г. Москва |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А41-40555/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Куликовой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" (Д.У. ЗПИФН "Сельскохозяйственный"): Зайцев А.Н., по доверенности от 19.08.2013;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области: Лямичева Ю.Э., по доверенности N 12 от 14.03.2014;
от ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров": Седакова А.В., по доверенности N 3/по-2014 от 10.01.2014 г.; Ситнина Е.В., по доверенности N 43 от 13.12.2013;
от Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области: Зайцев Д.В., по доверенности N 8-25-14 от 24.03.2014;
от Министерства природных ресурсов и экологии РФ: Сорокин И.А., по доверенности N 01-08-35/25349 от 13.12.2013;
от Администрации городского округа Балашиха Московской области, ООО "Астерра Инвест", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" (Д.У. ЗПИФН "Сельскохозяйственный") к Федеральному Государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, третьи лица: ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Администрация городского округа Балашиха Московской области, Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Астерра Инвест", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сельскохозяйственный" (далее - заявитель, ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" Д.У. ЗПИФН "Сельскохозяйственный") обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением к Филиалу ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Росреестр) в котором просит (с учетом принятых судом уточнений):
1) Признать незаконными действия Филиала ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Московской области (143026, Московском область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 6А) по включению в состав сведений Государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 50:15:0040104:13, 50:15:000 0000:88, 50:15:0040103:34 в разделе "сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" следующих сведений: "Земельные участки полностью входят в Зону "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письма от 17.07.2008 N ВК/3125. В Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "особо охраняемая природная территория федерального значения национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1., сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125".
2) Обязать Филиал ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Московской области (143026, Московская область, Одинцовский район, рп. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д.. 6а) исключить из сведений Государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 50:15:0040104:13, 50:15:000 0000:88, 50:15:0040103:34 сведения раздела "сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий", что "Земельные участки полностью входят в Зону "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письма от 17.07.2008 N ВК/3125. В Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "особо охраняемая природная территория федерального значения национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1., сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125".
3) Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссст Менеджмент" (127051, г. Москва, Крапивенский пep., д. 3, стр. 1) кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 50:15:0040104:13, 50:15:000 0000:88, 50:15:0040103:34 без указанных выше сведений о включении Земельных участков в границы особо охраняемой природной территории федерального значения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2013 года требования ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением от 13 февраля 2014 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с установлением обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 4 статьи 270 АПК РФ.
Апелляционным судом установлено, что обжалуемое решение принято о правах и обязанностях не привлеченного к участию в деле Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Указанное Министерство тем же определением привлечено к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебное заседание апелляционного суда явились представители заявителя и заинтересованного лица, представитель заявителя поддержал заявленные требования, представитель заинтересованного лица против удовлетворения указанных требований возражал.
ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Межрайонная природоохранной прокуратуры Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии РФ направили в судебное заседание своих представителей, которые возражали против удовлетворения заявленных требований.
Администрация городского округа Балашиха Московской области, ООО "Астерра Инвест", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области своих представителей в судебное заседание не направили.
Рассмотрев дело в порядке пункта 6.1 статьи 268 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции по имевшимся и дополнительно представленным сторонами документам, суд считает требования ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" Д.У. ЗПИФН "Сельскохозяйственный" подлежащими удовлетворению.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 12/001/2013-3838, N 12/001/2013-3839, N 12/001/2013-3840 от 01.10.2013 г., принадлежат на праве общей долевой собственности владельцам инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Сельскохозяйственный":
1) земельный участок, площадь 7768 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под малоэтажную жилую застройку, кадастровый номер 50:15:0040104:13, расположенный по адресу: Московская область, Балашихинский район, г. Балашиха, кв-л Абрамцево;
2) земельный участок, площадь 186689 +/- 151 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 50:15:000 0000:88, расположенный по адресу: Московская область, Балашихинский район;
3) земельный участок, площадь 44000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: дачное строительство, с кадастровым номером 50:15:0040103:34, местоположение: Московская область, Балашихинский район, восточнее деревни Абрамцево.
Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "Сельскохозяйственный" управляется заявителем (Правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сельскохозяйственный", зарегистрированы ФСФР России 06.12.2011 г. за N 2271).
Согласно кадастровому паспорту от 22.06.2010 г. N 5015/202/10-1679 на земельный участок с кадастровым номером 50:15:040104:13, находящемуся в кадастровом деле объекта недвижимости с кадастровым номером 50:15:040104:13, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в отношении этого земельного участка. В кадастровом деле отсутствуют сведения о внесении иных записей об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:15:040104:13.
Согласно кадастровому паспорту от 24.09.2010 г. N 5015/204/10-168 на земельный участок с кадастровым номером 50:15:040103:34, находящемуся в кадастровом деле объекта недвижимости с кадастровым номером 50:15:040103:34, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в отношении этого земельного участка. В кадастровом деле отсутствуют сведения о внесении иных записей об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:15:040103:34.
