г. Владивосток |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А51-33652/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае,
апелляционное производство N 05АП-3451/2014
на решение от 21.01.2014
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-33652/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лазурный" (ИНН 2539062716, ОГРН 1042504057276, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 06.07.2004)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 10.07.2008), Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517 ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 03.08.2009)
о признании незаконным отказа,
при участии:
от ООО "Лазурный": представитель Лагутина Н.Г. по доверенности от 15.10.2013, сроком на три года, паспорт;
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: представитель Акуленко Н.В. по доверенности от 18.02.2014 N 03-1487, сроком на один год, удостоверение N 0199;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лазурный" (далее - заявитель, Общество, ООО "Лазурный") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ответчик, Росимущество, ФАУГИ), оформленного письмом от 29 августа 2013 года N РЮ- 10/40066, в предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью "Лазурный" земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243 984 кв. м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, город Партизанск, улица Тепличная, дом 1А и признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее -ответчик, Управление, ТУ ФАУГИ) по возврату представленного комплекта документов по обращению ООО "Лазурный" о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243 984 кв. м., имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м. от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, город Партизанск, улица Тепличная, дом 1А, изложенных в письме Территориального Управления Росимущества в Приморском крае от 11.09.2013 года N 08-10894, об обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Лазурный" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243 984 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения блока теплиц со встроенными сооружениями и зданиями, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м. от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: край Приморский, город Партизанск, улица Тепличная, дом 1А; в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Лазурный" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243 984 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения блока теплиц со встроенными сооружениями и зданиями, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка.
Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, город Партизанск, улица Тепличная, дом 1А осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить проект договора купли - продажи земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Лазурный" с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2014 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме: признан незаконным отказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленный письмом от 29 августа 2013 года N РЮ-10/40066, в предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью "Лазурный" земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243984 кв.м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Партизанск, ул. Тепличная, д. 1А, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации; признаны незаконными действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае по возврату представленного комплекта документов по обращению ООО "Лазурный" о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243984 кв.м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Партизанск, ул. Тепличная, 27 д. 1А, изложенные в письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае от 11.09.2013 N 08-10894, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации. В качестве способа восстановления нарушенных прав Общества суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Лазурный" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243984 кв.м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка.
Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Партизанск, ул. Тепличная, д. 1А; обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Лазурный" на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 площадью 243984 кв.м, имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Партизанск, ул. Тепличная, д. 1А, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и направить проект договора земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Лазурный" с предложением об
его заключении.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТУ ФАУГИ обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 21.01.2014. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, заявитель апелляционной жалобы считает, что Общество не представило допустимых и относительных доказательств, подтверждающих, что все расположенные на спорном земельном участке объекты в совокупности представляют собой единый имущественный комплекс и приобретены Обществом в установленном законом порядке в собственность как имущественный комплекс. Кроме того, Управление считает незаконными выводы суда о наличии полномочий у Территориального управления на отчуждение спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель ТУ ФАУГИ доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Общества в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Федеральное агентство по управлению государственным имуществом явку своих представителей в суд не обеспечило. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
