г. Воронеж |
|
18 апреля 2014 г. |
Дело N А35-7132/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей Михайловой Т.Л. Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи:
от Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Каратеевой Е.С. - заместителя начальника правового отдела, доверенность от 13.03.2014,
от МУП "Горводоканал" муниципального образования "Город Железногорск" Курской области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курской области от 10.02.2014 по делу N А35-7132/2013 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования "Город Железногорск" Курской области (ОГРН 1024601213966, ИНН 4633002429) к Государственному учреждению - Курскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными уведомлений от 25.04.2013 и от 08.11.2013,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" муниципального образования "Город Железногорск" Курской области (далее - МУП "Горводоканал" МО "Город Железногорск", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Государственному учреждению - Курскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд социального страхования) о признании недействительными уведомления от 25.04.2013 "О размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части определения предприятию на 2013 год 8 класса профессионального риска и установления размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с учетом надбавки) в размере 0,90 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных; уведомления от 08.11.2013 "О размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части определения предприятию на 2014 год 8 класса профессионального риска, установления скидки к страховому тарифу в размере 39 % и размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с учетом скидки) в размере 0,55 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных; обязании в порядке восстановления нарушенных прав направить в адрес заявителя уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование на 2013 и 2014 годы, рассчитанные исходя из размера страхового тарифа и скидки или надбавки к страховому тарифу, соответствующих 1 классу профессионального риска (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Учреждение ссылается на то, что страхователь в установленные законом сроки и порядке не представил сведения относительно того, какой из осуществляемых Обществом видов деятельности являлся основным в 2013, 2014 гг. Указанные обстоятельства послужили основанием для самостоятельного определения Фондом основного вида деятельности страхователя, в связи с чем, деятельность Общества отнесена к производству бетонных и железобетонных работ в качестве основного вида деятельности, имеющего наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых организаций видов деятельности по данным ЕГРЮЛ.
В судебное заседание, проводимое путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, не явились представители МУП "Горводоканал" муниципального образования "Город Железногорск" Курской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. На основании ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Фонда социального страхования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 29.04.2013 Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации направило в адрес МУП "Горводоканал" МО "город Железногорск" уведомление "О размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 25.04.2013, согласно которому страхователю в соответствии с заявленным основным видом деятельности "производство бетонных и железобетонных работ" на 2013 год был определен 8 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,90 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору. На основании представленных документов заявителю была установлена надбавка к страховому тарифу в размере 2 процентов. В связи с этим, размер установленного заявителю страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2013, с учетом надбавки, составляет 0,92 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
МУП "Горводоканал" МО "город Железногорск", не согласившись с уведомлением от 25.04.2013, обратилось в Фонд с жалобой об отмене указанного уведомления.
По результатам рассмотрения жалобы МУП "Горводоканал" МО "город Железногорск" Фонд письмом N 16-12/09/26736 от 24.05.2013 сообщил о том, что страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2013 года определен в размере 0,92 процентов с учетом основного вида деятельности предприятия, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц.
08.11.2013 Курским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении МУП "Горводоканал" МО "город Железногорск" вынесено уведомление "О размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому страхователю в соответствии с заявленным основным видом деятельности "производство бетонных и железобетонных работ" был определен 8 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,90 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору. На основании представленных документов заявителю была установлена скидка к страховому тарифу в размере 39 процентов. В связи с чем, размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2014, с учетом скидки, составляет 0,55 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Не согласившись с полученными уведомлениями Фонда социального страхования в части определения предприятию на 2013 и 2014 годы 8 класса профессионального риска применительно к виду деятельности "производство бетонных и железобетонных работ" и установления размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, МУП "Горводоканал" МО "Город Железногорск" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (статьи 21 - 22 Закона N 125-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности (пункт 14 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Порядка для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно, в срок до 15 апреля, представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к названному Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Пунктом 13 Правил установлено, что, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Пунктом 5 Порядка также предусмотрено, что для подтверждения основного вид экономической деятельности в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган Фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, МУП "Горводоканал" МО "Город Железногорск" в нарушение п.3 Порядка до 15.04.2013 документы, подтверждающие вид экономической деятельности в отделение Фонда социального страхования не представило, поэтому 25.04.2013 Фонд самостоятельно определил страхователю 8 класс профессионального риска по виду экономической деятельности - "производство бетонных и железобетонных работ". Исходя из указанных обстоятельств предприятию на 2013 год была установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 2%. Соответствующее уведомление было направлено заявителю 29.04.2013 г.
