г. Красноярск |
|
21 апреля 2014 г. |
Дело N А33-16814/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.
при участии:
от заявителя (Региональной энергетической комиссии Красноярского края): Сутыриной Л.А., представителя по доверенности от 01.07.2013 N 2-2827/3,
от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Ильяшенко О.Ю., представителя по доверенности от 09.01.2014 N 13,
от третьего лица (открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"): Лапицкой В.М., представителя по доверенности от 26.12.2013, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" января 2014 года по делу N А33-16814/2013, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
Региональная энергетическая комиссия Красноярского края (далее - РЭК, заявитель, ИНН 2466070303, ОГРН 1022402656902) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, Красноярское УФАС, ответчик, ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965) о признании незаконным решения от 25.06.2013 N 37-15-13.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - общество "МРСК Сибири", третье лицо).
Решением суда от 29 января 2014 года РЭК отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Красноярского УФАС от 25.06.2013 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 37-15-13.
РЭК обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласна, считает, что оспариваемое решение антимонопольного органа с формулировкой "может привести к тому обстоятельству, что Сводный баланс на 2013 год будет сформирован и утвержден ФСТ России" не соответствует Закону о защите конкуренции, так как утвержден Сводный баланс на 2013 год, в котором величины заявленной мощности ОАО "МРСК Сибири" определены альтернативно с учетом потребителей "последней мили" и без учета потребителей "последней мили", в связи с чем, антимонопольным органом не доказано вменяемое заявителю нарушение.
РЭК в апелляционной жалобе также ссылается на то, что ОАО "МРСК Сибири" не направляло в адрес РЭК в целях формирования Баланса на 2013 год информацию о судебных разбирательствах, касающихся заключения договоров оказания услуг ОАО "ФСК ЕЭС" с потребителями, по объектам электросетевого хозяйства которых согласована передача сетей в аренду ТСО в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.08.2012 N 403; ОАО "МРСК Сибири" имело реальную возможность самостоятельно обратиться напрямую в ФСТ России за рассмотрением разногласий, препятствия для представления предложений по формированию сводного прогнозного баланса при наличии разногласий отсутствовали; обращение ОАО "МРСК Сибири" в ФСТ России было сделано до получения информации о рассмотрении его обращения с предложением о корректировке Баланса на 2013 год в РЭК.
Антимонопольный орган и третье лицо представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с положениями пункта 10, пункта 3 Графика Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСТ РФ от 10.06.2009 N 125-э/1 (далее - Порядок N 125-э/1) общество "МРСК Сибири" письмом от 30.03.2012 N 1.3/18/3852-исх. направило в РЭК предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях по формам 3.1 и 3.1фск. Форма 3.1, установленная Порядком N 125-э/2, содержит величину заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии обществом "МРСК Сибири" на 2013 год в размере 1 963,182 МВт. Данная величина сформирована обществом "МРСК Сибири" без учета потребителей, имеющих технологическое присоединение к объектам, принадлежащим на праве собственности ОАО "ФСК ЕЭС" (объектам электросетевого хозяйства, входящим в ЕНЭС).
Таким образом, ОАО "МРСК Сибири" письмом от 30.03.2012 N 1.3/18/3852-исх представило в РЭК Красноярского края предложения по формированию Сводного баланса на 2013 год, в которых объем заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии на 2013 год указан в размере 1963,182 МВт.
Приказом ФСТ России от 28.06.2012 N 160-э/1 утвержден сводный прогнозный баланс на 2013 год по данным, предложенным РЭК Красноярского края. Общая величина заявленной мощности, утвержденная приказом ФСТ России от 28.06.2012 N 160-э/1, по Красноярскому краю составила 4114,87 МВт.
ФСТ России письмом от 14.03.2013 N ЕП-2438/13 проинформировала Красноярское УФАС России о том, что показатели Сводного баланса на 2013 год, утвержденного Приказом ФСТ России от 28.06.2012 N 160-э/1, сформированы в соответствии с Порядком N125-э/1.
