город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2014 г. |
дело N А32-6010/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.А. Сулименко, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ТСЖ "Урожай-2000": Нетахина Ольга Григорьевна, паспорт, по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.01.2014 по делу N А32-6010/2013, принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Урожай-2000"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Урожай-2000" (далее - ТСЖ "Урожай-2000") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИ КК) о признании недействительным предписания от 19.11.2012 N 002112.
Решением суда от 31.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2013, требования товарищества удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.11.2013 решение от 31.05.2013 и постановление от 15.08.2013 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Краснодарского края.
Принятым по результатам нового рассмотрения дела решением от 20.01.2014 суд признал недействительным пункт N 2 предписания ГЖИ КК от 19.11.2012 N 002112. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ КК обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда и отказать товариществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В жалобе указано, что предписание выдано в связи с нарушениями закона, выявленными по результатам мониторинга, осуществляемого на основании Порядка, утвержденного приказом Министерства регионального развития России от 09.04.2012 N 162.
В судебное заседание не явились представители ГЖИ КК, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ГЖИ КК.
Представитель ТСЖ "Урожай-2000" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ТСЖ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалобы.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в результате мониторинга, проводимого на основании Приказа Минрегионразвития РФ от 09.04.2012 N 162 "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" выявлено, что ТСЖ "Урожай 2000" не была размещена в полном объеме на сайтах www.minregion.ru и www.yrogay2000.ru информация, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
Инспекцией выявлено, что ТСЖ "Урожай-2000" нарушены п. 5.1, п.п. б), в), д), е) п.8.1, п. 9.1, п.п. а), б), в), г), д) п. 11.1, п.12, п.13.1, п. 14 Стандарта.
В связи с выявленными нарушениями ведущим консультантом ГЖИ Краснодарского края товариществу собственников жилья "Урожай-2000" выдано предписание N 002112 от 19.11.2012.
Согласно пункту 1 предписания ТСЖ "Урожай-2000" должно в срок до 01.02.2013 разместить на сайте ТСЖ "Урожай-2000" - www.yrogay2000.ru информацию в полном объеме согласно постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 N 731.
Пунктом 2 предписания предписано в срок до 01.02.2013 разместить на сайте Минрегионразвития России www.minregion.ru информацию в полном объеме согласно постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 N 731.
Считая незаконным выданное предписание, ТСЖ "Урожай-2000" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными акта (действий) должностного лица органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта (действий) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания ГЖИ КК N 002112 от 19.11.2012, выданного уполномоченным должностным лицом в соответствии с компетенцией в целях устранения выявленных нарушений закона.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт).
Согласно пункту 2 Стандарта под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Перечень раскрываемой информации установлен в пункте 3 Стандарта.
В соответствии с п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 5(1) Стандарта товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;
б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды);
в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Пунктами 8(1), 9(1), 11(1), 12, 13(1) утверждены перечни информации, подлежащей раскрытию товариществами собственников жилья в рамках общей информации о товариществе; в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности товарищества; в рамках информации о порядке и об условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме товариществом; в рамках информации о размере обязательных платежей и взносов, сведений об образовании резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества, в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, с указанием размера таких фондов.
В рамках проведенного Госжилинспекцией мониторинга и анализа информации установлено, что ТСЖ "Урожай-2000" информация, предусмотренная п.п. б), в), д), е) п.8.1, п. 9.1, п.п. а), б), в), г), д) п. 11.1, п.12, п.13.1, п. 14 Стандарта в нарушение п. 5.1 Стандарта не размещена на сайте товарищества - www.yrogay2000.ru и на официально установленном органом исполнительной власти сайте Минрегионразвития России - www.minregion.ru.
Доказательств обратного, а именно размещения на момент проверки (ноябрь 2012 года) информации, предусмотренной п.п. б), в), д), е) п.8.1, п. 9.1, п.п. а), б), в), г), д) п. 11.1, п.12, п.13.1, п. 14 Стандарта на сайтах товарищества и на официальном сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ТСЖ "Урожай-2000" в материалы дела не представлено.
Кроме того, в ходе проверки размещения информации было установлено, что доступ к информации на сайте ТСЖ "Урожай-2000" www.yrogay2000.ru осуществляется только после предоставления пароля (л.д. 42 том 1).
