г. Челябинск |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А47-10990/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Столяренко Г.М.,
судей Бабкиной С.А., Серковой З.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахмадуллиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2014 по делу N А47-10990/2013 (судья Сердюк Т.В.).
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области, - Узбекова О.Ф. (доверенность от 19.12.2013);
конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Юг" Садыкова Айнура Асхатовича - Байгильдина С.А. (доверенность от 24.04.2014).
Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Юг" (далее - ООО "Юг"), ОГРН 1045615327845, ИНН 5638026457, Садыков Айнур Асхатович (далее - Садыков А.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Оренбургской области, регистрирующий орган, ответчик) о признании незаконными действий ответчика за период с 10.10.2013 по 26.11.2013, выраженных в письме от 10.10.2013, связанных с отказом внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Юг". Заявитель также просил взыскать с регистрирующего органа судебные расходы в размере 31 100 руб. (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2014 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 10 по Оренбургской области (ответчик) просила решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению ответчика, заявление конкурсного управляющего подлежало оставлению без рассмотрения, поскольку решениями Арбитражного суда Оренбургской области по делам N А47-10122/2013, А47-10379/2013 уже были признаны незаконными те же действия регистрирующего органа за период с 24.09.2013 по 26.11.2013 и с 07.10.2013 по 26.11.2013. Судом первой инстанции не дана оценка уточненным требованиям Садыкова А.А. в части периода, с которым он связывает нарушение своих прав. Регистрирующий орган считает, что его действия, связанные с невнесением сведений в ЕГРЮЛ, носили длящийся характер (с 16.06.2013 по 27.11.2013). В указанный период от Садыкова А.А. поступило семь обращений о государственной регистрации, направление ответчиком ответов на каждый из них не может рассматриваться в качестве отдельных юридически значимых действий и разделяться на периоды. Как указал податель апелляционной жалобы, ни Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), ни Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц) не содержат положений о том, что в ходе конкурсного производства при изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (конкурсном управляющем), такие изменения могут быть внесены в ЕГРЮЛ без представления заявителем заявления по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ссылка суда в обоснование своих выводов на письмо Федеральной налоговой службы от 27.05.2005 N ЧД-6-09/439 "О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц" неправомерна, поскольку в соответствии с данным письмом запись о назначении конкурсного управляющего вносится в ЕГРЮЛ единожды на основании решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Ответчик также полагает неправомерным взыскание с него судебных расходов, по его мнению, предъявленные к взысканию расходы превышают разумные пределы.
В отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий Садыков А.А. просил судебный акт оставить без изменения, указал на соответствие выводов суда представленным в дело доказательствам. По мнению заявителя, предметы названных регистрирующим органом дел аналогичны, но различны, поскольку отказ в совершении регистрационных действий выражен в разных письмах. Заявитель считает, что судом правильно применены нормы материального права; в отношении доводов регистрирующего органа о чрезмерности расходов указал на их несостоятельность ввиду отсутствия документального подтверждения.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представитель Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель конкурсного управляющего ООО "Юг" Садыкова А.А. заявил возражения против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.11.2012, вынесенным по делу N А47-8892/2012, ООО "Юг" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Хасанов Руслан Радикович (л.д. 23-26).
В связи с освобождением Хасанова Руслана Радиковича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Юг" определением суда от 06.09.2013 конкурсным управляющим утвержден Садыков А.А. (л.д. 27-28).
Садыков А.А. направил в адрес Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области заявление от 07.10.2013, которым просил в связи с утверждением его конкурсным управляющим ООО "Юг" внести в ЕГРЮЛ изменения в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Юг". К заявлению Садыков А.А. приложил копию определения Арбитражного суда Оренбургской области от 06.09.2013 об утверждении его конкурсным управляющим ООО "Юг" (л.д. 49). Заявление получено регистрирующим органом 09.10.2013.