Общество с ограниченной ответственностью "Лазурный" является собственником объектов недвижимого и движимого имущества:
- объекты недвижимого имущества:
1) здание - АБК общей площадью 790,30 кв. м. (лит. 1) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473166, запись в ЕГРП N 25-1/14-16/2004-55 от 01.11.2004);
2) здание - теплопункт общей площадью 474,60 кв. м. (лит. 2) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473167, запись в ЕГРП N 25-1/14-16/2004-56 от 01.11.2004);
3) здание - пневмонасосная станция N 2 общей площадью 26,10 кв.м. (лит. 3) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473168, запись в ЕГРП N 25-1/14-16/2004-57 от 01.11.2004);
4) здание - пневмонасосная станция N 1 общей площадью 33,8 кв. м. (лит. 4) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473169, запись в ЕГРП N 25-1/14-16/2004-58 от 01.11.2004);
5) здание - свинарник, зимовник для пчел общей площадью 265,30 кв. м. (лит. 5,6) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473170, запись в ЕГРП N 25-1/14-16/2004-59 от 01.11.2004);
6) здание - склад РБУ общей площадью 307,6 кв. м. (лит. 7) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473171, запись в ЕГРП N 25-1/14-16/2004-60 от 01.11.2004);
7) здание - лаборатория общей площадью 256,4 кв. м. (лит. 8) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473172, запись в ЕГРП N 25-1/14-16/2004-61 от 01.11.2004);
8) здание - магазин, столовая, агохимлаборатория общей площадью 442,9 кв.м. (лит. 9,10) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473165, запись в ЕГРП N 25-1/14-14/2004-96 от 01.11.2004);
9) здание - автовесовая общей площадью 16,80 кв. м. (лит. 12,17) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473174, запись в ЕГРПN 25-1/14-16/2004-63 от 01.11.2004);
10) здание - склад тары общей площадью 88,90 кв. м. (лит. 13) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473175, запись в ЕГРП N 25-1/14-16/2004-64 от 01.11.2004);
11) здание - склад общей площадью 355,80 кв. м. (лит. 14) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473176, запись в ЕГРП N 25-1/14-16/2004-65 от 01.11.2004);
12) здание - гараж общей площадью 902,90 кв. м. (лит. 15) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473164, запись в ЕГРП N 25-1/14-14/2004-95 от 01.11.2004);
13) здание - зарядная станция общей площадью 129,30 кв. м. (лит. 16) (право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права с датой выдачи 01.11.2004 серии 25-АА N 473163, запись в ЕГРП N 25-1/14-14/2004-94 от 01.11.2004);
- объекты движимого имущества:
14) теплица зимняя (отапливаемая) общей площадью 10575,0 кв. м.;
15) теплица зимняя (отапливаемая) общей площадью 10575,0 кв. м.;
16) теплица зимняя (отапливаемая) общей площадью 10575,0 кв. м.;
17) теплица зимняя (отапливаемая) общей площадью 10575,0 кв. м.;
18) теплица зимняя (отапливаемая) общей площадью 10575,0 кв. м.;
19) теплица зимняя (отапливаемая) общей площадью 10575,0 кв. м.;
20) теплица зимняя (отапливаемая) (теплица N 8) общей площадью 1 162,0 кв. м.;9 А51-33652/2013;
21) теплица зимняя (отапливаемая) (биотеплица) общей площадью 330,30 кв. м.;
22) бетонированная площадка для подготовки органических удобрений общей площадью 1 942,20 кв. м.
Вышеуказанные объекты расположены по адресу: Приморский край, город Партизанск, улица Тепличная, 1А на земельном участке с кадастровым номером 25:33:180123:8, относящемся к землям населенных пунктов, имеющим разрешенное использование: для размещения блока теплиц со встроенными сооружениями и зданиями, общей площадью 243 984 кв. м., имеющим местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м. от ориентира по направлению на юго-запад.
Почтовый адрес ориентира: край Приморский, город Партизанск, улица Тепличная, дом 1А.
Названные объекты ранее находились в государственной собственности и были закреплены на праве хозяйственного ведения за государственным сельскохозяйственным предприятием "Лазурное". Реализация вышеуказанных объектов была осуществлена в 2002 году, в связи с банкротством указанного предприятия.
08.01.2002 ГСХП "Лазурное" осуществило реализацию объектов движимого имущества в составе восьми зимних теплиц и бетонированной площадки для подготовки органических удобрений ООО "ДЭМ - Лазурное Коллективное сельскохозяйственное предприятие", в связи с чем был заключен договор купли - продажи имущества от 08.01.2002.
26.03.2002 также была осуществлена реализация принадлежащих ГСХП "Лазурное" объектов недвижимости, в соответствии с заключенным между сторонами договором купли - продажи объектов недвижимого имущества.
16.08.2004 между ООО "ДЭМ - Лазурное Коллективное сельскохозяйственное предприятие" и ООО "Лазурное" заключены договоры
купли - продажи объектов недвижимого имущества N 1 и движимого имущества N 2, состоящий из вышеуказанных объектов недвижимого и движимого имущества.
Земельный участок, на котором находятся принадлежащие Обществу объекты, является федеральной собственностью, право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано 20.01.2006 (запись регистрации N 25-25-14/008/2005-288).
24.08.2012 ООО "Лазурное" обратилось в ТУ ФАУГИ с заявлением (исх. N 025) о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 243 984 кв. м., имеющего местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание (лит. 11). Участок находится примерно в 340 м. от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: край Приморский, город Партизанск, улица Тепличная, дом 1А, с кадастровым номером 25:33:180123:8.