Красноярским УФАС в ходе рассмотрения дела установлено, что в рамках направления в адрес ФСТ России сводных данных по субъекту Российской Федерации предложений по Сводному балансу РЭК изменила предложения общества "МРСК Сибири", увеличив объем мощности по потребителям, имеющим технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, входящим в ЕНЭС.
РЭК в срок до 25.04.2012 не информировала ОАО "МРСК Сибири" о наличии разногласий по указанным в пункте 12 Порядка N 125-э/1 предложениям названной сетевой организации, в связи с чем антимонопольный орган пришел к выводу, что РЭК лишила ОАО "МРСК Сибири" возможности предоставить свои предложения по разногласиям в рамках пункта 13 Порядка N 125-э/1.
\
Письмом от 14.06.2012 N 1-1950/4 РЭК в адрес ФСТ России направлены предложения по Сводному прогнозному балансу по Красноярскому краю на 2013 год, в которых заявленная мощность общества "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" составляла 3031,15 МВт, в том числе передача сторонним потребителям (субабонентам) - 3031,15 МВт.
Из пояснений ФСТ России от 14.03.2013 N ЕП-2438/13 следует, что указанным письмом РЭК установлена заявленная мощность общества "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" в размере 3031,15 МВт. РЭК не проинформировала ФСТ России о возникших разногласиях с ОАО "МРСК Сибири" по величине заявленной мощности на 2013 год.
Письмом от 31.08.2012 N 2-4159/4 РЭК представлены в адрес ФСТ России предложения по уточнению показателей Сводного баланса на 2013 год, в котором сообщено о разногласиях между органом регулирования и обществом "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" по величине заявленной мощности, с приложением копии письма от 14.08.2012 N 1.3/01/10906-исх общества "МРСК Сибири" с предложениями по показателям Сводного баланса на 2013 год, направленного в адрес органа регулирования. Согласно указанному письму, содержащему уточненные предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности, заявленная мощность потребителей услуг по передаче электрической энергии на 2013 год составила 1832, 65 МВт, т.е. без учета потребителей, имеющих технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, входящим в ЕНЭС.
РЭК не согласовала предложение общества "МРСК Сибири" по величине заявленной мощности в размере 1832,65 МВт, в связи с отсутствием документов, подтверждающих данное предложение, а также исходя из договора аренды объектов электросетевого хозяйства между ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" и ОАО "ФСК ЕЭС" и подтвердила ранее представленное предложение по величине заявленной мощности общества "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" в размере 3031,15 МВт. Предложения также были представлены согласно пункту 22 Порядка N 53-э/1 в формате шаблонов по системе ЕИАС.
Письмом от 27.08.2012 N 1/01/1822-исх общество "МРСК Сибири" проинформировало ФСТ России о проблемах, связанных с уходом объемов "последней мили" по филиалам ОАО "МРСК Сибири" с приложением уточненных предложений показателей сводного прогнозного баланса на 2013 год, в том числе, в части величины заявленной мощности по филиалу "Красноярскэнерго" в размере 1832,65 МВт. Документов, подтверждающих прямые договорные отношения с ОАО "ФСК ЕЭС" потребителей последней мили обществом "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" с данным письмом в адрес ФСТ России не представлялось.
В дополнение к письму от 27.08.2012 N 1/01/1822-исх обществом "МРСК Сибири" письмом от 10.10.2012 N 1/01/2145-исх представлена в адрес ФСТ России информация по филиалу ОАО "МРСК Сибири"- "Красноярскэнерго" с приложением копий Решений Арбитражного суда города Москвы от 16.07.2012 по делу N А40-10634/12-58-99, от 12.07.2012 по делу N А40-27234/12-127-255, а так же копий Постановлений Девятого Арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 по делу А40-10634/12-58-99 и от 24.09.2012 по делу N А40-27234/12-127-255 в обоснование предложений по величине заявленной мощности филиала в размере 1832,65 МВт.