Впоследствии Фондом социального страхования был издан приказ от 08.11.2013 N 6041 "Об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому предприятию с января 2014 года была установлена скидка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 39%.
При определении основного вида деятельности предприятия и, как следствие, определении класса профессионального риска и соответствующего ему страхового тарифа, Фонд руководствовался сведениями об основных видах деятельности МУП "Горводоканал" МО "Город Железногорск", содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, выбрав из них соответствующий наиболее высокому классу профессионального риска.
Признавая приведенный подход Фонда социального страхования не основанным на приведенных нормативных положениях, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по смыслу п. 5 Порядка, в случае неподтверждения страхователем, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, в установленном порядке основного вида экономической деятельности, Фонд должен исходить из того вида деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Поскольку в пункте 5 Порядка указано на "осуществляемые виды деятельности", вид фактически осуществляемой предприятием деятельности не может быть определен лишь на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц, в которых отражены сведения о разрешенных видах экономической деятельности данного предприятия. Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной постановлении от 05.07.2011 N 14943/10.
При этом Фондом не представлено документальных доказательств как тому, что деятельность по производству бетонных и железобетонных работ являлась основным видом деятельности предприятия в 2013 году, так и тому, что такая деятельность вообще предприятием осуществлялась.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации города Железногорска от 23.01.2013 N 153 МУП "Горводоканал" МО "Город Железногорск" определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования "город Железногорск" Курской области.
Впоследствии постановлением Администрации города Железногорска N 504 от 15.02.2013 был утвержден Устав Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования "Город Железногорск" Курской области в новой редакции.
Согласно п.2.1 Устава, Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.
Пунктом 2.2 Устава определены виды деятельности предприятия, которые осуществляются им для достижения поставленных целей. Первыми в списке видов осуществляемой деятельности указаны: сбор и очистка воды; распределение воды; сбор и очистка сточных вод; удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; удаление и обработка сточных вод; эксплуатация сетей водоснабжения, водоотведения.
Государственная регистрация изменений вносимых в учредительнын документы - Устав МУП "Горводоканал" МО "Город Железногорск" была осуществлена налоговым органом 29.03.2013.
Так, в Едином государственном реестре юридических лиц после государственной регистрации соответствующих изменений, внесенных в Устав Предприятиях, в сведениях о видах деятельности содержалась информация о 23 видах деятельности. При этом в качестве основного вида деятельности указано "сбор, очистка и распределение воды" код ОКВЭД 41.0. Оставшиеся 22 вида деятельности указаны в качестве дополнительных видов деятельности, в том числе, порядковый номер 11 соответствует дополнительному виду деятельности "производство бетонных и железобетонных работ" код ОКВЭД 45.25.3.
Таким образом, с момента государственной регистрации МУП "Горводоканал" МО "Город Железногорск" в качестве юридического лица осуществляло только деятельность по сбору, очистке и распределению воды (код ОКВЭД 41.0), что является единственным основным видом деятельности предприятия, не изменяемым на протяжении все время деятельности предприятия.
Кроме того, ранее Курское отделение Фонда социального страхования РФ определяло предприятию, в соответствии с основным видом деятельности "сбор, очистка и распределение воды", 1 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,20 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору. Исходя из указанных показателей предприятием были исчислены и уплачены страховые взносы за 1 квартал 2013 года, что также подтверждается расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование за 1 квартал 2013 года, в котором также содержатся сведения об основном виде деятельности.
Таким образом, доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что в период с 2009 по 2013 годы основным видом деятельности МУП "Горводоканал" МО "Город Железногорск" являлась деятельность по сбору, очистке и распределению воды (код ОКВЭД 41.0).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Курским отделением Фонда социального страхования РФ при вынесении оспариваемых уведомлений о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний был ошибочно определен основной вид деятельности предприятия как производство бетонных и железобетонных работ, что послужило основанием для неверного определения класса профессионального риска и установления размера страхового тарифа на 2013 и 2014 годы, а также соответствующих им скидок и надбавок.
На основании изложенного, оспариваемые уведомления Фонда правомерно признаны судом первой инстанции недействительными и на Фонд в порядке п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав заявителя путем принятия и направления в адрес Муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" муниципального образования "Город Железногорск" Курской области уведомлений о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 и 2014 годы, рассчитанных исходя из размера страхового тарифа, соответствующего 1 классу профессионального риска, с учетом соответствующих скидок и надбавок.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 10.02.2014 по делу N А35-7132/2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 10.02.2014 по делу N А35-7132/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7132/2013
Истец: МУП "Горводоканал"
Ответчик: ГУ-Курское региональное отделение ФСС РФ