г. Пермь |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А60-49019/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Варакса Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
от заявителя закрытого акционерного общества "СТРОЙТЕРРА" (ОГРН 1036603993953, ИНН 6661102299): представители не явились;
от заинтересованного лица Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ОГРН 1026605237944, ИНН 6671113500): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
закрытого акционерного общества "СТРОЙТЕРРА"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 февраля 2014 года по делу N А60-49019/2013,
принятое судьей Ворониным С.П.
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
по заявлению закрытого акционерного общества "СТРОЙТЕРРА"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Закрытое акционерное общество "СТРОЙТЕРРА" (далее - заявитель, ЗАО "СТРОЙТЕРРА", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, РЭК Свердловской области, административный орган) от 02.12.2013 N 446 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "СТРОЙТЕРРА" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Кроме того, заявитель полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
РЭК Свердловской области отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.10.2013 N 167 РЭК Свердловской области (л.д. 28-29) в период с 06.11.2013 по 03.12.2013 в отношении ЗАО "СТРОЙТЕРРА" проведена документарная проверка соблюдения установленного порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов). Результаты проверки зафиксированы в акте от 21.11.2013 N 167 (л.д. 32-37).
В акте проверки указано, что в период с марта по октябрь 2013 года ЗАО "СТРОЙТЕРРА" производило начисления гражданам за горячую воду по неутвержденным тарифам в размере 74,08 руб./куб.м. и 87,61 руб./куб.м. вместо применения двухкомпонентного тарифа на горячую воду, утвержденного постановлением РЭК Свердловской области от 29.11.2012 N 198-ПК (с изменениями). При этом в акте проверки также отражено, что применяемый в марте 2013 года расчетный тариф 74,08 руб./куб.м. рассчитан исходя из двухкомпонентного тарифа на горячую воду, утвержденного на период с 01.01.2013 по 30.06.2013 постановлением РЭК Свердловской области от 29.11.2012 N 198-ПК (с изменениями) - компонент на теплоноситель 17,15 руб./куб.м. и компонент на тепловую энергию - 1191,0 руб./Гкал, расход тепловой энергии, используемой на нагрев воды - 0,0478 Гкал/куб.м., то есть рассчитан из утвержденных тарифов (1191,0 руб./Гкал х 0,0478 Гкал/куб.м. + 17,15 руб./куб.м.); применяемый в октябре 2013 года расчетный тариф 87,61 руб./куб. м. рассчитан исходя из двухкомпонентного тарифа на горячую воду, утвержденного на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 постановлением РЭК Свердловской области от 29.11.2012 N 198-ПК (с изменениями) - компонент на теплоноситель 20,27 руб./куб.м. и компонент на тепловую энергию - 1408,87 руб./Гкал, расход тепловой энергии, используемой на нагрев воды - 0,0478 Гкал/куб.м., то есть рассчитан из утвержденных тарифов (1408,87 руб./Гкал х 0,0478 Гкал/куб.м. + 20,27 руб./куб.м.).
По данному факту должностным лицом административного органа в отношении ЗАО "СТРОЙТЕРРА" составлен протокол об административном правонарушении от 21.11.2013 (л.д. 42-44), и вынесено постановление от 02.12.2013 N 446 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб. (л.д. 10-14).
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, в виде административного штрафа для юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Государственное регулирование тарифов на горячую воду осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2008 N 520 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1149) (далее - Основы ценообразования), тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В соответствии с п. 48 Основ ценообразования тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Согласно п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Из материалов дела следует, что поставщиком коммунальных услуг для домов, обслуживающих ЗАО "СТРОЙТЕРРА", является ООО "Свердловская теплоснабжающая компания" (далее - ООО "СТК").
Постановлением РЭК Свердловской области от 29.11.2012 N 198-ПК утверждены тариф на горячую воду для ООО "СТК" на 2013 год в следующих размерах:
- на период с 01.01.2013 по 30.06.2013: компонент на теплоноситель - 17.15 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию - 1191,0 руб./Гкал;
- на период с 01.07.2013 по 31.12.2013: компонент на теплоноситель - 20,27 руб./куб.м; компонент на тепловую энергию - 1408,87 руб./Гкал.
