г. Тула |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А54-4595/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.04.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Спецремонт" (Рязанская область, Рыбновский район, д. Баграмово; ОГРН 1096215001882) - Сапунова С.С. (директора, решение от 16.03.2013), Дворцова А.В. (доверенность от 13.02.2014,), от заинтересованного лица - министерства природопользования и экологии Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1086234009916) - Акимова А.Э. (доверенность от 31.12.2013 N 45), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецремонт" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.02.2014 по делу N А54-4595/2013 (судья Савина Н.Ф.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецремонт" (далее заявитель, общество, ООО "Спецремонт") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным, как не соответствующего Федеральному закону от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и Положению о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (в редакции Федеральных законов от 26.06.2007 N 116-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ), решения министерства природопользования и экологии Рязанской области (далее министерство) о прекращении права пользования недрами от 23.07.2013 N 34, вынесенного в отношении ООО "Спецремонт", и обязании министерства природопользования и экологии Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением суда от 13.02.2014 в удовлетворении заявления обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, заявление общества удовлетворить.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель административного органа просил оставить оспариваемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного органа, оценив доводы, изложенные в жалобе, апелляционный суд в силу положений статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом министерства от 11.03.2013 N 81 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов: www.torgi.gov.ru 13.03.2013 было опубликовано извещение о проведении аукциона на право пользования участком недр местного значения "Каменка" с целью разведки и добычи строительных песков в Спасском районе Рязанской области. Также извещение о проведении аукциона было опубликовано в издаваемой на территории Рязанской области газете "Рязанские ведомости" от 16.03.2013 N 47 (4349) и размещено на официальном сайте министерства.
Согласно итоговому протоколу заседания аукционной комиссии по проведению аукциона на право пользования участком недр местного значения "Каменка" с целью разведки и добычи строительных песков в Спасском районе Рязанской области от 15.05.2013 победителем аукциона на право пользования участком недр местного значения "Каменка" с целью разведки и добычи строительных песков в Спасском районе Рязанской области признано ООО "Спецремонт", которое в процессе проведения аукциона заявило о готовности уплатить разовый платеж за пользование недрами в сумме 18 752 580 руб.
Решением от 27.05.2013 N 13 министерство предоставило обществу право пользования участком недр местного значения "Каменка", расположенным в 2 км на юго-восток от с. Каменка Спасского района Рязанской области, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (песков строительных) на срок до 01.06.2028.
В соответствии с данным решением обществу выдана лицензия на пользование участком недр местного значения "Каменка" N РЯЗ 00137 ТЭ, зарегистрированная 17.06.2013, с датой окончания 01.06.2028.
Неотъемлемой частью лицензии являются условия пользования недрами (далее - условия), подписанные уполномоченными представителями министерства и общества. От имени общества Условия подписаны Дворцовым А.В., действовавшим на основании доверенности.
Пунктом 5.1 условий предусмотрено, что разовый платеж за право пользования недрами, определяемый по итогам проведения аукциона, за вычетом ранее выплаченного задатка, вносится недропользователем в течение 30 дней со дня государственной регистрации лицензии.
Согласно пункту 10.1. условий право пользования участком недр прекращается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" в случае невыполнения недропользователем настоящих условий пользования участком недр, указанных в пункте 5.1 настоящих условий.
В связи с неуплатой ООО "Спецремонт" разового платежа за пользование недрами министерство приняло решение от 23.07.2013 N 34, которым прекращено право пользования участком недр местного значения "Каменка", удостоверенное лицензией N РЯЗ 00137 ТЭ, данная лицензия аннулирована и предусмотрена обязанность общества сдать лицензию в министерство.
В данном решении указано, что право пользования участком недр местного значения "Каменка" прекращено в связи с возникновением условия, зафиксированного в пункте 10.1 условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой составной частью лицензии N РЯЗ 00137ТЭ, с наступлением которого прекращается право пользования недрами на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Не согласившись с вышеуказанным решением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данного акта закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 (далее Положение о порядке лицензирования), недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Согласно статье 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с частью первой статьи 40 Закона о недрах пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.
Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации (часть вторая статьи 40 Закона о недрах).
Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами (часть третья статьи 40 Закона о недрах).
Согласно части шестой статьи 13.1 Закона о недрах основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.
Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами (часть пятая статьи 40 Закона о недрах).