К заявлению были приложены, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка и справка об объектах основных средств, находящихся на балансе ООО "Лазурный", по состоянию на 24.08.2012. Заявление было получено ответчиком 24.08.2012 (вх. N 01-14272).
Письмом N 08-13884 от 24.10.2012 указанный пакет документов был направлен Управлением в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Письмом от 21.01.2013 N 01-1456 Росимущество поручило Управлению провести обследование испрашиваемого земельного участка с целью выявления его фактического использования с учетом занимаемой площади и вида разрешенного использования, а также в отношении фактов самовольного строительства и нахождения на таком земельном участке гидротехнических объектов и объектов гражданской обороны. Указанная проверка была проведена в период с 04 по 14 февраля 2013 года, о чем был составлен Акт проверки использования находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 25:33:180123:8 и 22.02.2013 был направлен в адрес Росимущества.
В связи с неполучением решения о предоставлении земельного участка заявитель неоднократно обращался с письменными запросами о предоставлении информации о ходе рассмотрения обращения и в адрес Управления (исх. N 109 от 01.08.2013), и в адрес Росимущества (исх. N 05 от 17.01.2013, исх. N 35 от 28.03.2013, исх. N 91 от 06.06.2013).
Письмом от 01.07.2013 ООО "Лазурный" обратилось в Росимущество с просьбой о назначении встречи с профильным заместителем руководителя Росимущества, по вопросу о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмом от 11.09.2013 N 08-10894 в адрес заявителя были направлены разъяснения Росимущества от 20.08.2013 N ПП-10/36150 и от 29.08.2013 N РЮ-10/40066 с приложением пакета документов о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
В соответствии с указанными разъяснениями, в целях предоставления земельного участка, обществу было предложено осуществить формирование земельного участка, непосредственно под теплицами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что подготовка проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка, а также направление его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора осуществляется в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Отклоняя доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии полномочий у Территориального управления на отчуждение спорного земельного участка, коллегия апелляционного суда поддерживает следующие выводы суда первой инстанции:
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской законодательством Российской Федерации; - заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Пунктом 1 статьи 1 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 26.12.2013) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с подпунктом 5.3 указанного постановления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 постановления N 432 установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 347 (ред. от 25.12.2012) утверждено типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Положение N 374). Положение о Территориальном управлении Росимущества в Приморском крае соответствует указанному Типовому положению.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 374 территориальный орган, в том числе, осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: - принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в Агентство предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса; - определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка; - определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона; - выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; - заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 347 территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 указанного Положения предусмотрено, что Территориальный орган, в том числе, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности и расположенными на территории Приморского края, является Управление, в связи с чем оно правомочно принять решение о продаже спорного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению спорным имуществом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Коллегия апелляционного суда также находит правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований уполномоченного органа для отказа в предоставлении земельного участка в собственность ООО "Лазурный" по тому основанию, что часть испрашиваемого земельного участка находится под движимыми объектами - теплицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Исключительный характер права на приватизацию, в соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", заключается в том, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением. Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 N1489/11, N377/11 и N4275/11.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в границах испрашиваемого Обществом земельного участка находятся 13 объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Таким образом, заявитель имеет исключительное право на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, в силу прямого указания статьи 36 ЗК РФ.
При этом судом установлено и уполномоченным органом по существу не оспаривается то, что в здании - АБК (лит.1) размещены ремонтные мастерские, бытовые помещения, помещения склада готовой продукции. В зданиях склада тары (лит. 13) и склада (лит. 14) хранятся расходные материалы, минеральные удобрения, производственные химикаты. Для хранения инертных строительных материалов (щебень, песок, цемент), приготовление строительных смесей (бетон, раствор) для целей выполнения регламентных ремонтных работ используется склад РБУ (лит. 7). При оптовой реализации готовой продукции используется здание автовесовой (лит. 12,17) для взвешивания автотранспорта. Для розничной продажи овощной продукции существует магазин. Стоянка и хранение сельхозтехники и инвентаря осуществляется на открытых бетонированных площадках перед гаражом (лит. 15), а, непосредственно в гараже производят ремонт и техническое обслуживание сельхозтехники и инвентаря. Здание зарядной станции используется для ремонта и технического обслуживания электрокаров и ежедневной зарядки их аккумуляторов. Здание свинарника, зимовника для пчел в зимний период используется по прямому назначению в качестве зимника для содержания пчел, необходимых для опыления растений в теплицах; в летний период используется в качестве свинарника (сезонное подсобное производство для нужд столовой для питания персонала). Для размещения оборудования по забору воды из пруда (1-й подъем) и ее перекачки на принадлежащие ООО "Лазурный" теплицы для целей полива и подкормки растений, а также размещения регулирующе-смесительного узла, позволяющего использовать для технических целей (для полива) воду из сетей водопровода, используются здания пневмонасосных станций N 1 и N 2 (лит. 3,4).
