г. Саратов |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А06-9132/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (344000, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 58, ОГРН 1046163010244, ИНН 6163071295),
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 февраля 2014 года по делу N А06-9132/2013 (судья Шарипов Ю.Р.)
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 32, ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554)
к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (344000, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 58, ОГРН 1046163010244, ИНН 6163071295)
о признании недействительными результатов проверки проведенной с 07.08.2013 по 30.08.2013, содержащихся в акте проверки N 04-26/55 от 05.09.2013, о признании предписания N 04-27/13 от 05.09.2013 недействительным,
без участия в судебном заседании представителей: Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (почтовые уведомления N 94265, N 94267, N 94268 приобщены к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными результатов проверки проведенной ЮМТУ Росстандарта с 07.08.2013 по 30.08.2013, содержащихся в акте проверки N 04-26/55 от 05.09.2013, о признании предписания N 04-27/13 от 05.09.2013 недействительным.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25 февраля 2014 года по делу N А06-9132/2013 требования ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" удовлетворены в полном объеме.
Результаты проверки, проведённой Территориальным отделом государственного надзора по Астраханской области Южного межрегионального территориального управления Росстандарта за период с 07.08.2013 по 30.08.2013 года и отраженные в акте проверки N 04-26/55 от 05.09.2013, признаны незаконными.
Предписание N 04-27/13 от 05.09.2013, выданное Территориальным отделом государственного надзора по Астраханской области Южного межрегионального территориального управления Росстандарта, признано недействительным.
С Южного межрегионального территориального управления Росстандарта в пользу ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" взысканы расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Южное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа заместителя руководителя по государственному надзору ЮМТУ Росстандарта, в период с 07.08.2013 по 30.08.2013 проведена внеплановая выездная проверка юридического лица открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания".
Проведенной административным органом проверкой установлено нарушение норм качества электроэнергии установленных: ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения":
- п. 5.2 по установившемуся отклонению напряжения;
- п. 5.4.2 по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения;
ГОСТ 54149-2010 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения":
- п. 4.2.2 по отклонению напряжения;
- п. 4.2.3 по колебаниям напряжения и фликеру;
- п. 4.2.4 по несинусоидальности напряжения;
Электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована.
По результатам проверки составлен акт от 05.09.2013.
По факту выявленных нарушений в отношении открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, установленного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 19.02.2014 по делу N А06-6948/20143 ЮМТУ Росстандарта отказано в удовлетворении заявления о привлечении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ по указанным обстоятельствам.
На основании результатов проверки ЮМТУ Росстандарта в отношении ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" выдано предписание N 04-27/13 от 05.09.2013 об устранении в срок до 05.03.2014 нарушений обязательных требований ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 54149-2010.
Не согласившись с предписанием административного органа общество "Астраханская энергосбытовая компания" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия доказательств, безусловно свидетельствующих, что отклонение электроэнергии от норм качества произошло в результате виновных действий именно гарантирующего поставщика, а не сетевой компании или потребителя электроэнергии.
ЮМТУ Росстандарта, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, в апелляционной жалобе ссылается на то, что обществом в нарушение статьи 65 АПК РФ не приведены документально подтвержденные факты, что вынесенное государственным органом предписание нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии.
В силу статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (абзац пятнадцать статьи 6) с 01.04.2006 юридическим лицам запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. В целях обеспечения реализации указанных требований с 01.04.2006 не допускается одновременно иметь на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Как следует из материалов дела, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком на территории Астраханской области (приказ Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам АО N 51-О от 13.10.2006), не имеет на праве собственности либо ином законном праве электросетевое оборудование, не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии (статья 6 Федерального Закона N 36-ФЗ с 1 апреля 2006 года), следовательно, не имеет возможности организовать надлежащее функционирование электросетевого оборудования и тем самым влиять на соответствие качества электрической энергии требованиям технических регламентов.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" заключены договоры энергоснабжения с потребителями, проживающими по адресам: Астраханская область, Наримановский район, с. Старокучергановка, пер. Крупской, д.6 и 12; ул. Бакинская, д.1.
Руководствуясь пунктом 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" урегулировало отношения по передаче электрической энергии в интересах своих потребителей, заключив договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 30000130000394 от 28.06.2013 с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга" к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, приживающих в Астраханской области Наримановского района, с.Старокучергановка.
Согласно пункту 3.4.1 договора от 28.06.2013 ОАО "МРСК Юга" приняло на себя обязательства по обеспечению передачи электроэнергии в точки поставки потребителей общества, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В ходе проверки административным органом были отобраны образцы продукции по адресам: Астраханская область, Наримановский район, с.Старокучергановка, пер.Крупской, д.6 и 12, ул.Бакинская, д.1.
Как следует из актов отбора образцов и экспертного заключения ФБУ "Ставропольский ЦСМ" контрольно-измерительные приборы устанавливались на контактных клеммах электрических счетчиков потребителей, которые установлены в жилых домах.
Измерения показателей качества электроэнергии (в соответствии с указанными в акте местами установки измерителей показателей качества электроэнергии) производились в сетях у потребителей, т.е. измерялись показатели качества электроэнергии во внутридомовой проводке абонента.
Суд первой инстанции правильно указал в решении на то, что административный орган обязан был доказать, что отклонение электроэнергии от норм качества произошло в результате виновных действий именно гарантирующего поставщика, а не сетевой компании или потребителя электроэнергии.
Административный орган не исследовал причины и условия отклонения от норм ГОСТ 13109-97, не установил лица (энергоснабжающая организация, сетевая организация или потребитель), объективно повлиявшие на качество электрической энергии.
Доказательств того, что несоответствие электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97 явилось результатом неправомерных действий (бездействия) ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", административным органом не представлено.
Учитывая, что ЮМТУ Росстандарта не исследовался вопрос о том, изменилось ли качество электрической энергии в процессе ее транспортирования обществом, показатели поступающей в сети общества от ОАО "МРСК ЮГА" электрической энергии не фиксировались, суд пришел к правильному выводу о недоказанности неправомерных действий или бездействий общества в изменении качества электрической энергии в процессе ее транспортирования.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком Астраханской области, предприняло все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии, а именно: приобрело электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии; урегулировало в интересах потребителей отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", включив в условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии N 30000130000394 от 28.06.2013 г. обязанность сетевой организации по соблюдению качества электрической энергии требованиям ГОСТ-13109-97.
При таких обстоятельствах ссылка ЮМТУ Росстандарта в апелляционной жалобе на то, что обязанность поставлять потребителю электрическую энергию, соответствующую установленным требованиям и иметь соответствующий сертификат лежит на ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" являющегося непосредственным поставщиком электроэнергии для потребителя суд апелляционной инстанции полагает несостоятельной.
Кроме того, в целях исполнения принятых на себя обязательств ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" закупает электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии у генерирующей компании для последующей ее продажи на розничном рынке конечным потребителям, в том числе населению, следовательно, является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территориях г. Астрахани и Астраханской области, а не владельцем электрической сети.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком и не являясь владельцем электросетевого оборудования, не имеет возможности обеспечить сертификацию электрической энергии.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на Южное Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Астраханского отдела госнадзора, которое в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 февраля 2014 года по делу N А06-9132/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9132/2013
Истец: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: ЮМТУ Росстандарта, ЮМТУ Росстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта, ЮМТУ Росстандарта в лице Астрахаснкого отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта