г. Санкт-Петербург |
|
07 мая 2014 г. |
Дело N А56-44707/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Алексеева Г.П. по доверенности. от 14.05.2012
от заинтересованного лица: Панина С.Н. по доверенности от 09.01.2014 N 22/03
от третьих лиц: 1)-3)-не явились-извещены ( уведомление N 27646, 27645, 27641, 27640); 4) Валдайцевой В.Р. по доверенности от 13.12.2014 N 374-42;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-6689/2014, 13АП-6687/2014, 13АП-6836/2014) ЗАО "Ника" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2014 г. по делу N А56-44707/2012 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Ника"
к Правительству Санкт-Петербурга, Комитету по строительству, СПб ГУ "Управление инвестиций"
третьи лица: 1) ООО "Приморская строительная компания", 2) ООО "Ника Плюс", 3) ООО "Группа инжиниринг", 4) Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, 4) Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
об обязании исполнить предписание УФАС по Санкт-Петербургу от 23.09.2009
установил:
Закрытое акционерное общество "Ника" (197374, Санкт-Петербург, Торфяная дорога, д.2, кор.2, далее-заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Правительства Санкт-Петербурга (190000, Санкт-Петербург, Смольный), Комитета по строительству (190000, Санкт-Петербург, наб.реки Мойки, д.76), СПб ГУ "Управление инвестиций" (190000, Санкт-петербург, пер.Пирогова, д.5, 76) исполнить предписание УФАС по Санкт-Петербургу (191186,Санкт-Петербург, Невский пр, д.7-9, далее-антимонопольный орган) от 23.09.2009 по делу N К 03-46/09 в части выставления земельного участка на торги.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу участвует в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета сора, в силу ст.50 АПК РФ.
К участию в деле в качестве лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ООО "Приморская строительная компания", ООО "Ника Плюс", ООО "Группа инжиниринг", Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Ника" и Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу направили апелляционные жалобы, в которых просили решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представитель ЗАО "Ника" поддержал доводы апелляционной жалобы и согласился с позицией антимонопольного органа, изложенной в апелляционной жалобе, по тем основаниям, что предписание, принятое федеральным органом исполнительной власти подлежит обязательному исполнению, поскольку судебными актами по делу N А56-44738/2012 признано незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по строительству и СПб ГУ "Управление инвестиций" в неисполнении предписания антимонопольного органа.
Представители Правительства Санкт-Петербурга, СПб ГУ "Управление инвестиций" и Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в судебном заседании не согласились с доводами апелляционных жалоб, возражения изложили в отзывах и просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, ООО "Приморская строительная компания", ООО "Ника Плюс", ООО "Группа инжиниринг" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их удовлетворения.
Как видно из материалов дела, между Комитетом по управлению городским имуществом (арендодатель) и ООО "Группа Инжиниринг" (арендатор) на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2009 N 287 "О проектировании и строительстве сельскохозяйственного рынка по адресу: Приморский район, Торфяная дорога, участок 1 (восточнее дома N2, корп.2, литера Ж, по Торфяной дороге)" 10.04.2009 был заключен договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях N 00/ЗК-05002(17), в соответствии с которым ООО "Группа инжиниринг" во временное владение и пользование предоставлен земельный участок по адресу: Приморский район, Торфяная дорога, участок 1 (восточнее дома N2, корп.2, литера Ж, по Торфяной дороге), площадью 5670 кв.м., кадастровый номер 78:34:4139Б:11, для осуществления инвестиционного проекта по проектированию и строительству сельскохозяйственного рынка.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу действия Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по строительству, Санкт-Петербургского ГУ "Управление инвестиций" при предоставлении ООО "Группа инжиниринг" указанного земельного участка для осуществления инвестиционного проекта по проектированию и строительству сельскохозяйственного рынка признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), о чем вынесено решение от 23.09.2009 по делу N К03-46/09 и выдано предписание от 07.10.2009 N 03/7828 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции при предоставлении земельных участков.
Согласно предписанию УФАС по Санкт-Петербургу от 07.10.2009 N 03/7828 Правительству Санкт-Петербурга, Комитету по строительству Санкт-Петербурга, СПб ГУ "Управление инвестиций" в соответствии с полномочиями каждого государственного органа предписано: отменить постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2009 N 287 "О проектировании и строительстве сельскохозяйственного рынка по адресу: Приморский район, Торфяная дорога, участок 1 (восточнее дома N 2, корп.2, литера Ж по Торфяной дороге) и выставить указанный земельный участок на торги.
Правительством Санкт-Петербурга, Комитетом по строительству Санкт-Петербурга, СПб ГУ "Управление инвестиций" названные решение и предписание антимонопольного органа были обжалованы в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.2010 по делу N А56-83070/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010, оставленным без изменения постановлением ФАС СЗО от 27.04.2011, указанное решение суда первой инстанции было отменено, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 07.10.2009 N 03/7825 признано недействительным в части абзаца первого резолютивной части решения, содержащего выводы о нарушении части 1 статьи 15 Закона N135-ФЗ при предоставлении ООО "Группа инжиниринг" земельного участка для проведения изыскательских работ постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.11.2007 N 1498. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом апелляционной инстанции было отказано.