РЭК письмом от 31.08.2012 N 6-4159/4 направила в адрес ФСТ России предложения общества "МРСК Сибири", указав при этом на несогласование данных предложений.
В целях определения в Сводном балансе 2013 года величин заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетям региональных сетевых организаций, ФСТ России проведены рабочие совещания с участием ОАО "ФСК ЕЭС", Минэнерго России, ОАО "Холдинг МРСК", органами регулирования субъектов Российской Федерации и потребителями.
В соответствии с предложениями ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "Холдинг МРСК" величина заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетям региональных сетевых организаций, а так же показатели заявленной мощности потребителей контрагентов ОАО "ФСК ЕЭС", планируемые к утверждению в сводном прогнозном балансе 2013 года, сформированы ФСТ России с учетом указанных обстоятельств, в том числе с учетом имеющейся информации о судебных разбирательствах, касающихся заключения договоров оказания услуг ОАО "ФСК ЕЭС" с потребителями, по объектам электросетевого хозяйства которых согласована передача сетей в аренду ТСО в соответствии с приказом Минэнерго России от 24.08.2012 N 403 "О согласовании (отказе в согласовании) передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям".
Оценив представленные доказательства, антимонопольный орган пришел к следующим выводам:
- РЭК, формируя консолидированные по Красноярскому краю предложения по формированию Сводного баланса, не информировала сетевую организацию - общество "МРСК Сибири" о наличии разногласий по указанным в пункте 12 Порядка N 125-э/1 предложениям названной сетевой организации, и соответственно нарушила данную норму;
- в нарушение пункта 13 Порядка N 125-э/1 РЭК, располагая необходимой информацией (обосновывающими материалами, в том числе судебными актами), не представила предложения общества "МРСК Сибири" по формированию Сводного баланса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований в адрес ФСТ России, а именно о том, что заявленная мощность общества "МРСК Сибири" на 2013 год составляет 1963,182 МВт, в связи с отсутствием у общества "МРСК Сибири" договоров субаренды объектов электросететвого хозяйства, относящихся к сетям ЕНЭС;
- РЭК не довела до сведения ФСТ России согласованные предложения общества "МРСК Сибири" по уточнению (корректировке/внесению изменений) Сводного баланса на 2013 год, чем нарушила пункт 21 Порядка N 53-э/1.
Указанное бездействие РЭК расценено антимонопольным органом как нарушение требований пунктов 12, 13 Порядка N 125-э/1 и пункта 21 Порядка N 53-э/1,действующего с 20.07.2012, которое может привести к уменьшению размера дохода общества "МРСК Сибири" от регулируемого вида деятельности вследствие установления экономически необоснованного (заниженного) тарифа на передачу электрической энергии для указанного хозяйствующего субъекта, определенного на основании сводного прогнозного баланса ФСТ России, и в последующем устранению общества "МРСК Сибири" с рынка услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, что является нарушением нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением от 25.06.2013 по делу N 37-15-13 антимонопольный орган признал РЭК нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в форме бездействия (невыполнения требований пунктов 12, 13 Порядка N 125-э/1 и пункта 21 Порядка N 53-э/1), которое может привести к ограничению конкуренции - сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.
Пунктом 2 решения предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства решено не выдавать в связи с тем, что ФСТ России Приказом от 29.11.2012 N 312-э/1 утвержден Сводный баланс на 2013 год.
Полагая, что данное решение противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый акт антимонопольного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Оспариваемым решением от 25.06.2013 по делу N 37-15-13 антимонопольный орган признал РЭК нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в форме бездействия (невыполнения требований пунктов 12, 13 Порядка N 125-э/1 и пункта 21 Порядка N 53-э/1), которое может привести к ограничению конкуренции - сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Красноярского края.
