г. Вологда |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А05-13994/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 апреля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Зайцевой А.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Няндомский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 февраля 2014 года по делу N А05-13994/2013 (судья Шапран Е.Б.),
установил:
индивидуальный предприниматель Юрьев Олег Валентинович (ОГРНИП 305291819400025; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:12:010114:375, площадью 88 кв.м, находящегося в 15 метрах юго-восточнее д. 9а по ул. Вокзальной в городе Няндоме Архангельской области и имеющего разрешенное использование "для размещения объекта торговли (торговый павильон)", в размере его рыночной стоимости, равной 90 593 руб.
Определением суда от 20.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное образование "Няндомский муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" (ОГРН 1022901415954; далее - Администрация).
Решением суда от 07.02.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация с решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Предпринимателя. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Муниципальное образование "Няндомский муниципальный район" не заказывало отчет о рыночной стоимости земельного участка и не согласно с отчетом, сделанным по заказу истца. Администрация также не согласна с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, поскольку это приведет к уменьшению размера арендной платы и потерям местного бюджета, так как размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Администрация ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, по договору аренды от 30.11.2007 N 524, заключенному Предпринимателем с муниципальным образованием "Няндомский муниципальный район" (в редакции соглашений от 28.07.2008 и от 28.03.2011), Предпринимателю в аренду для размещения торгового павильона предоставлен земельный участок с кадастровым номером 29:12:010114:375, площадью 88 кв.м, находящийся в 15 метрах юго-восточнее д. 9 а по ул. Вокзальной в городе Няндоме Архангельской области.
Земельный участок сдан Предпринимателю в аренду на срок с 30.11.2007 по 29.11.2032 года, то есть на 25 лет.
Государственная регистрация договора аренды произведена 17.02.2009.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп) утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012.
В соответствии с результатами кадастровой оценки, подлежащими согласно пункту 4 Постановления N 595-пп применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013 внесены сведения о кадастровой стоимости арендованного истцом вышеуказанного земельного участка в размере 313 265 руб. 04 коп.
Предприниматель обратился к обществу с ограниченной ответственностью "Центрум" (далее - "Центрум") для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:12:010114:375.
Согласно отчету от 04.10.2013 N 494 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:12:010114:375 по состоянию на 05.06.2012 составила 90 593 руб.
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости послужило основанием для обращения Предпринимателя в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, в связи с чем является правильным вывод суда о том, что определение кадастровой стоимости возможно не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и исходя из рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
В обоснование заявленной позиции истцом представлен отчет от 04.10.2013 N 494 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком Замальдиновой Е.А. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:12:010114:375 на 05.06.2012 составила 90 593 руб.
Ответчик и третьи лица не оспорили представленный истцом отчет о рыночной стоимости земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости участка.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки, поскольку должна быть обеспечена соотносимость рыночной и кадастровой стоимости и использование при определении рыночной стоимости тех показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, которые существовали на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость спорного земельного участка правомерно установлена судом первой инстанции на основании отчета от 04.10.2013 N 494 об оценке рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.
При этом круг заказчиков, которые могут обратиться к оценщику с просьбой о проведении оценки, ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Законом N 135-ФЗ не ограничен.
По смыслу указанных выше норм рыночная оценка объекта недвижимости может проводиться по заказу любого заинтересованного в этом лица, в том числе и Администрации, которая не была лишена возможности самостоятельно обратиться за проведением оценки земельного участка.
Согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Иного отчета об оценке земельного участка либо иных документов, ставящих под сомнение правильность представленного истцом отчета, Администрация не представила.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании указанного отчета.
Ссылка подателя жалобы на то, что установление кадастровой стоимости в меньшем размере приведет к уменьшению получаемых муниципальным образованием "Няндомский муниципальный район" доходов от арендной платы, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, правовых оснований для которой апелляционная инстанция не находит.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд, поэтому госпошлина за рассмотрение жалобы судом апелляционной инстанции не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 февраля 2014 года по делу N А05-13994/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Няндомский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13994/2013
Истец: ИП Юрьев Олег Валентинович
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: МО "Няндомский муниципальный район" в лице администрации, Муниципальное образование "Няндомский муниципальный район"