Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Медведевой А.М., судей Борисовой Е.Е. и Полубениной И.И. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "ЭлитСервис" (г. Москва) от 15.01.2011 о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.10.2010 по делу N А40-141313/09-49-691 Арбитражного суда города Москвы
по иску первого заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент) и к открытому акционерному обществу "ЭлитСервис" (далее - общество)
о признании недействительным заключенного между ответчиками договора от 17.03.2008 N М-09-514335 аренды земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:012, площадью 56 кв. м., с адресными ориентирами: г. Москва, вблизи платформы Ховрино (далее - спорный земельный участок).
С участием в деле третьих лиц: ОАО "РЖД", Префектуры САО г. Москвы, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
установила:
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.10.2010, решение Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2010 отменено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и исковые требования удовлетворены.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество "ЭлитСервис" просит их отменить, поскольку считает, что суды нарушили единообразие в толковании и применении норм права.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К таким основаниям относятся: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Проверив выводы, положенные в основу обжалуемых судебных актов, и доводы заявления, судебная коллегия не находит оснований, необходимых в силу вышеприведенной нормы для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для его пересмотра в порядке надзора.
Как установлено судом, между Территориальным управлением Росимущества по Москве (арендодатель) и ОАО "РЖД" (арендатор) заключен договор от 05.03.2008 N Д-30/131-з аренды земельного участка площадью 164,12191 га, с кадастровым номером 77:09:01030:065, расположенного по адресу: г. Москва, северный административный округ, для эксплуатации и развития объектов железнодорожного транспорта. Данный договор в соответствии со статьей 621 Гражданского кодека Российской Федерации возобновлен сторонами на неопределенный срок и является действующим.
17.03.2008 между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N М-09-514335 аренды спорного земельного участка для эксплуатации торгового павильона, сроком до 31.12.2012 г.
Ссылаясь на то, что департамент не законно распорядился спорным земельным участком путем сдачи его в аренду обществу, поскольку этот участок относится к землям транспорта, является федеральной собственностью, расположен в полосе отвода железной дороги и входит в состав земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:065, предоставленного ранее в аренду ОАО "РЖД", первый заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог представляет собой земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных зданий и иных зданий, строений, сооружений, устройство и других объектов железнодорожного транспорта. Земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, относятся к землям железнодорожного транспорта.
Из положений статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта" следует, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии со статьями 209, 608 Гражданского кодека Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд установил, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, расположен в полосе отвода железнодорожной станции Ховрино Октябрьской железной дороги и входит в состав земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:065, площадью 64,12191 га, ранее предоставленного в аренду ОАО "РЖД".
Поскольку полномочия по распоряжению таким земельным участком в силу положений указанных норм права возложены на федеральный орган исполнительной власти (Территориальное управление Росимущества по Москве), доказательств делегирования департаменту таких полномочий не представлено, суд пришел к выводу о том, что департамент не имел права распоряжения спорным земельным участком путем сдачи его в аренду обществу, а потому признал заключенный между ответчиками договор от 17.03.2008 N М-09-514335 аренды недействительным, как несоответствующий требованиям вышеуказанных норм права.
Доводы, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, в том числе о том, что спорный участок не находится в полосе отвода железной дороги, были изучены судами и получили соответствующую правовую оценку. Кроме того, доводы заявителя фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, что в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела А40-141313/09-49-691 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.10.2010 отказать.
Председательствующий судья |
А.М. Медведева |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2011 г. N ВАС-1648/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-141313/09-49-691
Истец: Первый заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ОАО "ЭлитСервис", ОАО "ЭлитСервис"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по городу Москве, ОАО "Российские железные дороги", Префектура Северного административного округа г.Москвы, Управление Росреестра г.Москвы , Управление Федеральной Налоговой Службы России по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1648/11
07.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1648/11
15.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/12117-10
22.06.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6721/2010