Вменяемое заявителю нарушение выразилось в том, что РЭК, формируя консолидированные по Красноярскому краю предложения по формированию Сводного баланса, не информировала сетевую организацию - общество "МРСК Сибири" о наличии разногласий по указанным в пункте 12 Порядка N 125-э/1 предложениям названной сетевой организации; в нарушение пункта 13 Порядка N 125-э/1 РЭК, располагая необходимой информацией, не представила предложения общества "МРСК Сибири" по формированию Сводного баланса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований в адрес ФСТ России, а именно о том, что заявленная мощность общества "МРСК Сибири" на 2013 год составляет 1963,182 МВт, в связи с отсутствием у общества "МРСК Сибири" договоров субаренды объектов электросететвого хозяйства, относящихся к сетям ЕНЭС; РЭК не довела до сведения ФСТ России согласованные предложения общества "МРСК Сибири" по уточнению (корректировке/внесению изменений) Сводного баланса на 2013 год, чем нарушила пункт 21 Порядка N53-э/1.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как следует из пункта 7 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 17 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Перечень признаков ограничения конкуренции является открытым.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Следовательно, для признания действий (бездействия) государственных органов нарушающими антимонопольное законодательство (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) необходимо доказать, что данные действия (бездействие) этих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не основаны на конкретной норме федерального закона, разрешившей данному органу осуществить действия (бездействие).
Из текста оспариваемого решения следует, что при его принятии УФАС по Красноярскому краю пришло к выводам о незаконности бездействия заявителя, связанного с невыполнением требований пунктов 12, 13 Порядка N 125-э/1 и 21 Порядка N 53-э/1.
На основании пункта 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСТ РФ от 10.06.2009 N 125-э/1 (далее - Приказ ФСТ России от 10.06.2009 N 125-э/1) Сводный баланс формируется согласно графику прохождения документов (приложение 1 к Приказу N 125-э/1). В данном графике установлено, что сетевые организации, к которым относится ОАО "МРСК Сибири", предоставляют документы в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На территории Красноярского края указанным органом является РЭК Красноярского края.
В соответствии с Приказом ФСТ РФ от 10.06.2009 N 125-э/1 Сводный прогнозный баланс формируется в целях:
а) расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;
б) заключения участниками ОРЭМ договоров купли-продажи электрической энергии и мощности на оптовом рынке в соответствии с Правилами оптового рынка.
Согласно пункту 6 Приказа ФСТ РФ от 10.06.2009 N 125-э/1 основой для формирования Сводного прогнозного баланса по ЕЭС России в целом являются предложения, разрабатываемые:
- организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции, по объемам покупки (продажи) электрической энергии (мощности) с целью последующей поставки на экспорт (импорт),
- покупателями - участниками ОРЭМ (гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, крупными потребителями),
- поставщиками (производителями) электрической энергии и мощности оптового и розничного рынков,
- сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) для компенсации потерь, в том числе от экспортно-импортных операций, и величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций.
Таким образом, предложение ОАО "МРСК Сибири", представленное в адрес РЭК Красноярского края, является основой для формирования Сводного прогнозного баланса.
Пунктом 12 Приказа 125-э/1 предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической энергии и мощности на основе прогноза электропотребления с учетом динамики его изменения за предыдущие 3 года, во взаимодействии с Системным оператором проверяют соответствие прогнозу электропотребления региона указанных в пункте 10 предложений, выполняют оценку возможных социально-экономических последствий для региона при выводе новых организаций на ОРЭМ, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют предложения вышеуказанных организаций в Федеральную службу по тарифам для утверждения сводного прогнозного баланса с приложением обоснования внесенных изменений.
О результатах рассмотрения предложений, в том числе об изменениях, внесенных в предложения вышеназванных организаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информируют Системного оператора (РДУ) и участников формирования баланса с указанием конкретных изменений и их обоснованием в сроки, определенные графиком прохождения документов (приложение 1).
