Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Т.Н. Нешатаевой, судей А.И. Бабкина, Д.И. Дедова рассмотрела в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Харитонова Алексея Константиновича (ул. Сущевская, д. 7, кв. 127, г. Владимир, 600033; далее - предприниматель) от 22.03.2011 N Б/Н о пересмотре в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2011 по делу N ВАС-17812/10 по заявлению предпринимателя о признании недействующей формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2009 N 145н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения", в части пояснений порядка заполнения строки 050 листа Ж2 декларации следующего содержания: "но не более значения строки 040".
Другие лица, участвующие в деле: Министерство финансов Российской Федерации (ул. Ильинка, д. 9, г. Москва, 109097), Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ул. Неглинная, д. 23, г. Москва, 127381).
Суд установил:
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2011 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано, форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2009 N 145н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения", в части пояснений порядка заполнения строки 050 листа Ж2 декларации следующего содержания: "но не более значения строки 040" признана соответствующей Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс).
В заявлении о пересмотре указанного судебного акта в порядке надзора предприниматель просит его отменить, ссылаясь на нарушение арбитражными судами единообразия в толковании и применении норм права, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и удовлетворить его заявленные требования, ссылаясь на следующие доводы: форма налоговой декларации является нормативным правовым актом; пояснения порядка заполнения строки 050 листа Ж2 формы налоговой декларации следующего содержания "Сумма документально подтверждённых расходов, но не более значения строки 040 (руб., коп.)", в части слов "но не более значение строки 040" в нарушение пункта 1 статьи 4 Кодекса дополняют законодательство о налогах и сборах и противоречат статье 3, пунктам 2 и 3 статьи 210 и подпункту 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса; заполняя указанные строки декларации налогоплательщик вынужден платить налог на доходы физических лиц при отсутствии экономической выгоды.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу в соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Таких доводов в заявлении о пересмотре оспариваемого судебного акта в порядке надзора предпринимателем не приведено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу пункта 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, рассматривая дела об оспаривании нормативных правовых актов в области налогов и сборов, суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта. Суд должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение налоговыми органами при осуществлении функций налогового контроля, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно материалам дела, содержанию оспариваемого судебного акта и с учетом пункта 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.12.2009 N 145н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и порядка ее заполнения" является нормативным правовым актом, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 29.01.2010 N 16142 и официально опубликованным.
С учетом этого, судом первой инстанции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было принято к производству заявление предпринимателя и рассмотрено им по существу заявленных требований.
В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу части 1 статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда должны быть основаны на исследовании и оценке доказательств, имеющихся в деле.
Как следует из содержания оспариваемого судебного акта и материалов дела, суд, всесторонне и полно исследуя доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу о том, что строка 050 листа Ж2 декларации по налогу на доходы физических лиц и порядок ее заполнения в этой части не противоречат нормам Кодекса и законодательству о налогообложении.
Предприниматель не представил суду доказательств, подтверждающих каким образом форма (бланк) налоговой декларации, с помощью которой отражается выполнение обязанности налогоплательщика по декларированию данных, связанных с исчислением и уплатой налогов, и порядок ее заполнения повлекли за собой нарушение предпринимателем налогового законодательства по ее заполнению и привлечение его к налоговой ответственности решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Владимира от 20.09.2010 N 18609 в связи с неправильным заполнением налоговой декларации.
Из приведенных в заявлении предпринимателя доводов и содержания оспариваемого судебного акта следует, что в заявлении речь идет о фактических ординарных обстоятельствах дела, которые были исследованы и получили правовую оценку в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции. Их переоценка не относится к компетенции суда надзорной инстанции, установленной в части 2 статьи 292, статье 304, части 4 статьи 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит экстраординарных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N ВАС-17812/10 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2011 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
Т.Н. Нешатаева |
Судьи |
А.И. Бабкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 апреля 2011 г. N ВАС-4292/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был