ЗАО "Ника" обжаловано бездействие Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по строительству Санкт-Петербурга и СПб ГУ "Управление инвестиций" в неисполнении предписания антимонопольного органа от 23.09.2009 по делу К03-46/09.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2012 по делу N А56-44738/2012 заявленные ЗАО "Ника" требования частично удовлетворены и признано незаконным бездействие Правительства по исполнению пункта 1.1 предписания антимонопольного органа от 23.09.2009 по данному делу в части отмены постановления Правительства от 17.03.2009 N 287, в удовлетворении остальной части требований было отказано.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.01.2013 по делу N А56-44738/2012 решение суда первой инстанции отменил в части отказа обществу в удовлетворении заявленных требований и признал незаконным бездействие Правительства, Комитета и Учреждения, выразившееся в невыполнении пункта 1.2 предписания УФАС по Санкт-Петербургу от 23.09.2009 по делу К03-46/09.
Неисполнение Правительством Санкт-Петербурга, Комитетом по строительству, СПб ГУ "Управление инвестиций" п.1.2 предписания УФАС по Санкт-Петербургу от 23.09.2009 в виде выставления земельного участка по адресу: Приморский район, Торфяная дорога, участок 1 (восточнее дома N 2, корп.2, литера Ж, по Торфяной дороге), площадью 5670 кв.м., кадастровый номер 78:34:4139Б:11, на торги, явилось основанием для обращения ЗАО "Ника" в суд с настоящим требованием. Аналогичное заявление поступило от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, заявившего самостоятельные требования относительно предмета спора в силу статьи 50 АПК РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Формы обращения в арбитражный суд предусмотрены в статье 4 АПК РФ и конкретизированы в положениях Кодекса.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 ГК РФ и не является исчерпывающим. Согласно абзацу 13 указанной статьи защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.
В силу статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению.
Согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Из материалов дела следует, что во исполнение предписания УФАС по Санкт-Петербургу от 23.09.2009 Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 13.12.2011 N 1682 "О признании утратившим силу постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 17.03.2009 N 287, от 23.06.2009 N 741".
При исследовании оснований неисполнения Правительством Санкт-Петербурга, Комитетом по строительству, СПб ГУ "Управление инвестиций" п.1.2 предписания УФАС по Санкт-Петербургу от 23.09.2009 в виде выставления земельного участка по адресу: Приморский район, Торфяная дорога, участок 1 (восточнее дома N 2, корп.2, литера Ж, по Торфяной дороге), площадью 5670 кв.м., кадастровый номер 78:34:4139Б:11, на торги судом первой инстанции установлено, что 06.10.2011 ООО "Группа инжиниринг" произведена государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 78:34:4139:11:23, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Приморский район, Торфяная дорога, участок 1 (восточнее дома N 2, корпус 2, литера Ж, по Торфяной дороге), о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись за N 78-78-38/186/2011-122, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 06.10.2011 на бланке серии 78-АЖ 319212.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Материалами дела подтверждается, что до настоящего времени на спорном земельном участке расположен объект незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу на ООО "Группа инжиниринг", что следует из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2013 по делу N А56-77843/2012.
Суд первой инстанции, оценив указанные обстоятельства, сделал правильный вывод о невозможности выполнения п.1.2 предписания УФАС по Санкт-Петербургу от 23.09.2009, поскольку до настоящего времени право собственности ООО "Группа инжиниринг" на объект незавершенного строительства, расположенный на спорном земельном участке, находящемся в пользовании ООО "Группа инжиниринг" на основании договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 25.07.2012 N 17-ЗД-06459, подписанного с КУГИ Санкт-Петербурга, не признано недействительным.
В противном случае, удовлетворение требований заявителя и антимонопольного органа приведет к ущемлению права собственности ООО "Группа инжиниринг", чем будут нарушены положения статьи 209 ГК РФ и статьи 1 Протокола 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
В апелляционных жалобах ЗАО "Ника" и антимонопольный орган повторили свои доводы, изложенные в заявлениях, которым судом первой инстанции дана полная оценка, оснований для переоценки не имеется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и объективно оценил обстоятельства, установленные по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 января 2014 года по делу N А56-44707/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы ЗАО "Ника" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44707/2012
Истец: ЗАО "Ника"
Ответчик: Комитет по строительству, Правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское ГУ "Управление инвестиций", СПб ГУ "Управление инвестиций"
Третье лицо: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, ООО ""Приморская строительная компания", ООО "Группа инжиниринг", ООО "Ника Плюс", Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, Прокуратура Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6190/14
07.05.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6689/14
28.01.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-44707/12
14.02.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-649/13