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (часть седьмая статьи 40 Закона о недрах).
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части второй статьи 22 Закона о недрах).
В соответствии с подпунктом 1 статьи 39 Закона о недрах при пользовании недрами, среди прочего, уплачиваются разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование.
В силу положений пункта 3 части первой статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами.
В соответствии с пунктом 10.1 условий в случае невыполнения обществом условий пользования участком недр, указанных в пункте 5.1 настоящих условий, право пользования участком недр прекращается в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах".
Пунктом 5.1 Условий предусмотрена обязанность общества внести первый разовый платеж за право пользования недрами, определяемый по итогам проведения аукциона, за вычетом ранее выплаченного задатка, в течение 30 дней со дня государственной регистрации лицензии.
Подача заявки на участие в данном аукционе свидетельствует о том, что общество выразило согласие на участие в нем на условиях, указанных организатором проведения торгов, чем также выразило согласие с условиями пользования недрами и, в случае признания его победителем в аукционе, согласие на включение этих условий в состав лицензии на право пользование недрами.
Согласно итоговому протоколу заседания аукционной комиссии по проведению аукциона на право пользования участком недр местного значения "Каменка" с целью разведки и добычи строительных песков в Спасском районе Рязанской области от 15.05.2013 разовый платеж за право пользования недрами определен в размере 18 752 580 руб.
Лицензия на пользование недрами N РЯЗ 00137 ТЭ была зарегистрирована 17.06.2013, о чем ООО "Спецремонт" было известно.
Моментом возникновения обязанности произвести внесение остатка разового платежа является государственная регистрация лицензии. Статьей 9 ФЗ "О недрах" также установлено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Подача заявки на участие в данном аукционе свидетельствует о том, что общество выразило согласие на участие в нем на условиях, указанных организатором проведения торгов, чем также выразило согласие с условиями пользования недрами и в случае признания его победителем в аукционе, согласие на включение этих условий в состав лицензии на право пользование недрами.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в оспариваемом решении правовым основанием для прекращения права пользования участком недр" Каменка" указан пункт 3 части первой статьи 20 Закона о недрах, который допускает возможность прекращения права пользования недрами при наступлении определенного условия, если оно зафиксировано в лицензии, и в данном случае порядок досрочного прекращения права пользования недрами установленный статьей 21 Закона о недрах, согласно которому в случаях, предусмотренных пунктом 2 части второй статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения, не применяется. При этом суд указал, что общество зная об условиях проведения аукциона, а также о дате государственной регистрации лицензии на право пользования недрами, в нарушение требований пп. 1 статьи 39 Закона "О недрах", п. 1, 5 статьи 40 Закона РФ "О недрах" и п. 5.1 условий, не заплатило оставшуюся часть разового платежа за пользованием недрами в сумме 18 752 580 руб. в установленный срок.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами, поскольку судом первой инстанции не учтено, что по смыслу положений указанной статьи в их совокупности и взаимосвязи под условием, с возникновением которого прекращается право пользования недрами (пункт 3 части 1), понимается такое событие, которое не относится к случаям, предусмотренным в части 2 названной статьи. Таким образом, событие, которое должно квалифицироваться как нарушение условий лицензии, не может одновременно являться условием, с возникновением которого прекращается право пользования недрами согласно пункту 3 части 1 статьи 20 Закона "О недрах".
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами заявителя о несоблюдении процедуры досрочного прекращения права пользования недрами со ссылкой на статью 21 Закона "О недрах".
Нарушение обществом требований пункта 10.1 условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой составной частью лицензии N РЯЗ 00137ТЭ является нарушением существенных условий лицензии РЯЗ 00137ТЭ, с наступлением которого прекращается право пользования недрами на основании пункта 3 части 1 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
При таких арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что для досрочного прекращения права общества на пользование недрами в связи с данным нарушением Министерство было обязано соблюсти процедуру уведомления, предусмотренную частью 4 статьи 21 Закона "О недрах", несоблюдение которой свидетельствует о незаконности оспариваемого решения Министерства.
Поскольку статьей 20 Закона предусмотрены различные основания при прекращения права пользования недрами, Управление обязано поставить недропользователя в известность о том, по какому именно основанию (пункту) данной нормы Закона им принимается решение о прекращении права. До получения указанного уведомления на основании лишь акта проверки общество было лишено возможности изложить свою позицию по этому вопросу, представить соответствующие документы и возражения.
