город Ростов-на-Дону |
|
22 апреля 2014 г. |
дело N А32-42855/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 30.12.2013 N дов.3-29 Горбанев А.С.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2014 по делу N А32-42855/2013, принятое судьёй Гонзус И.П., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Долина" к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Долина" (далее - общество) обратилось с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 22.11.2013 года N 07-10/766 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в сумме 80 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2014 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что допущенное правонарушение, выразившееся в несоблюдении обязанности представления сведений о производстве и обороте продукции, зафиксированных в суточных фалах АСИиУ, в срок не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля, не является длящимся, поскольку нарушена обязанность, в отношении которой законом установлен конкретный срок для её исполнения. Следовательно, учитывая последний день исполнения обязанности по наиболее позднему эпизоду правонарушения (15.08.2013), суд пришёл к выводу, что оспариваемое постановление должно быть вынесено не позднее 16.10.2013, однако оспариваемое постановление принято 22.11.2013, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. Кроме того, суд пришёл к выводу о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что допущенное обществом нарушение было обнаружено только 09.10.2013 в ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: с даты представления обществом декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2013 года. Ссылаясь на порядок и сроки декларирования, установленные Постановлением Правительства РФ, орган полагает, что не имел возможности ранее представления декларации сопоставить данные, отраженные в декларации о фактическом производстве алкогольной продукции со сведениями, отраженными в ЕГАИС, и установить факт несвоевременной фиксации в ЕГАИС сведений об объеме производства алкогольной продукции. Таким образом, учитывая день обнаружения правонарушения, административный орган полагает, что оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного срока.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя не явился, извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте в момент рассмотрения административным органом материалов настоящего дела в отношении Общества влекло наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и потребления (распития) алкогольной продукции организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции" (далее Федеральный закон N 171 -ФЗ) организации, осуществляющие производство алкогольной продукции обязаны, осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что учет объема производства алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии со статьей 8 Федерального Закона N 171-ФЗ обязанность по соблюдению требований к АСИиУ возложена на организации, использующие оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Требования к АСИиУ определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 N 396 "О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции" (далее - Постановление Правительства N 396), в соответствии с пунктом 2 которого, АСИиУ должны обеспечивать передачу информации в соответствии с установленным перечнем и форматом техническими средствами фиксации и передачи информации в ЕГАИС.
Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей (далее по тексту - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей" (далее - Постановление Правительства N 380).
Порядок и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации о продукции, об объеме производства и оборота продукции утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.06.2012 N 150 (далее - Приказ N 150).
В соответствии с п.3.2 Приложения N 4 к приказу N 150, сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в файлах АСИиУ, формируются программными средствами организаций в автоматическом режиме. Сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля.
В соответствии с ч. 4.ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей установлен Постановления Правительства РФ "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 19.06.2006 г. N 380.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещено производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ.
Таким образом, согласно представленным документам общество имело возможность своевременно зафиксировать сведения об объеме производства готовой продукции в суточный срок, установленный п.3.2 Приложения N 4 к Приказу N 150.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 г. N 522 (далее - Правила N 522).
В соответствии с п. 7 Правил N 522 организация, осуществляющая производство и (или) оборот (за исключением импорта и розничной продажи) продукции, представляет по телекоммуникационным каналам связи заявку о фиксации в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
В силу п. 9 Правил N 522 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или уполномоченный таможенный орган, используя технические средства единой информационной системы, в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, направляет организации в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям с электронной цифровой подписью подтверждение о фиксации или уведомление об отказе в фиксации.
Так, в ходе анализа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, представленных ООО "Долина" за 3 квартал 2013 года и сведений ЕГАИС установлено, что ООО "Долина" нарушен установленный порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их обороте, в результате чего Обществом нарушены сроки представления сведений, передаваемых автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленные п.3.2 Приложения N 4 к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.06.2012 N 150 "О Порядке представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации" (далее - Приказ N 150), а именно, сведения о производстве алкогольной продукции, отраженные в суточных файлах АСИиУ:
- номер в ЕГАИС 123151000002133816, дата измерения 06.07.2013 г., дата фиксации 09.07.2013 г., производство алкогольной продукции (код 403-1319,98дал/1320шт, код 461-1874,21дал/1874шт);
- номер в ЕГАИС 123151000002140759, дата измерения 12.07.2013 г., дата фиксации 29.07.2013 г., производство алкогольной продукции (код403) в объеме 799,54дал/7994шт;
- номер в ЕГАИС 123151000002137108, дата измерения 13.07.2013 г., дата фиксации 16.07.2013 г., производство алкогольной продукции (код403) в объеме 1875,86дал/1876шт;
- номер в ЕГАИС 123151000002138094, дата измерения 16.07.2013 г., дата фиксации 18.07.2013 г., производство алкогольной продукции (код403) в объеме 5415)58дал/54146шт;
- номер в ЕГАИС 123151000002138158, дата измерения 17.07.2013 г., дата фиксации 19.07.2013 г., производство алкогольной продукции (код403) в объеме 1747,99дал/1558шт;
- номер в ЕГАИС 123151000002141262, дата измерения 25.07.2013 г., дата фиксации 29.07.2013 г., производство алкогольной продукции (код461) в объеме 720,21дал/7204шт;
- номер в ЕГАИС 123151000002145572, дата измерения 06.08.2013 г., дата фиксации 08.08.2013 г., получение (закупка) виноматериалов в объеме 29157дал;
- номер в ЕГАИС 123151000002148199, дата измерения 14.08.2013 г., дата фиксации 19.08.2013 г., производство алкогольной продукции (код461) в объеме 1080,55дал/10806шт.
