г. Санкт-Петербург |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А56-69313/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
при участии:
от заявителя: Мухина М.С. по доверенности от 03.12.2013.
от ответчика: Тоесевой Д.А. по доверенности N 01-19/39 от 10.01.2014.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5544/2014) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2014 по делу N А56-69313/2013 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Армкомплектсервис" ПКФ
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу
об оспаривании требования
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Армкомплектсервис" ПКФ (195027, Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, 17, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., 39, далее - Департамент Росприроднадзора), изложенного в письме от 08.10.2013 N 04-28/9203, о предоставлении расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2012 года.
Решением от 24.01.2014 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Департамент Росприроднадзора направил и поддержал в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просил решение от 24.01.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы считает, что оспариваемое письмо не является ненормативным актом, возможность оспаривания которого предусмотрена главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку данное письмо не изменяет и не отменяет какие-либо права и обязанности общества, не влечет для него юридических последствий, носит информационный характер и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Податель жалобы считает, что Раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления" заполняется по факту образования отходов, в связи с чем у общества имелась обязанность по заполнению данного Раздела.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Армкомплектсервис" ПКФ направило в Департамент Росприроднадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2012 год.
08.10.2013 Департамент Росприроднадзора направил обществу письмо N 04-28/9203 о предоставлении корректирующих расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2012 года. В данном письме Департамент указал, что представленный заявителем документ не содержит информации об образующихся в ходе хозяйственной деятельности отходов производства и потребления, передаче их сторонним организация с целью использования, обезвреживания или размещения, переходе права собственности на отходы производства и потребления или использовании отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности. В связи с этим, сославшись на нормы природоохранного законодательства, Департамент потребовал от общества корректирующий расчет, указав, что за непредставление указанных сведений, представление сведений с нарушением установленных сроков, представление сведений в неполном объеме или заведомо недостоверных сведений, указанных в расчете платы, а также за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц организаций.
Посчитав названное письмо не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав выступления сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно данной статье ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).
Государственный надзор в области обращения с отходами - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (пункт 1 статьи 25 Закона N 89-ФЗ).
Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 2 статьи 25 Закона N 89-ФЗ).
Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - приказ N 204) утверждена форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 приложения 2 к Приказу N 204 Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации виды вредного воздействия, в том числе, размещение отходов производства и потребления, облагаемое платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства N 632.
Согласно пункту 7 приложения 2 к Приказу N 204 плательщики представляют Расчет в составе: титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1, 2, 3, 4 - в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду. Пунктом 8 данного приложения установлено, что плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы.
В пункте 1 приложения 2 к Приказу N 204 указано, что корректирующий расчет представляется при обнаружении территориальными органами Ростехнадзора или плательщиком ошибок, несоответствия размеров платы, указанных в первичном Расчете, фактически оказанному негативному воздействию на окружающую среду, выявленного при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности, представлении подтверждающих документов в целях применения коэффициента 0 к отходам производства и потребления, которые были фактически использованы (утилизированы) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве или передающихся для использования.
Следовательно, необходимость представления плательщиком корректирующего расчета возникает в случае обнаружения самим плательщиком или органами Ростехнадзора (в настоящее время - Росприроднадзора) ошибок, а также несоответствия размеров платы, указанных в первичном расчете. При этом, такие ошибки и несоответствия должны быть выявлены при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, каких-либо мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, как это предусмотрено положениями статьи 25 Закона N 89-ФЗ, Департамент Росприроднадзора не производил.
Следовательно, административный орган не имел права возлагать оспариваемым требованием на заявителя обязанности по представлению корректирующего расчета платы за НВОС.
Ссылка подателя жалобы на то, что оспариваемое письмо носит информационный характер и не нарушает права и законные интересы заявителя, апелляционным судом отклоняется.
Данное письмо возлагает на общество совершение определенных обязанностей, содержит указание на привлечение к административной ответственности за его невыполнение, в связи с чем правомерно расценено судом как нарушающее законные права общества.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба Департамента Росприроднадзора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 января 2014 года по делу N А56-69313/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69313/2013
Истец: ООО "Аркомплектсервис" ПКФ, ООО "Армкомплектсервис" ПКФ
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Северо-западному федеральному округу