Из содержания оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности следует, что основанием для привлечения ЗАО "СТРОЙТЕРРА" к административной ответственности послужили выводы административного органа о нарушении требований Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основ ценообразования, при предъявлении в период с марта по октябрь 2013 года начисления гражданам за горячую воду по неутвержденным тарифам в размере 74,08 руб./куб.м. и 87,61 руб./куб.м, вместо применения двухкомпонентного тарифа на горячую воду, утвержденного постановлением РЭК Свердловской области от 29.11.2012 N 198-ПК:
- гр. Башмаковой В.П. (ул. Белинского, д.119, кв.2) за март 2013 года начислено за воду в количестве 1,8 куб.м. по тарифу 74,08 руб./куб.м. на сумму 133,34 руб. вместо применения двухкомпонентного тарифа на горячую воду. Сумма нарушения по данному потребителю за март 2013 года - 133,34 руб.
- гр. Васильевой Г.К. (ул. Техническая, д.22/2, кв.1) за август 2013 года начислено за горячую воду в количестве 0,52872 куб.м. по тарифу 87,61 руб./куб.м. на сумму 46,32 руб. вместо применения двухкомпонентного тарифа на горячую воду. Сумма нарушения по данному потребителю за август 2013 года - 46,32 руб.
Суд первой инстанции согласился с позицией административного орган, указав, что в рассматриваемом случае ЗАО "СТРОЙТЕРРА" нарушило порядок ценообразования, выразившееся в расчете платы за услуги горячего водоснабжения на основании тарифов на горячую воду, не утвержденных в установленном порядке, при этом вместо установленных раздельных тарифов на компонент на теплоноситель и компонент на тепловую энергию, Общество применяло не установленный тариф на горячую воду, то есть лишь один из компонентов, совокупность которых образует размер платы за услугу для потребителя, что является иным нарушением установленного порядка ценообразования, и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Между тем суда апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела (акт проверки от 21.11.2013 N 167, л.д. 32-37) следует и административным органом не опровергнуто, что применяемый ЗАО "СТРОЙТЕРРА" в марте 2013 года расчетный тариф 74,08 руб./куб.м. рассчитан исходя из двухкомпонентного тарифа на горячую воду, утвержденного на период с 01.01.2013 по 30.06.2013 постановлением РЭК Свердловской области от 29.11.2012 N 198-ПК (с изменениями) - компонент на теплоноситель 17,15 руб./куб.м. и компонент на тепловую энергию - 1191,0 руб./Гкал, расход тепловой энергии, используемой на нагрев воды - 0,0478 Гкал/куб.м., то есть рассчитан из утвержденных тарифов (1191,0 руб./Гкал х 0,0478 Гкал/куб.м. + 17,15 руб./куб.м.); применяемый в октябре 2013 года расчетный тариф 87,61 руб./куб. м. рассчитан исходя из двухкомпонентного тарифа на горячую воду, утвержденного на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 постановлением РЭК Свердловской области от 29.11.2012 N 198-ПК (с изменениями) - компонент на теплоноситель 20,27 руб./куб.м. и компонент на тепловую энергию - 1408,87 руб./Гкал, расход тепловой энергии, используемой на нагрев воды - 0,0478 Гкал/куб.м., то есть рассчитан из утвержденных тарифов (1408,87 руб./Гкал х 0,0478 Гкал/куб.м. + 20,27 руб./куб.м.).
Таким образом, суммарная цена за горячую воду, указанная в квитанциях на оплату, выставленных потребителям за данный период (л.д.54-56), рассчитана ЗАО "СТРОЙТЕРРА" верно исходя из утвержденных тарифов, что не отрицается административным органом. Следовательно, предъявление платы за горячую воду без разбивки тарифа на отдельные компоненты (компонент на теплоноситель и компонент на тепловую энергию) не является нарушением в области порядка ценообразования, поскольку нарушений установленного порядка формирования цены в действиях заявителя не выявлено.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации от 29.01.2013 N 11037/12. Вывод суда первой инстанции о том, что в данном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации оценивались иные фактические отношения судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в данном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации прямо указано, что верный расчет (с учетом действующих тарифов) суммарной цены, указанной в счетах, не является нарушением установленного порядка формирования цены и нарушением порядка ценообразования, и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Отсутствие события, состава административного правонарушения в силу п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные ЗАО "СТРОЙТЕРРА" требования о признании незаконным и отмене постановления РЭК Свердловской области от 02.12.2013 N 446 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей, подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч. 1, ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 февраля 2014 года по делу N А60-49019/2013 отменить.
Заявленные закрытым акционерным обществом "СТРОЙТЕРРА" требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 02.12.2013 N 446 о привлечении закрытого акционерного общества "СТРОЙТЕРРА" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49019/2013
Истец: ЗАО "Стройтерра"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9528/14
15.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9528/14
23.04.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2954/14
10.02.2014 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-49019/13