город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2014 г. |
дело N А53-24135/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 10.01.2014 г. N 99/57 Федотова Е.А.;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 17.09.2013 г. N 57 Частников В.Л.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Тацинского района Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2014 г. по делу N А53-24135/2013 по заявлению Администрации Тацинского района Ростовской области,
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области,
принятое в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тацинского района Ростовской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным:
- решения от 23.09.2013 г. по делу N 1722/04 в части признания Администрации нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившихся во включении в пункт 2.6 административного регламента положений, предусматривающих обязанность лица, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка предоставлять следующие документы: - топографическая съёмка территории земельного участка в М 1:500 (срок исполнения - не более одного года) с границами земельного участка, с контурами объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), расположенных на земельном участке и смежных земельных участках в бумажном и электронном виде (в редакции постановления Администрации Тацинского района от 17.10.2013 г. N 934); - чертёж градостроительного плана земельного участка.
- предписания от 17.09.2013 г. N 807/04 в части обязания Администрации Тацинского района исключить из пункта 2.6 Административного регламента положения, предусматривающие обязанность лица, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка предоставлять следующие документы: - топографическая съёмка территории земельного участка в М 1:500 (срок исполнения - не более одного года) с границами земельного участка, с контурами объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), расположенных на земельном участке и смежных земельных участках в бумажном и электронном виде (в редакции постановления Администрации Тацинского района от 17.10.2013 г. N 934); - чертёж градостроительного плана земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые решение от 23.09.2013 г. по делу N 1722/04 и предписание от 17.09.2013 г. N 807/04, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области соответствуют требованиям закона и не нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы администрация указывает, что судом первой инстанции оспариваемые акты управления фактически рассмотрены на соответствие исключительно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не рассмотрены на соответствие иным нормативным актам. В то же время, принимая решение, суд первой инстанции не исследовал надлежащим образом приведенную правовую норму и неправильно истолковал указанные норму закона, а именно: судом первой инстанции не исследовалась указанная правовая норма относительно предмета спора, а именно содержит ли данная правовая норма императивные требования о запрете на предоставление заявителем документов и материалов, необходимых для подготовки градостроительного плана земельного участка в случае отсутствия необходимых документов и материалов в распоряжении государственных и муниципальных органов, подведомственных им организаций. А также содержит ли данная правовая норма, какие либо ограничения органов местного самоуправления, кроме того, что не требуется проведение публичных слушаний и того, что градостроительный план предоставляется заявителю без взимания платы.
Также судом не исследовалось, содержит ли данная правовая норма указание на разработку за счет средств государственных или местных бюджетов документов и материалов, необходимых для подготовки градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа по заявлениям физических и юридических лиц, либо ссылку на иной нормативный правовой акт, регулирующий данный вопрос.
По мнению подателя жалобы, судом также не исследовалось, содержит ли данная правовая норма императивные требования о запрете разработки необходимых административных процедур органами местного самоуправления и определения перечня необходимых документов для подготовки градостроительного плана в виде отдельного документа, в случае обращения физических или юридических лиц. Не определено, какие из требуемых для подготовки градостроительных документов возможно получить без участия заявителя, а какие в соответствии с действующим законодательством может предоставить только заявитель.
При этом Администрацией Тацинского района в качестве доказательств, обосновывающих требования, в заявлении, возражениях на отзыв управления приведен полный перечень нормативных правовых актов, подлежащих обязательному применению органами местного самоуправления при подготовке градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа по заявлениям физических и юридических лиц.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не учтено, что основным условием применения указанных им норм Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" является:
1) не указание в нормативном правовом акте, регулирующем отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, указания на необходимость предоставления документов;
2) наличие в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций документов и информации, запрашиваемых у заявителя.
Таким образом, администрация полагает, что суд первой инстанции ошибочно применил нормы материального права.
Суд первой инстанции в мотивировочной части решения ссылается на письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17.12.2012 г. N 3427-ВК/11/ГС.
В силу положений статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды не могут рассматривать дела на основании писем, которые не являются нормативными правовыми актами. Если указанное письмо было приобщено к материалам дела в качестве доказательства, необходимо соблюдение требований, предусмотренных, в том числе статьей 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанное обстоятельство свидетельствует о существенных нарушениях процессуального права. Суд первой инстанции обязан был оценить указанное письмо в том числе на соответствие нормативным правовым актам, рассматривающим соответствующие вопросы: Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказа Минрегионразвития Российской Федерации от 10.05.2011 г. N 207, Приказа Минрегионразвития Российской Федерации от 11.08.2006 г. N 93, статьи 8 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства управлением установлено, что на территории Тацинского района Ростовской области действует административный регламент "Предоставление градостроительных планов земельных участков", утверждённый постановлением Администрации Тацинского района N 199 от 18.08.2011 г. (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в перечень которых помимо заявления входят следующие документы:
1. для физического лица - копия паспорта;
2. для юридического лица документ, подтверждающий полномочия лица, подающего заявление, заверенный нотариально;
3. кадастровый паспорт земельного участка с каталогом координат точек поворотных углов земельного участка;
4. правоустанавливающие документы на земельный участок;
5. решение местной администрации об изменении разрешенного использования земельного участка, о разрешении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства;
6. топографическая съемка территории земельного участка в М 1:500 (срок исполнения - не более одного года) с границами земельного участка, с контурами объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), расположенных на земельном участке и смежных земельных участках в бумажном и электронном виде;
7. свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости, расположенные на участке или другие акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 г.