Действительно, как указывает ТУ ФАУГИ и следует из материалов дела, помимо вышеуказанных зданий, ООО "Лазурный" на праве собственности принадлежат зимние теплицы (отапливаемые) в количестве семи блоков и биотеплица общей площадью 64 942,3 кв. м., которые также расположены на территории земельного участка, испрашиваемого Обществом.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что указанные выше теплицы также используются ООО "Лазурный" в производственном процессе по выращиванию овощных культур. При этом шесть блок-теплиц объединены в единый комплекс с объектами недвижимого имущества (здания АБК, теплопункта) и соединены теплым технологическим коридором.
Теплоснабжение принадлежащих ООО "Лазурный" теплиц, а так же прочих зданий и сооружений, осуществляется от наружных тепловых сетей через тепловой пункт (лит.2), который служит для размещения регулирующе-распределительного оборудования от магистральных теплосетей к теплопотребляющим устройствам теплиц и зданий, примыкающий к блоку теплиц со стороны соединительного коридора.
На части земельного участка находится искусственный пруд, необходимый для полива выращиваемых культур, который подземными сетями водоснабжения соединен с подземным накопительным резервуаром и теплицами. Все объекты соединены подземной канализационной сетью.
Таким образом, принадлежащие обществу на праве собственности объекты представляют собой единый тепличный комплекс, приобретенный Обществом и необходимый для осуществления предпринимательской деятельности. Доказательств обратного Управлением в нарушение требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было.
Пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Поддерживая вывод суда первой инстанции о том, что использование принадлежащих обществу на праве собственности, зданий - объектов недвижимости без теплиц - движимого имущества, а также без вспомогательных объектов: сетей тепло - водоснабжения, канализации, накопительного резервуара, невозможно, коллегия апелляционного суда полагает, что у Общества в соответствии с пунктом 7 статьи 36, пункта 2 статьи 35, а также пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации имеется право на приватизацию всего земельного участка, занятого имущественным комплексом.
При этом наличие на спорном земельном участке как движимого, так и недвижимого имущества не может служить основанием для утраты Обществом права на выкуп этого участка в границах его фактического использования.
Коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, полагает, что принадлежащие Обществу объекты недвижимого и движимого имущества представляют собой единый имущественный комплекс, состоящий из разнородных объектов, предполагающих их использование по общему назначению, что согласно пункту 1 статьи 133 и статьи 134 ГК РФ делает такой объект неделимым. Данные выводы суда подтверждаются, в частности, Актом экспертизы N 222/10 от 31.07.2013, выполненным ООО "Приморский экспертно - правовой центр".
Указанный вывод суда подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.04.2011 N ВАС-4719/11.
Проверяя правомерность исчисления Обществом площади земельного участка на соответствие требованиям статьи 33 Земельного кодекса РФ, суд правомерно исходил из того, что Общество обосновало размер испрашиваемого земельного участка.
Так в соответствии с Актом экспертизы N 222/10 от 31.07.2013, изготовленным ООО "Приморский экспертно - правовой центр", площадь земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации принадлежащего обществу имущественного комплекса, исходя из норм отвода земель для осуществляемого им вида деятельности -сельскохозяйственное производство, составляет 244 130,09 кв. м., вместе с тем, заявителем испрашивается земельный участок площадью 243984 кв. м., что не превышает нормативную площадь земельного участка.
Доказательств обратного ответчиками, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с положениями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.01.2014 по делу N А51-33652/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Гуцалюк |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-33652/2013
Истец: ООО "Лазурный"
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом