г. Саратов |
|
07 мая 2014 г. |
Дело N А06-9525/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Каплина С.Ю., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Астраханской области Управление (Государственное учреждение) в Ленинском районе г. Астрахани, г. Астрахань,
на решение арбитражного суда Астраханской области от "26" февраля 2014 года по делу N А06-9525/2013 (судья Г.А. Плеханова),
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 4 имени Т.Г. Шевченко", г. Астрахань,
к Пенсионному фонду Российской Федерации (Государственное учреждение) по Астраханской области Управление (Государственное учреждение) в Ленинском районе г. Астрахани,
о признании недействительным решения от 03.12.2013 N 53/318 в части
при участии в судебном заседании представителя учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 4" - Бирюкова А.А.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 4 имени Т.Г. Шевченко" обратилось в Арбитражный суда Астраханской области с заявлением о признании недействительным в части решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани от 03.12.2013 N 53/318.
Решением арбитражного суда Астраханской области от "26" февраля 2014 года Решение Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани от 03.12.2013 N 53/318 признано недействительным в части доначисления страховых взносов с выплат пособий молодым специалистам с сумм 100000 рублей, грантов с сумм 75000 рублей и поощрений с сумм 200000 рублей, соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе города Астрахани с решением суда не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрев доводы жалобы и материалы дела не нашел оснований для удовлетворения жалобы фонда.
Как следует из материалов дела Фондом проведена выездная проверка образовательного учреждения - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 4 имени Т.Г. Шевченко" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Фонд, страховых взносов в ФФОМС и ТФОМС по результатам которой составлен акт проверки N 53/318 от 01.11.2013.
Проверкой установлено, что выплаты в виде грантов педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений, фактически произведенные учреждением - работодателем (школой) своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования.
Выплаты производились учителям, находящимся в длительном отпуске без содержания Дубовицкой Т.С., Поповой М.А.; пособия молодым специалистам Суриной В.И., Бармаковой Р.С., Калиевой А.В., Соколовой А.И.; грант Селезновой О.А., Тещиной И.П., Мошковой Е.А.; победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям Шевчук Л.В.
По мнению УПФ в связи с тем, что в ст. 9 Федерального закона N 212- ФЗ такие выплаты произведенные организацией - работодателем своим работника не поименованы, то они подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника финансирования. Начисленные суммы недоимки составили 113391 рублей, и штрафных санкций за неполную уплату сумм страховых взносов в сумме 43655 рублей и пени в размере 20971,21 рублей.
Решением от 03.12.2013 N 53/318 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ.
Не согласившись с решением фонда, страхователь оспорил его в судебном порядке, ссылается на несоответствие данного решения нормам законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что произведенные выплаты не связаны с трудовыми отношениями и взнос в пенсионный фонд исчислению не подлежит.
Апелляционный суд счел выводы суда первой инстанции правомерными.
.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие условий о несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, т.е. для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, признаются, в том числе, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные подпунктом 2 части 3 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которому в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства
В силу ст. 582 ГК РФ грант является предметом гражданско-правового договора пожертвования.
В данном случае грантополучателями являются победители конкурсов, молодые педагогические работники, т.е. физические лица.
Грантодателем выступает администрация города Астрахани, а указанные физические лица не являются работниками администрации города Астрахани.
Суммы в виде Грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ на счет Школы, являющейся работодателем в отношении грантополучателей, не поступали. Соответственно Школа не распределяла вознаграждение из этих сумм своим работникам.
Организация грантополучатель не является плательщиком ЕСН в отношении тех сумм, которые не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для этой организации.
Таким образом судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что, Гранты в предоставляются физическим лицам не на основании трудового, гражданско-правового или авторского договора, т.е. они не относятся к выплатам, которые являются основанием для обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию. Следственно, суммы в виде грантов, полученные физическими лицами, не облагаются страховыми взносами в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС.
Кроме того, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат связанных, в том числе и с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
В соответствии с пункта 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений города Астрахани, утвержденного постановлением мэра города от 24.08.2006 N 1539-м (с изменениями), средства гранта могут быть использованы для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, издания научно-методической литературы, обобщающей опыт работы, творческих командировок с целью изучения педагогического опыта и т.д., то есть для возмещения расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Таким образом, гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, в частности за октябрь 2010 года Селезневой О.А. в сумме 25000 рублей, Тещиной Н.П. - 25000 рублей, за декабрь 2011 года Мошковой Е.А. - 25000 рублей, администрацией города Астрахани (не являющейся для них работодателем) не облагаются страховыми взносами.
Выплата Шевчук Л.В. - в сумме 200000 рублей, осуществлена как "победителю конкурса на получение денежного поощрения лучшим учителям", осуществлена на основании Закона Астраханской области от 5 декабря 2005 г. N 74/2005-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Астраханской области" (с изменениями и дополнениями).
Данным Законом утверждена Методика распределения субвенций на выплату денежного поощрения лучшим учителям муниципальных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования, являющимся победителями конкурсного отбора.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) Астраханской области на выплату денежного поощрения лучшим учителям муниципальных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - денежное поощрение лучших учителей), за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования, являющимся победителями конкурсного отбора (далее - субвенции).
Перечисление субвенций осуществляет министерство образования и науки Астраханской области в соответствии с утвержденной сводной бюджетной росписью.
Фондом не оспаривается, что основанием для выплаты спорной суммы премии явилась победа Шевчук Л.В. в конкурсе и приказ Школы "О премировании сотрудника", согласно которым денежная премия в сумме 200000,0 рублей подлежала выплате учителю, признанному лучшим учителем года по итогам конкурсного отбора.
Суд считает, что выплата поименованная как премия не является вознаграждением работника Шевчук Л.В. за исполнение ей своих трудовых обязанностей, не гарантирована ни трудовым, ни коллективным договорами, была получена физическим лицом за победу в конкурсе, организованном министерство образования и науки Астраханской области.
Наличие трудовых отношений между Шевчук Л.В. и Школой, являющимся образовательным учреждением, является условием допуска к участию в конкурсе, проводившемуся между работниками таких учреждений.
Кроме того, выплата премии осуществлена не по решению самого заявителя, а на основании властного предписания вышестоящего органа.
Под премией в сумме 200000,0 рублей. следует понимать денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений, то есть средства, не подпадающие под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Государственное пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
С учетом приведенной нормы, единовременные пособия, выплаченные страхователем молодым специалистам являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам.
Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат производится из фонда оплаты труда.
Таким образом, объектом для исчисления страховых взносов являются не любые доходы работника по месту его работы, а лишь начисленные ему за определенный трудовой результат.
Выплаты Суриной В.И. - 25000 рублей (ноябрь 2011), Ермаковой Р.С. - 25000 рублей, Калиевой А.Б. - 25000 рублей, Соколовой А.И. - 25000 рублей (ноябрь 2012), производились в качестве единовременного пособия молодым специалистам.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу, что спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Школы и не включены в систему оплаты труда.
С учетом изложенного решение Фонда от 03.12.2013 N 53/318 о начислении страховых взносов, пеней и штрафов правомерно признано незаконным, в связи, с чем решение суда не подлежит изменению..
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от "26" февраля 2014 года по делу N А06-9525/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9525/2013
Истец: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 4 имени Т. Г. Шевченко"
Ответчик: Пенсионный фонд Российской Федерации Отделение (Государственное учреждение) по Астраханской области Управление (Государственное учреждение) в Ленинском районе г. Астрахани