г. Москва |
|
22 апреля 2014 г. |
Дело N А41-61180/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Администрации города Протвино: Горбунова Н.А., по доверенности от 24.05.2013 N 927/10-11, Великанова О.Б., по доверенности от 17.01.2014 N 42/10-11, Морозова И.Б., по доверенности от 17.01.2014 N44/10-11;
от Министерства финансов Московской области: Кадикина И.К., по доверенности от 27.12.2013 N 06-00-05/237;
от Министерства образования Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Протвино на решение Арбитражного суда Московской области от 30 января 2014 года по делу N А41-61180/13, принятое судьей Локшиной И.М. по иску Администрации города Протвино к Министерству финансов Московской области, третье лицо: Министерство образования Московской области, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Протвино обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с Московской области в лице Министерства финансов Московской области за счет казны Московской области 2 012 835 руб. убытков.
Определением Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство образования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований Администрации города Протвино отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Ответчик представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в целях реализации Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", а также на основании решения Протвинского городского суда Московской области от 17 мая 2012 года по делу N 2-122/12, вступившего в законную силу 06.09.2012 г., Администрация города Протвино обязана была предоставить Некрутовой Оксане Сергеевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Во исполнение указанного решения суда Администрация города Протвино выполнила свои обязательства надлежащим образом, что подтверждается Постановлением Администрации города Протвино от 31.07.2013 г. N 643 "О предоставлении жилого помещения Некрутовой Оксане Сергеевне, относящейся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также договором социального найма жилого помещения N 30 от 01.08.2013 г., в соответствии с условиями которого наймодатель (истец) передал нанимателю (Некрутовой Оксане Сергеевне) и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в отдельной квартире (доме) общей площадью 38,2 кв. метров, по адресу: Московская область, город Протвино, ул. Победы, дом 2А, квартира 40 для проживания в нем.
Исполнить решение Протвинского городского суда Московской области от 17 мая 2012 года по делу N 2-122/12, вступившее в законную силу 06.09.2012 г., Администрация города Протвино смогла 01.08.2013 г. Но, как указал истец, отношения по исполнению решения суда начали складываться еще с сентября 2012 г., что подтверждается представленной в материалы дела перепиской с главным распорядителем средств, выделяемых из областного бюджета, - Министерством образования Московской области о выделении средств субвенции г.о. Протвино и включению Некрутовой О.С. в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2012 году (Обращения от 17.09.2013 г. исх. N 617/10-10; от 13.11.2012 г. исх. N 2781/10-10).
В результате обращения истца в финансовое управление Администрации 07.12.2012 г. поступило Уведомление Министерства образования Московской области о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и предельных объемах финансирования, предусмотренных на 2012 год городскому округу Протвино на обеспечение жильем детей-сирот N 222-ПЭУ от 06.12.2012 на сумму 2006 тыс. руб.
В связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде свободного жилого помещения, отвечающего требованиям предоставления жилья данной категории лиц и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", был объявлен аукцион на право заключения муниципального контракта на покупку жилого помещения в муниципальную собственность в целях исполнения государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа.
Аукцион был объявлен 19.12.2012 (извещение N 0148300040812000163), окончание подачи заявок 27.12.2012. Заявок подано не было, и аукцион признан не состоявшимся.
Согласно пункту 1 ст. 12 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" средства для исполнения переданных государственных полномочий, указанных в абз. 6 пункта 1 статьи 11 указанного Закона предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций муниципальным образованиям Московской области.
В связи с сложившейся невозможностью освоить бюджетные ассигнования в 2012 г. Администрация города Протвино в декабре 2012 года обратилась в Правительство Московской области (Обращение от 20.12.2012 г. исх. N 3127/10-10) о возможности использования выделенных в 2012 году денежных средств в размере 2006 тыс. руб. в 1-ом квартале 2013, в целях исполнения решения суда по внеочередному обеспечению жильем Некрутовой О.С.
В апреле 2013 года из Министерства образования Московской области поступило письмо от 03.04.2013 исх. N 3994-15/07 (вх. N 519/ЭП от 17.04.2013 г.) в котором сообщается, что Приказом Министра образования Московской области от 29.12.2012 N5283 утвержден Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями в 2013 году.
Согласно данному письму Министерство образования Московской области просило принять необходимые меры к исполнению государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц включенных в сводный список по муниципальному образованию г.о. Протвино, в том числе и Некрутову Оксану Сергеевну.
Также Таблицей 4 Закона Московской области от 28.03.2013 N 22/2013-03 "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2013 год" (принят постановлением Мособлдумы от 14.03.2013 N 6/46-П) Субвенции бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, на 2013 год для муниципального образования Московской области Протвино предусмотрена субвенция в сумме 2040 тыс. руб.