Кроме того, в ходе представленных первичных документов установлено, что Обществом зафиксированы в ЕГАИС сведения о производстве за период с 01.07.2013 г. по 30.09.2013 г. виноматериала виноградного (код вида продукции 321) объеме 107383,81 дал, однако данный объем продукции не является виноматерналом (код вида продукции 321,322), а фактически является купажамн напитка винного (купаж виноматериалов виноградных, ароматизаторов, Сахаров, воды и красителей и др.).
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Долина" является профессиональным участником рынка алкогольной продукции, имеет лицензии на производство, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, следовательно, имело возможность обеспечения своевременного и достоверного внесения сведений в ЕГАИС.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.19 КоАП РФ
По указанному выше факту в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ, которым предприятие привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа в размере 80 000 руб. Назначенное административное наказание соответствует санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Арбитражный суд Краснодарского края обоснованно пришёл к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Однако необоснованно пришёл к выводу, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности было вынесено за пределами срока привлечении к административной ответственности.
Так, по мнению суда первой инстанции, вменяемое Обществу правонарушение не относится к категории длящихся.
Между тем апелляционная коллегия не может согласиться с указанными выводами Арбитражного суда Краснодарского края по следующим основаниям.
Фактически нарушение в сфере учета производства алкогольной продукции было допущено обществом в третьем квартале 2013 года, который окончился 30 сентября 2013 года.
Частями 1 и 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно абзацам 2, 3 п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2 под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением административных правонарушений, выражающихся в невыполнении обязанности к конкретному сроку.
Днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (абзац 1 пункта 19 этого же Постановления).
Согласно постановлению об административном правонарушении 07-10/766 от 22.11.2013 года ООО "Долина" привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их обороте, в результате чего обществом нарушены, в том числе, сроки представления сведений, передаваемых автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, которыми оснащается основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленные п.3.2 Приложения N 4 к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 14.06.2012 N 150 "О Порядке представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации" (далее - Приказ N 150).
При этом факты несвоевременной фиксации в ЕГАИС сведений об объеме производства алкогольной продукции общества выявлены Управлением 09.10.2013 г. в ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: с даты предоставления обществом декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2013 г.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи) определен, в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 815 от 09.08.2012 г. "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
П. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Федеральный закон N171-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Согласно п.5 Постановления Правительства Российской Федерации N 815 организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 3.
Согласно п. 15 Правил декларации представлялись ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Декларация по форме N 3 за 3 квартал 2013 года представлена Обществом и зарегистрированы в МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу 09.10.2013 г., актуальные отчетные данные ЕГАИС сформированы в МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу путем их скачивания через удаленный доступ к Базе данных ЕГАИС, г. Москва.
Следовательно, ранее срока представления такой декларации административный орган не имел возможности сопоставить данные, отраженные в декларации о фактическом производстве алкогольной продукции, со сведениями, отраженными в ЕГАИС, и установить факт несвоевременной фиксации в ЕГАИС сведений об объеме производства алкогольной продукции.
Таким образом, оспариваемое постановление по настоящему делу от 22.11.2013 вынесено управлением в пределах срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Вместе с тем указанные неправомерные выводы суда первой инстанции не повлекли за собой принятие неправомерного по существу решения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При оценке малозначительности деяния подлежит установлению не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и вопрос о социальной опасности деяния.
Суд пришёл к выводу, что совершенное обществом правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым правоотношениям. Факт пренебрежительного отношения общества к требованиям публичного права не нашел подтверждения.
Доказательств, подтверждающих наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям или причинения им вреда, возникновения вредных последствий, в том числе искажение статистической отчетности, угрозы нормального функционирования государственных органов по контролю в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в материалы дела не представлено.
Также судом учитывается, что существенных нарушений, в том числе посягающих на фискальные (экономические) интересы государства, жизнь и здоровье потребителей, не выявлено.
Таким образом, оценив обстоятельства совершения правонарушения, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в отношении квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
В абзаце втором пункта 17 постановления N 10 разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, в связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2014 по делу N А32-42855/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42855/2013
Истец: ООО "Долина"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ао Южному федеральному округу