Установленная частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность органа государственной власти по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, законности совершения оспариваемых действий, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела ТСЖ "Урожай-2000" с учетом требований ст. 68 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств размещения информации в полном объеме в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 на официально определенном сайте и на сайте товарищества. Также не представлено доказательств беспрепятственного доступа заинтересованных лиц к информации, размещенной на сайте товарищества.
Таким образом, на момент выдачи предписание являлось законным.
То обстоятельство, что в настоящий момент официальным сайтом, определяемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является сайт www.reformagkh.ru, не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
В силу пункта 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
В соответствии с приказом Минрегионразвития России от 24.11.2011 N 543 (действовавший на момент выдачи оспариваемого предписания) адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определен как www.minregion.ru.
Приказом Минрегионразвития России от 10.12.2012 N 535 внесены изменения в Приказ Минрегионразвития России от 24.11.2011 N 543 "Об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минрегионразвития России от 10.12.2012 N 535 официальным сайтом в сети Интернет, предназначенным для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, следует считать сайт www.reformagkh.ru.
Приказом Минрегионразвития России от 03.06.2013 N 237 отменены приказы Минрегионразвития России от 24.11.11 N 543 и от 10.12.12 N 535.
Приказом Минрегионразвития России от 02.04.2013 N 124 определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
Предписание N 002112 было выдано 19.11.2012, то есть до принятия Приказа Минрегионразвития России от 10.12.2012 N 535, определившего в качестве официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами www.reformagkh.ru.
Приказ от 10.12.2012 N 535 был принят в период действия предписания, однако невнесение в предписание изменений (в пункт N 2 при указании адреса официально определенного сайта) не свидетельствует о его незаконности.
ТСЖ "Урожай-2000" как лицо, осуществляющее управление имуществом многоквартирного жилого дома, обязано следить за изменениями в законодательстве, касающимися обязанностей управляющих организаций, и надлежащим образом их исполнять.
Из материалов дела и пояснений представителей ТСЖ "Урожай-2000" также не следует, что у товарищества имелись какие-либо неясности применительно к порядку исполнения предписания.
ТСЖ "Урожай-2000" не обращалось в ГЖИ КК с заявлениями о разъяснении положений предписания.
Кроме того, невнесение изменений в предписание в части указания измененного официального сайта не повлекло нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Урожай-2000".
Из материалов дела следует, что 26.03.2013 заместитель руководителя ГЖИ КК снял предписание с контроля. Протокол об административном правонарушении в связи с неисполнением предписания в отношении ТСЖ не составлялся (л.д. 27 том 1).
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы ТСЖ о допущенных инспекцией нарушениях Федерального закона N 294-ФЗ.
Порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, установлен Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 приказа Порядок определяет процедуру осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
На основании пункта 4 Порядка контроль осуществляется в следующих формах: а) систематическое наблюдение и анализ информации применительно к подпунктам "а" - "г" пункта 3 настоящего Порядка; б) проведение плановых и внеплановых проверок.
Согласно подп. "а" - "г" пункта 3 Порядка контроль осуществляется в отношении: а) факта раскрытия информации; б) источника опубликования информации; в) сроков и периодичности раскрытия информации; г) полноты раскрытия информации.
На основании подп. "б" пункта 5 Порядка в случае выявления допущенных управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом и иным специализированным потребительским кооперативом нарушений Стандарта раскрытия информации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет мониторинг устранения выявленных нарушений.
Контроль в отношении факта раскрытия информации, сроков и периодичности раскрытия информации, полноты раскрытия информации осуществляется в силу пункта 3 и пункта 4 Порядка в форме систематического наблюдения и анализа информации.
Порядок не устанавливает обязательных требований к извещению о проводимом мониторинге законных представителей лица, в отношении которого проводится систематическое наблюдение.
Материалами дела подтверждается, что нарушения, в связи с которыми выдано оспариваемое предписание, были выявлены в ходе систематического наблюдения и анализа информации, проводимых ГЖИ КК на основании Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для признания недействительным предписания ГЖИ Краснодарского края N 002112 от 19.11.2012, выданного в соответствии с законом и не нарушившего прав и законных интересов ТСЖ "Урожай-2000".
Таким образом, решение суда от 20.01.2014 подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ. Товариществу "Урожай-2000" надлежит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на ТСЖ "Урожай-2000".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 января 2014 года по делу А32-6010/2013 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления Товарищества собственников жилья "Урожай-2000".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6010/2013
Истец: ТСЖ "Урожай-2000"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция КК
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3840/14
20.01.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6010/13
05.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6471/13
15.08.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11052/13
31.05.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6010/13