В мае 2013 года во вторичном жилом фонде освободилось жилое помещение по адресу: Московская область, город Протвино, ул. Победы, дом 2А, квартира 40, в котором был произведен ремонт и которое было предоставлено Некрутовой Оксане Сергеевне, согласно решению Протвинского городского суда Московской области от 17 мая 2012 года по делу N 2-122/12 по договору социального найма.
Указанная квартира принадлежит Муниципальному образованию "Городской округ Протвино" на праве собственности на основании Выписки из раздела "муниципальная казна" реестра объектов муниципальной собственности г. Протвино о 23.05.2013, кадастровый номер: 50:59:0020401:787, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.06.2013 года сделана запись регистрации N 50-2050-59/005/2013-091 и выдано Свидетельство о государственной регистрации права от 14.06.2013 года 50-АДЫ 823825.
Согласно Постановлению Правительства Московской области от 25.10.2007 N 802/27 (ред. от 29.12.2012) "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Московской области" центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в финансовой, бюджетной, кредитной и налоговой сферах, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию деятельности в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью является Министерство финансов Московской области.
Как указал истец, весь пакет документов для перечисления Министерством субвенции на обеспечение жилым помещением был передан истцом 03.10.2013 г. в Серпуховский отдел Министерства финансов Московской области для санкционирования оплаты денежных обязательств, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Московской области за счет средств бюджета Московской области.
Однако, не смотря на неоднократные обращения истца (исх. N 1541/10-11 от 30.08.2013 г.; исх. N 1740/10-11 от 09.10.2013 г.; исх. N 1763/10-11 от 14.10.2013 г.) к главному распорядителю средств областного бюджета по рассматриваемому вопросу - Министерству образования Московской области с просьбой в санкционировании оплаты денежных обязательств, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов муниципальному образованию городской округ Протвино Московской области за счет средств бюджета Московской области, компенсацию понесенных расходов по предоставлению жилого помещения Некрутовой Оксане Сергеевне, относящейся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрация города Противно не получила.
Как указал истец, представитель Министерства образования Московской области, отказывая устно, сослался на необходимость заключить с Некрутовой О.С. договор найма специализированного жилого помещения.
Однако жилое помещение, предоставленное Некрутовой О.С. по договору социального найма, не относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, а отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество, согласно пункта 3 Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
При исполнении Решения суда истец применял норму закона, действовавшую на момент вступления решения суда в силу (пункт 3 ст. 8. Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ (ред. от 23.12.2011) "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (принят постановлением Мособлдумы от 26.12.2007 N 12/28-П), в соответствии с которой жилое помещение предоставляется в установленном Правительством Московской области порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 квадратных метров).
Истец, ссылаясь на то, что обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, обратился с рассматриваемым иском к Московской области в лице Министерства финансов Московской области о взыскании за счет казны Московской области 2 012 835 руб. убытков, понесенных Администрацией города Протвино Московской области в связи с обеспечением Некрутовой Оксаны Сергеевны жилым помещением по договору социального найма в размере стоимости жилого помещения.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику и считает необходимым указать следующее.
Порядок участия субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством определен ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Компетенция Министерства финансов Московской области установлена в Положении о Министерстве финансов Московской области, утвержденном постановлением Правительства Московской области от 25 октября 2007 г. N 802/27.
Пункт 15.13 Положения содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым Министерство финансов Московской области уполномочено выступать в суде от имени Московской области в качестве представителя ответчика по искам к Московской области.
В силу п. 15.13 вышеуказанного Положения, - Министерство финансов Московской области, как главный распорядитель средств бюджета Московской области, вправе выступать в суде от имени Московской области в качестве представителя ответчика по искам к Московской области в случае возмещении вреда, причиненного физическим и юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) Министерства или его должностных лиц, в том числе в результате издания актов Министерства, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также в случае предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных Министерству государственных учреждений Московской области.
Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" субвенция на обеспечение жилыми помещениями из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области перечисляется главным распорядителем средств бюджета Московской области - центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере образования.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования Московской области (утв. Постановлением Правительства МО от 12.11.2007 N 853/28 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства образования Московской области") Министерство образования Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере образования, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Таким образом, рассматриваемый иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статей 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба.
Между тем, истцом не представлены доказательства, подтверждающие причинение ему убытков в результате незаконных действий (бездействия) Министерства финансов Московской области.
Из всего вышеуказанного следует, что каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 января 2014 года по делу N А41-61180/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Протвино - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61180/2013
Истец: Администрация города Протвино
Ответчик: Министерство финансов Московской области
Третье лицо: Министерстов образования Московской области
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18514/14
19.12.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-61180/13
09.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5978/14
22.04.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3347/14
30.01.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-61180/13