Согласно пункту 13 указанного Приказа N 125-э/1 при наличии разногласий по указанным в пункте 12 настоящего Порядка предложениям вышеуказанные организации, Системный оператор и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют свои предложения по формированию сводного прогнозного баланса в установленные графиком прохождения документов для формирования сводного прогнозного баланса сроки и адреса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований для рассмотрения и принятия решения ФСТ России.
Приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1 утвержден Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и Порядок определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему электрической энергии, соответствующему среднему за год значению прогнозного объема мощности, определенного в отношении указанных категорий потребителей, вступивший в силу с 20.07.2012.
Согласно пункту 21 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности), утвержденного Приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1, не позднее 15 августа года, предшествующего году регулирования, субъекты ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации представляют предложения по уточнению сводного прогнозного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Совет рынка и Системному оператору.
В эти же сроки поставщики электрической энергии и мощности - субъекты оптового рынка, осуществляющие производство электрической энергии на тепловых электрических станциях в неценовых зонах оптового рынка, представляют в ФСТ России согласованные с Системным оператором предложения о дополнительной загрузке генерирующего оборудования для обеспечения потребности организации, осуществляющей экспортно-импортные операции, для поставки электрической энергии из неценовой зоны оптового рынка в энергосистемы иностранных государств.
Сводные по субъекту Российской Федерации предложения по уточнению сводного прогнозного баланса до начала периода регулирования представляются в ФСТ России не позднее 1 сентября года, предшествующего году регулирования, по таблицам согласно приложению N 2 к Порядку, с документальным обоснованием необходимости уточнения.
Из представленных в материалы дела доказательств следует:
30.03.2012 письмом N 1.3/18/3852-исх. общество "МРСМК Сибири" - Красноярскэнерго направило в адрес РЭК предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях филиала на 2013 год в соответствии с формой 3.1, согласно которым заявленная мощность потребителей услуг по передаче электроэнергии составила 1 993, 182 МВт;
14.06.2012 письмом N 1-1950/4 РЭК в соответствии с Графиком прохождения документов для утверждения сводного прогнозного баланса направила в Федеральную службу по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ), в том числе, предложения региональной энергетической комиссии по сетевым компаниям по технологическому расходу электроэнергии (мощности), согласно которым заявленная мощность по обществу "МРСМК Сибири" - Красноярскэнерго составила 3031, 15 МВт, и предложения сетевых организаций по технологическому расходу электроэнергии (мощности);
18.06.2012 письмом N 1-1964/9 РЭК направила обществу "МРСМК Сибири" - Красноярскэнерго копию предложений по технологическому расходу электроэнергии (мощности) филиала "МРСМК Сибири" - Красноярскэнерго на 2013 год по форме 3.1 приложения N 2 порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, без согласования, а также предложения РЭК для филиала "МРСМК Сибири" - Красноярскэнерго на 2013 год, направленные в ФСТ России в соответствии с указанной формой;
14.08.2012 письмом N 1.3/01/10906-исх общество "МРСК" направило в РЭК в соответствии с приказом ФСТ от 12.04.2012 N 53-э/1 предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях филиала "МРСМК Сибири" - Красноярскэнерго на 2013 год в соответствии с формой 3.1 и информацию по нормативам потерь электрической энергии при передаче по электрическим сетям. При этом общество "МРСК" уточнило величину заявленной мощности потребителей услуг, которая составила 1832, 65 МВт;
31.08.2012 письмом N 2-4159/4 РЭК представило в адрес ФСТ предложения по уточнению показателей сводного прогнозного баланса на 2013 год, а также сообщило о разногласиях между органом регулирования и обществом "МРСК Сибири" по величине заявленной мощности, с приложением копии письма общества "МРСК Сибири" от 14.08.2012 с предложениями по показателям сводного прогнозного баланса на 2013 год, направленного в адрес органа регулирования.
Указанные предложения общества "МРСК Сибири" не были согласованы РЭК по причине необоснованности в связи с отсутствием пояснений и иных документов, подтверждающих предложения общества "МРСК Сибири" в части изменения величин, утвержденных Приказом ФСТ от 28.06.2012 N 160-э/1, а также несоответствием предложениям по технологическому расходу электроэнергии (мощности), представленному обществом письмом от 30.03.2012. При этом предложение РЭК по технологическому расходу электроэнергии (мощности) на 2013 год в отношении общества "МРСК Сибири" - Красноярскэнерго в размере 3031,15 МВт сделаны с учетом заключения договоров аренды объектов электросетевого хозяйства между обществом "МРСК Сибири" и ОАО "ФСК ЕЭС" на 2012 год, направленные в ФСТ письмом от 14.06.2012 N 1-1950/4.
Вместе с тем, РЭК в установленные пунктом 12 Приказа ФСТ РФ от 10.06.2009 N 125-э/1 сроки не сообщило обществу "МРСК Сибири" о результатах рассмотрения его предложений, направленных письмом от 30.03.2012, тем самым лишив общество возможности представить свои предложения по разногласиям в соответствии с положениями пункта 13 Приказа ФСТ РФ от 10.06.2009 N 125-э/1. О направлении в ФСТ предложений по технологическому расходу электроэнергии (мощности), отличающихся от предложений общества "МРСК Сибири", РЭК уведомило заявителя письмом от 18.06.2012, т.е. за пределами сроков, установленных пунктом 12 Приказа ФСТ РФ от 10.06.2009 N 125-э/1.
Исходя из положений Приказа ФСТ РФ от 10.06.2009 N 125-э/1, о внесении изменений в предложения сетевой организации РЭК должна была уведомить сетевую организацию до даты направления документов в ФСТ.
Указанное бездействие по несообщению обществу "МРСК Сибири" до 14.06.2012 (до направления предложений в ФСТ) о результатах рассмотрения предложений общества, обоснованно расценено антимонопольным органом как нарушение пункта 12 Приказа ФСТ РФ от 10.06.2009 N 125-э/1, в результате чего заявитель был лишен возможности представить предложения по разногласиям в порядке пункта 13 указанного Приказа.
Письмом от 31.08.2012 N 2-4161/4 РЭК возвратила обществу "МРСК Сибири" предложения по технологическому расходу электроэнергии (мощности) на 2013 год без согласования, так как, по мнению РЭК, указанные предложения не обоснованы в связи с отсутствием пояснений и иных документов, а также сообщила о направлении предложения общества в адрес ФСТ.
Вместе с тем, Порядок формирования сводного прогнозного баланса не предусматривает необходимость сетевой организации направлять пояснения и обосновывающие документы с представленными предложениями по технологическому расходу электроэнергии (мощности).
Пункт 21 Порядка N 53-э/1 предусматривает, что Сводные по субъекту Российской Федерации предложения по уточнению сводного прогнозного баланса до начала периода регулирования представляются в ФСТ России не позднее 1 сентября года, предшествующего году регулирования, по таблицам согласно приложению N 2 к Порядку, с документальным обоснованием необходимости уточнения.
Из письма РЭК от 31.08.2013 N 2-4159/4 следует, что заявителю были известны и понятны причины формирования обществом "МРСК Сибири" предложений по технологическому расходу электроэнергии (мощности) на 2013 год в размере 1993,182 МВт с последующей корректировкой в связи с исключением обществом договоров аренды объектов электросетевого хозяйства между обществом "МРСК Сибири" и ОАО "ФСК ЕЭС" на 2012 год. Однако обращение РЭК по вопросу внесения изменений, уточнений в Сводный баланс на 2013 год в отношении величины заявленной мощности потребителей общества "МРСК Сибири" с документальным обоснованием в ФСТ направлено не было.