Письмом от 10.10.2013 N 06-12/019499 Межрайонная ИФНС России N 10 по Оренбургской области сообщила Садыкову А.А. о невозможности на основании представленных им документов принять решение о государственной регистрации и внести в ЕГРЮЛ запись о смене конкурсного управляющего. Регистрирующий орган указал, что для внесения соответствующих сведений в реестр заявителю необходимо представить на регистрацию надлежащим образом оформленное заявление по форме N Р14001 и копию определения арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего (л.д. 11-12).
Садыков А.А., полагая, что действия Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области, связанные с невнесением изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО "Юг", не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы, а также права должника и кредиторов, обратился в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Законом о банкротстве, Законом о государственной регистрации юридических лиц, а также подзаконными нормативными правовыми актами не установлено, что сведения о назначении конкурсного управляющего вносятся в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном ст. 17, 18 Закона о государственной регистрации юридических лиц, а конкурсный управляющий для этих целей обязан представить в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001. Суд посчитал, что при получении заявления Садыкова А.А. и определения арбитражного суда об утверждении его конкурсным управляющим ООО "Юг" у Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области отсутствовали основания для неисполнения судебного акта в части невнесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает данные выводы суда ошибочными, решение - подлежащим отмене по основаниям, установленным п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, в том числе единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о государственной регистрации юридических лиц.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, установлен п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц.
В силу подпункта "л" указанной нормы в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице должны содержаться фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Если иное не установлено Законом о государственной регистрации юридических лиц юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 1 ст. 5 Закона сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 названной нормы).
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4 названной нормы).
Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, его освобождения и отстранения от исполнения обязанностей регламентирован Законом о банкротстве. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный суд в порядке ст. 45 Закона о банкротстве утверждает нового конкурсного управляющего.
С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника (п. 1 ст. 129 Закона о банкротстве).
Поскольку конкурсный управляющий является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - должника, в случае изменения сведений о нем (в том числе в связи с утверждением в деле о банкротстве нового конкурсного управляющего) в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке должны быть внесены соответствующие изменения.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в частности, сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - N Р14001, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств". В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона о государственной регистрации юридических лиц представление документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона.
В силу п. 1.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (п. 1.2 названной нормы).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть, в том числе руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (п. 1.3 указанной нормы).
Таким образом, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице. При этом императивно установлен перечень документов, которые заявитель должен представить в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений. Непредставление заявителем таких документов является основанием для отказа в государственной регистрации (подпункт "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Иной порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), при введении в отношении юридического лица процедуры конкурсного производства ни Законом о банкротстве, ни Законом о государственной регистрации юридических лиц не предусмотрен.
Вновь утвержденный конкурсный управляющий ООО "Юг" Садыков А.А. в установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц порядке с заявлением о внесении изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени должника, по форме N Р14001 не обращался, а, следовательно, у Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области отсутствовали основания для внесения в реестр соответствующих сведений.
При этом направление заявителем в адрес Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области копии определения суда об утверждении конкурсного управляющего основанием для осуществления регистрационных действий по внесению изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени общества-должника, не является.
Возможность совершения регистрирующим органом данных действий в отсутствие заявления по форме N Р14001 действующим законодательством не предусмотрена.
Оформление указанного заявления не требуется лишь в случае изменения паспортных данных (в том числе в связи с изменением фамилии, имени, отчества физического лица) и сведений о месте жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (абзац пятый п. 4 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Суд в данной части также отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (ч. 1 ст. 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Исходя из ч. 2 указанной статьи Кодекса неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.09.2013 по делу N А47-8892/2012 конкурсным управляющим ООО "Юг" утвержден Садыков А.А.
Данное определение (его резолютивная часть) не содержит указание суда на обязанность регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, судом в рамках дела о банкротстве лишь разрешен вопрос об утверждении конкурсного управляющего.
