г. Вологда |
|
17 апреля 2014 г. |
Дело N А05-15282/2013 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Теребовой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Новодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 февраля 2014 года по делу N А05-15282/2013 (судья Полуянова Н.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
администрация муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным постановления отдела судебных приставов по городу Новодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области (далее - отдел) от 09.12.2013 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных администрацией требований отказано.
Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального права. Кроме того, податель жалобы указывает на отсутствие вины администрации в совершении вменяемого административного правонарушения.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Новодвинским городским судом Архангельской области 21.02.2013 вынесено решение по делу N 2-160/2013 в соответствии с которым на администрацию возложена обязанность предоставить Бородкиной Людмиле Павловне по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры, общей площадью не менее 53,5 кв.м, жилой площадью не менее 38,9 кв.м, состоящей не менее чем из трех комнат, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Новодвинску, находящееся в границах города Новодвинска и отвечающее санитарно - техническим нормам.
Новодвинским городским судом Архангельской области 27.03.2013 выдан исполнительный лист серии ВС N 026273424.
Судебным приставом-исполнителем 01.04.2013 на основании указанного исполнительного листа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 9762/13/25/29.
Указанным постановлением заявителю (должнику) установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения постановления. Постановление получено администрацией 01.04.2013, что подтверждается отметкой о получении на реестре исходящих документов (л.д. 19).
В связи с тем, что в установленный срок администрация требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнила, судебный пристав- исполнитель вынес постановление от 22.04.2013 о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб.
Требованием от 26.04.2013 судебный пристав - исполнитель установил администрации новый срок для исполнения требований исполнительного листа до 30.09.2013 и предупредил об административной ответственности за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе без уважительных причин.
Судебный пристав - исполнитель направил в адрес заявителя запрос от 05.11.2013 об исполнении решения суда.
Письмом от 08.11.2013 N 13-2/1241 заявитель сообщил, что решение не исполнено в связи с отсутствием свободных жилых помещений, соответствующих требованиям, установленным в решении суда.
По факту неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, 26.11.2013 судебным приставом- исполнителем в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении и 09.12.2013 судебным приставом - исполнителем вынесено постановление о привлечении ее к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и наложении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статья 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) устанавливает, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу статьи 6 Закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ определена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора.
Факт неисполнения администрацией требования, содержащегося в исполнительном листе серии ВС N 026273424, выданном Новодвинским городским судом Архангельской области по делу N 2-160/2013, после вынесения судебным приставом- исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, подтверждается материалами дела.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрацией не представлено доказательств невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а также принятия всех зависящих от нее мер по их соблюдению.
В апелляционной жалобе администрация указывает на то, что в ее действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения в связи с тем, что отсутствие в составе муниципального жилищного фонда жилых помещений является объективной причиной для невыполнения решения суда. Кроме того, администрацией приняты меры по привлечению бюджетных средств и строительству 115-квартирного жилого дома в городе Новодвинске, что указывает на принятие всех зависящих от нее мер по исполнению решения суда.
Особенности определения вины юридического лица как субъекта административного правонарушения состоят в том, что такое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 названной статьи).
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 Кодекса) не выделяет.
Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 названного Кодекса). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Виновность юридического лица считается установленной, если доказано событие правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, не заявлены обоснованные возражения об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность либо о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
При рассмотрении дела об административном правонарушении отделом установлена вина администрации в совершении указанного правонарушения. При этом учтены следующие обстоятельства: длительный период неисполнения администрацией решения суда, отсутствие фактов, свидетельствующих о принятии всех зависящих от администрации мер по своевременному исполнению решения суда. Факт установления отделом вины администрации с приведением соответствующих доказательств отражен в оспариваемом постановлении.
Доказательств невозможности исполнения решения суда в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые администрация не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, в материалах дела так же не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что принятие администрацией мер по привлечению бюджетных средств, размещение заказа на выполнение работ по строительству в городе Новодвинске 115-квартирного жилого дома не свидетельствуют о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения.
Администрацией не приведено доказательств того, что в результате реализации всех указанных мер взыскателю Бородкиной Людмиле Павловне по указанному исполнительному производству будет предоставлено жилое помещение в порядке выполнения судебного акта.
Ссылка администрации на то обстоятельство, что на основании вступивших в законную силу определений Арбитражного суда Архангельской области по делам N А05-10681/2012, А05-14500/2012, А05-604/2013, А05-4079/2013 уменьшены размеры исполнительских сборов, подлежащих уплате администрацией, не принимается судом апелляционной инстанции.
В рамках дел N А05-10681/2012, А05-14500/2012, А05-604/2013, А05-10681/2012 судом не рассматривалось заявление об уменьшении исполнительского сбора по исполнительному производству N 9762/13/25/29.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела длительное неисполнение администрацией требований, содержащихся в исполнительном документе.
Следовательно, совершенное администрацией правонарушение посягает на институт судебной власти, на порядок принудительного исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
Европейский Суд по правам человека неоднократно указывал, что исполнение решения, вынесенного судом, должно рассматриваться в качестве составной части судебного разбирательства, поэтому неисполнение судебного акта в разумный срок признается нарушением статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (см. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу "Бурдов против Российской Федерации" (Burdov v. Russia), жалоба N 59498/00, § 34, ECHR 2002-III, и Постановление Европейского Суда по правам человека от 19 марта 1997 года по делу "Хорнсби против Греции" (Hornsby v. Greece), Reports 1997-II, p. 510, § 40).
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного деяния, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что допущенное правонарушение свидетельствует о пренебрежительном отношении администрации к установленным нормам и правилам, несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Порядок привлечения администрации к административной ответственности не нарушен, размер административного штрафа назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Таким образом, дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 февраля 2014 года по делу N А05-15282/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Судья |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15282/2013
Истец: администрация муниципального образования "Город Новодвинск"
Ответчик: ОСП по г. Новодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области, Отдел судебных приставов по г. Новодвинску Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области