В кадастровом деле объекта недвижимости с кадастровым номером 50:15:000 0000:88, отсутствуют документы, подтверждающие внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости с кадастровым номером 50:15:000 0000:88.
Оспариваемые заявителем сведения были включены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N МО-13/3В-1271858 от 15.10.2013 г., граница земельного участка с кадастровым номером 50:15:0000000:50, площадью 4521400 кв.м., принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ФГУ "Национальный парк "Лосиный остров" не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), исходя из статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Закона).
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Следовательно, включение в государственный кадастр недвижимости оспариваемых сведений, является формой осуществления кадастрового учета.
Частью 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 20 части 2 статьи 7 названного Закона сведений осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов, либо в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
Заинтересованное лицо не доказало соблюдения заявительного порядка, либо информационного взаимодействия с органом государственной власти или органом местного самоуправления при осуществлении кадастрового учета.
В ходе судебного разбирательства в апелляционном суде заинтересованным лицом в подтверждение правомерности обжалуемых действий в материалы дела был представлен Государственный Акт на право (постоянного) пользования землей и письмо Роснедвижимости от 17.07.2008 N ВК/3125.
Из Представленного Государственного Акта на право (постоянного) пользования землей следует, что в соответствии с Постановлением Администрации Балашихинского района Московской области от 16.02.1995 Национальному парку "Лосиный остров" было предоставлено в пользование 4521, 4 га земли.
Кроме того, представленный Акт с приложениями надлежащим образом не заверен.
Апелляционный суд полагает, что данный Акт не подтверждает границы особо охраняемой природной территории на момент совершения оспариваемых действий и рассмотрения настоящего спора.
Из представленного письма Роснедвижимости от 17.07.2008 N ВК/3125 следует, что обжалуемые сведения внесены в ГКН по результатам рассмотрения описания границ национального парка в соответствии с приложениями. Однако, указанные приложения суду не представлены, само письмо от 17.07.2008 N ВК/3125 координат границ особо охраняемой природной территории не содержит.
Согласно пункту 86 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, в кадастровое дело помещаются документы, на основании которых внесены сведения в ГКН об объектах недвижимости, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении, геодезической и картографической основе ГКН, участках Государственной границы Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов.
В соответствии с п. 1 ст. 91 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Все земельные участки, входящие в границы национального парка относятся к категории: "земли особо охраняемых природных территорий".
Согласно п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Спорные земельные участки находятся в частной собственности, относятся к категории земель "земли населенных пунктов".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0040104:13, 50:15:000 0000:88, 50:15:0040103:34 поставлены на кадастровый учет, их границы определены в соответствии с действующим законодательством.
Заинтересованное лицо не доказало наличие у него оснований по включению оспариваемых сведений в государственный кадастр недвижимости, а также соблюдение установленной процедуры осуществления кадастрового учета в связи с изменением сведений об объекте недвижимости.
Согласно ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник имеет исключительное право на использование земельного участка.
По правилам статьи 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены исключительно по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Таким образом, установление ограничений прав собственника по осуществлению своих прав по распоряжению земельным участком, не соответствует закону.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает, что заявленные требования подлежит удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2014 года по делу N А41-40555/13 отменить. Заявленные требования ООО "Управляющая компания "Эверест Эссет Менеджмент" удовлетворить.
Признать незаконными действия ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Московской области (143026, Московском область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д. 6А) по включению в состав сведений Государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 50:15:0040104:13, 50:15:000 0000:88, 50:15:0040103:34 в разделе "сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" следующих сведений: "Земельные участки полностью входят в Зону "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письма от 17.07.2008 N ВК/3125. В Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "особо охраняемая природная территория федерального значения национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1., сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125".
Обязать ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Московской области (143026, Московская область, Одинцовский район, рп. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д.. 6а) исключить из сведений Государственного кадастра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 50:15:0040104:13, 50:15:000 0000:88, 50:15:0040103:34 сведения раздела "сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий", что "Земельные участки полностью входят в Зону "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письма от 17.07.2008 N ВК/3125. В Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "особо охраняемая природная территория федерального значения национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1., сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125".
Обязать ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТРА" по Московской области (143026, Московская область, Одинцовский район, рп. Новоивановское, ул. Агрохимиков, д.. 6а) выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эверест Эссст Менеджмент" (127051, г. Москва, Крапивенский пep., д. 3, стр. 1) кадастровые паспорта земельных участков с кадастровыми номерами 50:15:0040104:13, 50:15:000 0000:88, 50:15:0040103:34 без указанных выше сведений о включении Земельных участков в границы особо охраняемой природной территории федерального значения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.