Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А., судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области (ул.Зоологическая, д.27а, г.Калининград, 236022) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калининградской области от 09.09.2009 по делу N А21-4704/2009, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.12.2010 по тому же делу по иску правительства Калининградской области, Министерства финансов Российской Федерации к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании в бюджет Калининградской области 1 013 429 рублей 95 копеек расходов по оплате исполнительных листов гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании).
Решением суда первой инстанции от 09.09.2009 исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в бюджет Калининградской области в лице Министерства финансов Калининградской области взыскано 1 013 429 рублей 95 копеек расходов. В иске к Министерству финансов Калининградской области отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 решение от 09.09.2009 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 17.03.2010 решение от 09.09.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 отменил. Производство по делу прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что истцы исполнили вступившие в законную силу судебные акты, которыми установлено наличие именно у бюджета Калининградской области обязательств по финансированию расходов по представлению льгот педагогическим работникам и, значит, расходы у истцов отсутствуют. Предметом настоящего спора является соблюдение бюджетного законодательства в части передачи средств в виде субсидий из одного уровня бюджета в другой в порядке межбюджетных отношений. Следовательно, названные публичные правоотношения сторон, по мнению суда, не охватываются содержанием предпринимательской или иной экономической деятельности. Бюджетное законодательство не предусматривает порядка разрешения межбюджетных споров и не устанавливает подведомственность подобных споров арбитражным судам.
Высшей Арбитражный Суд Российской Федерации постановлением от 21.09.2010 N 7810/10 постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.03.2010 отменил, дело направил на новое рассмотрение в тот же суд. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что настоящий спор не касается регулирования бюджетных отношений. Требования истцов о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, основаны на нормах гражданского законодательства и Закона Российской Федерации "Об образовании". Следовательно, названный спор является спором о взыскании расходов, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы, носит экономический характер и поэтому подведомственен арбитражному суду.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 27.12.2010 решение от 09.09.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Решениями мировых судей по искам педагогов школ Калининградской области, расположенных в сельской местности, проживающих в сельской местности, имеющих право на бесплатное отопление и освещение, с правительства Калининградской области за счет средств бюджета Калининградской области взыскана задолженность за непредоставленное топливо, освещение за период 2004-2008 годов на основании исполнительных листов.
Полагая, что названные расходы областного бюджета должны быть возмещены из федерального бюджета, истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В законе Калининградской области от 11.07.2005 N 631 "Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области", постановлении правительства Калининградской области от 20.02.2006 N 96 не содержится отнесения названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета.
Доказательств того, что денежные средства в 2005-2008 годах на финансирование расходов в части предоставления названных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам выделялись Калининградской области из федерального бюджета, Минфином России не представлено.
Проанализировав положения Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", статью 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 и установив, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", суды пришли к выводу о том, что расходы, возникшие в связи с выплатами за счет средств областного бюджета по исполнительным листам гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), подлежат взысканию с Российской Федерации.
Вывод судов соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23.11.2010 N 10430/10, согласно которой исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работника образовательных учреждении, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 N 52, Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.087.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Нарушений норм права судебными инстанциями не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А21-4704/2009 Арбитражного суда Калининградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 09.09.2009, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.12.2010 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
И.М. Марамышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 апреля 2011 г. N ВАС-7810/10 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А21-4704/2009
Истец: Правительство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области
Ответчик: Управление Федерального казначейства Калининградской области, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10
07.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10
27.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1836/2010
21.09.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 7810/10
19.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10
29.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10
07.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7810/10
17.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1836/2010
09.12.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14067/2009