8. технические и кадастровые паспорта на объекты недвижимости, расположенные на территории земельного участка (срок исполнения технического паспорта объекта недвижимости, подлежащего реконструкции - не более пяти лет);
9. технические условия либо действующие договоры на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
10. чертеж градостроительного плана земельного участка;
11. эскиз проекта (М 1:500) планируемого размещения объектов капитального строительства (реконструкции) с указанием сносимых и сохраняемых объектов (при наличии), указанием параметров планируемых объектов (этажность, размеры и т.д.).
Как указано в пункте 2.6 Административного регламента, заявитель должен предоставить самостоятельно документы, указанные в пунктах 1, 2, 6, 9, 10, 11, иные документы заявитель может предоставить по собственной инициативе.
Кроме того, в пункте 2.6. Административного регламента также указано, что правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляются заявителем.
Названные обстоятельства послужили основанием для возбуждения антимонопольного дела.
В ответ на определение о назначении дела N 1722/04 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению Администрация 10.09.2013 г. (вх. N 14865) представила пояснения, согласно которым необходимость предоставления иных документов, кроме заявления заинтересованного лица, обусловлена требованиями к форме градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, управлением в действиях Администрации Тацинского района, выразившихся во включении в пункт 2.6. Административного регламента положений, предусматривающих обязанность лица, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги по выдачи градостроительного плана земельного участка, предоставлять следующие документы: топографическая съемка территории земельного участка в М 1:500 (срок исполнения - не более одного года) с границами земельного участка, с контурами объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), расположенных на земельном участке и смежных земельных участках в бумажном и электронном виде; технические условия либо действующие договоры на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; чертеж градостроительного плана земельного участка; эскиз проекта (М 1:500) планируемого размещения объектов капитального строительства (реконструкции) с указанием сносимых и сохраняемых объектов (при наличии), указанием параметров планируемых объектов (этажность, размеры и т.д.), выявлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
23.09.2013 г. управлением вынесено решение по делу N 1722/04 о признании Администрации Тацинского района Ростовской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Управление выдало Администрации Тацинского района Ростовской области предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство N 807/04, а именно предписало исключить из пункта 2.6. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением Администрации Тацинского района N 199 от 18.08.2011 г., положение, предусматривающее обязанность лица, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, предоставлять следующие документы:
топографическая съемка территории земельного участка в М 1:500 (срок исполнения - не более одного года) с границами земельного участка, с контурами объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), расположенных на земельном участке и смежных земельных участках в бумажном и электронном виде;
технические условия либо действующие договоры на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
чертеж градостроительного плана земельного участка;
эскиз проекта (М 1:500) планируемого размещения объектов капитального строительства (реконструкции) с указанием сносимых и сохраняемых объектов (при наличии), указанием параметров планируемых объектов (этажность, размеры и т.д.).
Не согласившись с вынесенными актами, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, администрация обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Лицами, обращающимися с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, вместе с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка самостоятельно предоставляются документы, указанные в абзацах 1, 2, 6, 9, 10, 11 и 4 Административного регламента (в случае отсутствия сведений в ЕГРП).
Как следует из части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 г.
N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту - Закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 названного Федерального закона.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.11.2012 г. по делу N А32-278/2012.
При этом согласно части 6 статьи 7 Закона N 210-ФЗ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
2) документы воинского учета;
3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
5) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;
6) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;
7) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
8) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 г. N 383-ФЗ);
9) документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
10) справки, заключения и иные документы, -выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;
11) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;
12) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
13) учредительные документы юридического лица;
14) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
15) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
16) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
17) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и необходимые для осуществления пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера пенсий;
18) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;
19) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо муниципальным правовым актом может быть предусмотрена реализация требований пункта 2 части 1 настоящей статьи в отношении документов, указанных в части 6 настоящей статьи и необходимых для предоставления государственных или муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в случае, если такие документы находятся в распоряжении государственных органов соответствующего субъекта Российской Федерации, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих, в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
Суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что органами местного самоуправления, предоставляющими муниципальные услуги, может быть определено, что лицами при обращении за оказанием муниципальной услуги должны быть представлены, в том числе, документы, указанные в пунктах 1, 13, 15 части 6 статьи 7 Закона N 210-ФЗ.
Согласно частям 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 названной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В этой связи подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника земельного участка, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. Форма градостроительного плана земельного участка, предусматривающая строки для заполнения оснований подготовки градостроительного плана земельного участка в виде реквизитов заявления обратившегося лица, отражает лишь факт поступления обращения и не содержит никаких предписаний о предоставлении каких-либо иных документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, материалов топографической съемки (определение Верховного суда Российской Федерации от 09.08.2012 г. N АПЛ12-449).
