 01/10/0002 общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.41 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности постановления управления о привлечении общества к ответственности на основании статьи 8.41 КоАП РФ, указав, что управление не доказало наличие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Оставляя в силе постановление управления о привлечении общества к ответственности на основании части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, суд первой инстанции сослался на то, что обществом осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух двумя стационарными источниками выбросов (котельной лыжного проката и котельной кафе) без разрешительной и нормативной документации, которые являются сверхлимитными; факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, доказан; порядок привлечения юридического лица к административной ответственности управлением соблюден.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в части, касающейся постановления управления о привлечении общества к ответственности на основании части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, признал, что административный орган не доказал наличие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, допустил нарушение при производстве по делу об административном правонарушении.
При этом суд исходил из того, что в обоснование вывода о наличии события указанного административного правонарушения управление сослалось на данные протокола испытаний от 02.02.2010, произведенных федеральным государственным учреждением "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому Федеральному округу" по заявке управления от 25.01.2010 N 151.
Поскольку отбор проб промышленных выбросов, оформленный актом от 26.01.2010 N 1-Г-16-4, произведен с нарушениями положений статей 26.5, 27.10 КоАП РФ (отсутствует протокол об изъятии образцов, составленный в установленном законом порядке), суд апелляционной инстанции признал недопустимым использование результатов лабораторных испытаний в качестве доказательства в деле об административном правонарушении.
Суд кассационной инстанции согласился с оценкой суда апелляционной инстанции о получении доказательств с нарушениями требований КоАП РФ, но счел законным и обоснованным привлечение общества к ответственности на основании части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
При этом суд кассационной инстанции указал, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, образует отсутствие специального разрешения у субъектов хозяйственной или иной деятельности, обладающих стационарными, передвижными и иными источниками воздействия на окружающую среду.
Общество имеет стационарные источники выбросов вредных веществ, работавшие на момент проведения проверки (осуществлялся выброс вредных веществ в атмосферный воздух), факт отсутствия специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подтвержден.
Коллегия судей считает обоснованными выводы судов в части признания незаконным и отмены постановления управления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ.
Вместе с тем коллегия судей полагает, что вывод о законности постановления управления о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.21 КоАП РФ сделан без учета следующих обстоятельств.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Суд кассационной инстанции по существу признал, что отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ само по себе свидетельствует о совершении лицом указанного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) не использует термин "вредное вещество", применяя понятие "загрязняющее вещество", под которым понимает вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории вредных (загрязняющих) необходимо установить превышение его количества и (или) концентрации определенных нормативов.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении лица к ответственности должны быть отражены сведения о том, какие вредные вещества выбрасываются в воздух, об их количестве и (или) концентрации, а также нормативы содержания этих веществ в атмосферном воздухе и факт их превышения.
В противном случае факт выброса хозяйствующим субъектом вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, без специального на это разрешения нельзя считать доказанным.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Статьей 12 Закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации; разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как следует из статьи 14 Закона N 96-ФЗ, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Таким образом, изложенные в протоколе и постановлении обстоятельства о выбросе в атмосферный воздух веществ сами по себе ещё не свидетельствуют о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Административному органу следует доказать, что хозяйствующий субъект относится к числу лиц, обязанных получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Между тем, управлением установлено, что общество, основным видом деятельности которого является прокат лыж и снаряжений для горнолыжного отдыха, а в летний период времени - водные сплавы, обладает следующими стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: 1) организованными - труба топочной административно-гостиничного комплекса, труба топочной кафе; 2) неорганизованными - склад хранения угля топочной административно-гостиничного комплекса, склад хранения угля топочной кафе, склад хранения шлака. На момент проверки общества работали топочные административно-гостиничного комплекса и кафе, производилось сжигание угля.
Однако управлением надлежащим образом не подтверждено, что общество относится к числу организаций, которые обязаны получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Коллегия судей считает верным вывод суда апелляционной инстанции о нарушении административным органом порядка производства по делу об административном правонарушении, выразившимся в несоблюдении требований КоАП РФ при отборе проб для лабораторных исследований, которые, как следует из материалов дела, производились в рамках административного расследования.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.10.2010 по данному делу подлежит пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащее закону и нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
определила:
Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А03-3457/2010 Арбитражного суда Алтайского края для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.10.2010.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 28 марта 2011 года.
Председательствующий |
Е.И. Андреев |
Судьи |
В.Н.Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2011 г. N ВАС-17254/10
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А03-3457/2010
Истец: ООО "ГОРА ВЕСЕЛАЯ"
Ответчик: Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
Заинтересованное лицо: Алтайский союз предпринимателей
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5020/10
31.05.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-17254/10
28.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17254/10
24.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17254/10
06.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17254/10
19.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-3457/2010
14.07.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5020/10