Межрайонная ИФНС России N 10 по Оренбургской области в отсутствие судебного акта, указывающего на необходимость внесения в ЕГРЮЛ конкретных сведений, либо соответствующего заявления уполномоченного лица, к которым в силу п. 1.3 ст. 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц, относится конкурсный управляющий, не вправе самостоятельно определять перечень информации, подлежащей внесению в реестр.
При таких обстоятельствах в письме от 10.10.2013 ответчик правомерно указал Садыкову А.А. на необходимость представления в регистрирующий орган вместе с определением суда об утверждении конкурсного управляющего заявления по утвержденной форме N Р14001.
Учитывая изложенное, вывод суда о том, что Закон о банкротстве не содержит обязанности конкурсного управляющего вносить изменения в ЕГРЮЛ относительно своего назначения на основании заявления, поданного в порядке ст. 17 и 18 Закона о государственной регистрации юридических лиц, неправомерен.
Как указано в п. 1 ст. 1 Закона о банкротстве, он устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы урегулированы Законом о государственной регистрации юридических лиц, который не содержит исключений относительно порядка внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, для предприятий, находящихся в процедуре банкротства.
Суд также принимает во внимание, что в заявлении по форме N Р14001 подлежат указанию содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также сведения, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ, в том числе фамилия, имя, отчество лица, сведения о его рождении, его должность, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, контактный телефон. В заявлении, направленном Садыковым А.А. в Межрайонную ИФНС России N 10 по Оренбургской области, весь перечень необходимых сведений отсутствовал.
Ссылка конкурсного управляющего на письмо Федеральной налоговой службы от 27.05.2005 N ЧД-6-09/439 "О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц" подлежит отклонению, поскольку данное письмо в материалы дела не представлено, его нормативный характер не обоснован.
Также является несостоятельной ссылка конкурсного управляющего на п. 2 ст. 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц. Указанная норма устанавливает специальный порядок государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, находящегося в процедуре банкротства, в частности, предусматривает осуществление такой регистрации на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направленного в адрес регистрирующего органа арбитражным судом. Иного данная норма не устанавливает, ее положения не изменяют общего порядка государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, указанного в ст. 17, 18 Закона о государственной регистрации юридических лиц.
Ссылка заявителя на Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, неправомерна, поскольку указанный документ утратил силу. Оснований для применения судом данных разъяснений, в силу изложенного, не имелось.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2014 подлежит отмене, в удовлетворении заявления конкурсного управляющего ООО "Юг" Садыкова А.А. следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) ответчика, оснований для взыскания в пользу заявителя судебных расходов не имеется (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области об оставлении заявления конкурсного управляющего без рассмотрения подлежит отклонению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что в производстве арбитражного суда, суда общей юрисдикции, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
На момент рассмотрения настоящего спора в производстве арбитражного суда находились дела N А47-10122/2013 и А47-10379/2013 по заявлениям конкурсного управляющего ООО "Юг" Садыкова А.А. о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 10 по Оренбургской области, выраженных в письмах от 18.09.2013, от 03.10.2013, связанных с отказом внести изменения ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Юг".
Поскольку предметом оспаривания по настоящему делу являлись действия регистрирующего органа, выраженные в письме от 10.10.2013, представляющем, по сути, самостоятельный отказ в совершении регистрационных действий, у суда, рассматривающего настоящее дело, отсутствовали основания полагать, что в производстве суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.01.2014 по делу N А47-10990/2013 отменить, в удовлетворении заявления конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Юг" Садыкова Айнура Асхатовича о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области, связанных с отказом внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Юг", выраженного в письме от 10.10.2013, о взыскании судебных расходов отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.М. Столяренко |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10990/2013
Истец: Конкурсный управляющий ООО "ЮГ" Садыков Айнур Асхатович, Общества с ограниченной ответственностью "Юг" (Конкурсный управляющий Садыков А. А.)
Ответчик: МИФНС России N 10 по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2014 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-10990/13
08.09.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5351/14
29.04.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3103/14
28.04.2014 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-10990/13
28.01.2014 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-10990/13