Согласно письму Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17.12.2012 г. N 3427-ВК/11/ГС для выдачи градостроительного плана земельного участка органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе. Согласно действующему законодательству органу местного самоуправления не предоставлены полномочия требовать от заявителя предоставления наряду с заявлением каких-либо иных документов, за исключением документов, подтверждающих статус физического лица (паспорт) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет). Полномочия органов местного самоуправления в области нормативно-правового регулирования планировки территорий охватываются только установлением порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления (часть 20 статьи 45). Порядок подготовки документации по планировке предполагает лишь организационную регламентацию действий муниципальных органов, уточняющую применительно к условиям конкретного муниципального образования процедуру подготовки, изложенную в статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что ссылка на данное письмо является необоснованной, судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 670, действовавшем в спорный период (далее - Положение), Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, а также осуществляющим по вопросам, не отнесенным законодательством Российской Федерации к ведению Министерства регионального развития Российской Федерации, функции по выработке и (или) реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пункту 5 указанного Положения Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству осуществляет в том числе следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- разрабатывает и представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Агентства;
- на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: форма градостроительного плана земельного участка; форма разрешения на строительство; форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; порядок внесения изменений в проектную документацию; перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации и строительству, влияющих на безопасность капитального строительства; порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства; своды правил и другие нормативные технические документы добровольного применения, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Таким образом, указанное письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17.12.2012 г. N 3427-ВК/11/ГС судом правомерно принято во внимание, как разъяснение уполномоченной службы. При этом данное письмо судом оценено в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наряду с другими доказательствами по делу.
Таким образом, органы местного самоуправления при предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка не вправе требовать от заявителя предоставления следующих документов:
1. топографическая съемка территории земельного участка в М 1:500 (срок исполнения - не более одного года) с границами земельного участка, с контурами объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), расположенных на земельном участке и смежных земельных участках в бумажном и электронном виде;
2. технические условия либо действующие договоры на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
3. чертеж градостроительного плана земельного участка;
4. эскиз проекта (М 1:500) планируемого размещения объектов капитального строительства (реконструкции) с указанием сносимых и сохраняемых объектов (при наличии), указанием параметров планируемых объектов (этажность, размеры и т.д.).
Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержаться сведения о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его местоположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка (определение Верховного суда Российской Федерации от 09.08.2012 г. N АПЛ 12-449).
Как следует из части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, градостроительный план земельного участка необходим лицам (в том числе хозяйствующим субъектам), осуществляющим строительство объектов капитального строительства, в том числе, на стадии их проектирования. Кроме того, согласно постановлению Администрации Тацинского района N 946 от 30.10.2012 г. "Об утверждении Реестра муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами местного самоуправления Тацинского района", в перечень услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Тацинского района, не входят услуги по осуществлению топографической съемки территории земельного участка в М 1:500 с границами земельного участка, с контурами объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), расположенных на земельном участке и смежных земельных участках в бумажном и электронном виде; услуги по подготовке чертежей градостроительного плана земельного участка; услуги по подготовке эскиза проекта (М 1:500) планируемого размещения объектов капитального строительства (реконструкции) с указанием сносимых и сохраняемых объектов (при наличии), указанием параметров планируемых объектов (этажность, размеры и т.д.).
В этой связи, требования о предоставлении лицом, обратившимся за предоставлением муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, документов, которые не определены законодательством Российской Федерации в качестве необходимых для предоставления названной муниципальной услуги, создает препятствия данным лицам, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности на рынке строительства.
По смыслу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации вопросы о соответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и возможности осуществления строительства (реконструкции) объекта капитального строительства решаются органом местного самоуправления на стадии выдачи разрешения на строительство.
Несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства. Градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости). Поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана не рассматривается вопрос о возможности строительства (реконструкции) для желаемых заявителем целей.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа Северо-Кавказского округа от 11.04.2013 г. по делу N А53-24542/2012.
Антимонопольным органом осуществлена проверка вышеназванных положений регламента и действий администрации на предмет соответствия их требованиям Закона о защите конкуренции и вынесено предписание о прекращении выявленных нарушений антимонопольного законодательства посредством исключения из Административного Регламента пунктов, противоречащих законодательству.
Согласно статье 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Термин "акт" используется в данной статье Закона о защите конкуренции в качестве общего понятия, включающего как нормативные правовые акты, так и ненормативные акты органов федеральной исполнительной власти и их должностных лиц.
Антимонопольный орган, установив, что нормативный правовой акт или ненормативный акт органа исполнительной власти нарушает положения Закона о защите конкуренции, и исходя из существа конкретного выявленного им нарушения, вправе на основании подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдать предписание об отмене или изменении этого акта либо на основании подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 23 названного Закона обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействующим или недействительным полностью или частично.
Аналогичные разъяснения даны в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 11923/09, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2013 г. по делу N А53-18601/2012.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом заявитель не представил доказательства того, что оспариваемые решение и предписание управления не соответствуют закону и нарушают его права в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решение от 23.09.2013 г. по делу N 1722/04 и предписание от 17.09.2013 г. N 807/04, вынесенные управлением соответствуют требованиям закона и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2014 г. по делу N А53-24135/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24135/2013
Истец: ОТДЕЛ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЦИНСКОГО РАЙОНА
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области