Письмами от 27.08.2012 N 1/01/1822-исх и от 10.10.2012 N 1/01/2145-исх общество "МРСК Сибири" самостоятельно обратилось в ФСТ с обоснованием заявленных предложений по технологическому расходу электроэнергии (мощности) на 2013 год, что не предусмотрено Порядком формирования сводного прогнозного баланса.
В результате указанных действий общества приказом ФСТ от 29.11.2012 N 312-э/1 утвержден сводный прогнозный баланс, учитывающий как предложения РЭК, так и предложения общества "МРСК Сибири" (в части объема мощности по объектам "последней мили").
На основании изложенного, суд первой инстанции и антимонопольный орган пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в невыполнении РЭК требований пунктов 12, 13 Приказа N 125-э/1 и пункта 21 Приказа N 53-э/1, которое могло привести к формированию и утверждению ФСТ России Сводного баланса на 2013 год на основании завышенных данных объема заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций Красноярского края (общества "МРСК Сибири"), что в последующем могло привести к установлению экономически необоснованного тарифа на электрическую энергию, и, соответственно к нарушению прав указанного хозяйствующего субъекта на получение необходимого дохода от регулируемого вида деятельности и возникновению убытков.
Доводы РЭК о том, что фактически величины заявленной мощности обществом "МРСК Сибири" определены в Сводном балансе альтернативно с учетом потребителей "последней мили" и без учета потребителей "последней мили", не свидетельствует о незаконности решения антимонопольного органа, так как предметом рассмотрения Красноярским УФАС по делу N 37-15-13 явилось бездействие РЭК по несообщению обществу "МРСК Сибири" до направления предложений в ФСТ о результатах рассмотрения предложений общества, по ненаправлению в ФСТ предложений по уточнению сводного прогнозного баланса с документальным обоснованием необходимости уточнения. Утверждение ФСТ сводного прогнозного баланса, учитывающего как предложения РЭК, так и предложения общества "МРСК Сибири", произошло в результате непосредственного обращения общества в ФСТ.
Довод заявителя о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа с формулировкой "может привести к тому обстоятельству, что Сводный баланс на 2013 год будет сформирован и утвержден ФСТ России" не соответствует Закону о защите конкуренции, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы РЭК о том, что ОАО "МРСК Сибири" не направляло в адрес РЭК в целях формирования Баланса на 2013 год информацию о судебных разбирательствах, касающихся заключения договоров оказания услуг ОАО "ФСК ЕЭС" с потребителями, по объектам электросетевого хозяйства которых согласована передача сетей в аренду ТСО в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.08.2012 N 403; ОАО "МРСК Сибири" имело реальную возможность самостоятельно обратиться напрямую в ФСТ России за рассмотрением разногласий, препятствия для представления предложений по формированию сводного прогнозного баланса при наличии разногласий отсутствовали; обращение ОАО "МРСК Сибири" в ФСТ России было сделано до получения информации о рассмотрении его обращения с предложением о корректировке Баланса на 2013 год в РЭК, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства не изменяют вывода о суда о нарушении заявителем пунктов 12, 13 Приказа N 125-э/1 и пункта 21 Приказа N 53-э/1, выразившемся в том, что заявитель в установленные сроки (до 25.04.2012, и до 15.08.2012 в отношении предложений по уточнению сводного прогнозного баланса) не проинформировал общество "МРСК Сибири" о наличии разногласий по указанным в пункте 12 Порядка N 125-э/1 предложениям названной сетевой организации; не представила предложения общества "МРСК Сибири" по формированию Сводного баланса с приложением конкретных пунктов разногласий и их обоснований в адрес ФСТ России; не довел до сведения ФСТ России согласованные предложения общества "МРСК Сибири" по уточнению (корректировке/внесению изменений) Сводного баланса на 2013 год.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" января 2014 года по делу N А33-16814/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16814/2013
Истец: Региональная энергетическая комиссия Красноярского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
Третье лицо: ОАО "МРСК Сибири"