Из анализа положений пункта 2 части 2 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" следует, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 названного закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В материалах дела не имеется уведомления ООО "Спецремонт", что в случае неустранения выявленных нарушений право пользования недрами по истечении трех месяцев со дня получения данного уведомления будет прекращено.
Выбор одной из трех предусмотренных Законом N 2395-1 мер принуждения к недобросовестному пользователю недр за допущенные им нарушения (досрочное прекращение, приостановление, ограничение права пользования) отнесен к полномочиям органа, выдавшего лицензию. В спорном случае предметом недропользования являются общераспространенные полезные ископаемые, правом на досрочное прекращение пользования недрами обладает субъект Российской Федерации, на территории которого находятся недра.
Осуществляя выбор одной из указанных выше трех санкций за нарушение условий лицензии, уполномоченный орган обязан выбрать ту меру, которая наиболее отвечает характеру допущенного нарушения. Данный орган должен учитывать, что досрочное прекращение разрешения на пользование недрами, аннулирование лицензии на этот вид деятельности в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным видом деятельности и соответственно является мерой государственного принуждения. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 12.05.1998, от 30.07.2001 N 13-П, определение от 14.12.2000 N 244-О) неоднократно подчеркивал, что меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Уполномоченному органу следует исходить из того, что досрочное прекращение права пользования является крайней мерой воздействия на нарушителя, которая должна применяться исходя из характера содеянного и только в тех случаях, когда другие, более мягкие меры принуждения, не смогут оказать на нарушителя должного воздействия и не приведут к соблюдению им установленного лицензией порядка пользования недрами. При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с нарушением условий лицензии подлежит выяснению не только факт нарушения, но и причины его возникновения, а также наличие возможности устранения этого нарушения
(сходная позиция высказана в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2008 N 3133/08).
С учетом правовых позиций, сформулированных в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 1 5-П, информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.99 г. N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и прав на правосудие", в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", примененная мера принуждения в виде досрочного прекращения действия лицензии является в рассматриваемом случае чрезмерным ограничением прав общества. Применение такой меры принуждения не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
В материалах дела отсутствует уведомление ООО "Спецремонт" о том, что в случае неустранения выявленных нарушений (в данном случае невнесение платежа) право пользования недрами по истечении трех месяцев со дня получения данного уведомления будет прекращено.
При принятии решения министерством не устанавливались причины допущенного нарушения, а также наличие возможности устранения правонарушения.
Общество же в свою очередь после получения лицензии обращалось в министерство с целью получения геологической и иной информации о недрах на участке недр местного значения "Каменка", на что письмом от 20.06.2013 N ИА/9-2342 был получен отказ в предоставлении информации. Данные сведения были необходимы обществу с целью проектирования карьера "Каменка". Отказ в предоставлении информации был обжалован в судебном порядке.
Таким образом, министерство, не выясняя причины несвоевременного внесения платежа, в одностороннем порядке аннулировало лицензию, что не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что обществом предпринимались меры, направленные на исключение возможных негативных правовых последствий, связанных с невнесением остатка разового платежа.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Апелляционный суд приходит к выводу, что несоблюдение министерством министерства природопользования и экологии Рязанской области порядка процедуры уведомления, предусмотренной частью 4 статьи 21 Закона "О недрах", свидетельствует о незаконности оспариваемого решения министерства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если оспариваемый ненормативный акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного акта недействительным.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым заявление ООО "Спецремонт" удовлетворить, признать незаконным и отменить решение министерства природопользования и экологии Рязанской области о прекращении права пользования недрами от 23.07.2013 N 34.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, с министерства природопользования и экологии Рязанской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спецремонт" подлежит взысканию 1 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.02.2014 по делу N А54-4595/2013 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Спецремонт" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение министерства природопользования и экологии Рязанской области о прекращении права пользования недрами от 23.07.2013 N 34.
Взыскать с министерства природопользования и экологии Рязанской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спецремонт" расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Спецремонт" (Рязанская область, Рыбновский район, д. Баграмово; ОГРН 1096215001882) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18.03.2014 N 2.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
К.А. Федин |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4595/2013
Истец: ООО "Спецремонт"
Ответчик: Министерство природопользования и экологии Рязанской области