город Омск |
|
12 мая 2014 г. |
Дело N А70-12153/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1696/2014) открытого акционерного общества "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2013 по делу N А70-12153/2013 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области о признании незаконным предписания N 228 от 15.08.2013,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Ростелеком" в лице филиала в Тюменской и Курганской областях - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, административный орган, заинтересованное лицо) от 18.08.2013 N 228.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2013 по делу N А70-12153/2013 в удовлетворении требований заявителя отказано, что послужило основанием для его обращения в апелляционный суд с жалобой на судебное решение.
Восьмым арбитражным апелляционным судом из материалов дела установлено, что на основании жалобы (вх.N 2141-ж от 15.07.2013) потребителя услуг связи, предоставляемых ОАО "Ростелеком", административным органом в отношении общества проведена внеплановая проверка.
По итогам проверки составлен акт N 318 от 15.08.2013, в котором отражено, что при заключения договора об оказании услуг электросвязи с потребителем (абонентом) до последнего не была доведена достоверная информация о выбранном тарифном плане, его стоимости и о номере уникального идентификатора, что привело в том числе к нарушению порядка внесения платы за оказанные телематические услуги в полном объеме (неверно указаны адрес, тарифный план и логин абонента).
Кроме того, в акте проверки указано, что договор N 4840476 от 05.02.2013 с абонентом исполнен мелким шрифтом, который не обеспечивает доступность предоставления информации об оказываемых услугах.
В данных обстоятельствах заинтересованное лицо усмотрело нарушение обществом требований статей 8, 10 Закона N 2300-1 "О защите прав потребителей", в связи с чем заявителю выдано предписание N 228 от 15.08.2013 о прекращении нарушения прав потребителей и обеспечении соблюдения обязательных требований действующего законодательства в области защиты прав потребителей, изложенных в статьях 8, 10 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а именно:
- при заключении договора об оказании услуг связи доводить до потребителя достоверную информацию, в том числе о тарифном плане для оплаты телематических услуг связи, о номере уникального идентификатора-логина;
- при заключении договора об оказании услуг связи доводить до потребителей в наглядной и доступной форме необходимую информацию о реализуемой услуг и условиях ее приобретения в целях правильного выбора, в частности, исзлагать условия договора об оказании услуг связи шрифтом, размер которого предусмотрен для официальных изданий в соответствии с СанПин 12.1253-03 "Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 30.03.2003.
Считая данное предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, в удовлетворении которых было отказано судом первой инстанции. Свое решение суд мотивировал наличием в действиях нарушений требований Закона "О защите прав потребителей", что выразилось в исполнении обществом договора шрифтом, не позволяющим в доступной форме получить информацию об оказываемых услугах.
В апелляционной жалобе ОАО "Ростелеком" просит судебное решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывает, что составление договора с использованием мелкого шрифта не является нарушением действующего законодательства, в том числе норм гражданского права, которыми установлен принцип "разрешено все, что прямо не запрещено законом".
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области с доводами апелляционной жалобы не согласно, о чем представило отзыв, в котором изложило свои возражения и поддержало выводы суда первой инстанции.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших об его отложении (часть 3 статьи 156 и часть 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ)). До начала судебного заседания от административного органа и общества поступили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей, которые апелляционный суд счел возможным удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий или имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Согласно статье 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей").
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Частью 2 установлено, что правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 16 и 18 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора, заключенного в письменной форме.
Толкование указанных норм позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что используемый в договоре с потребителем шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания договора, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо его части. Нечитаемость отдельных положений договора может привести к искажению смысла такого договора и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться предоставляемой обществом услугой.
Таким образом, мелкий шрифт договора не обеспечивает доступность восприятия информации, содержащейся в договоре, в том числе об оказываемой услуге, что влечет нарушение прав потребителя на получение в доступной форме необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе.
Из материалов дела следует, установлено судом первой инстанции и не оспаривается обществом, что договор с абонентом, жалоба которого послужила основанием для производства внеплановой проверки в отношении общества, имеет мелкий шрифт, что крайне затрудняет визуальное восприятие текста договора.
Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении обществом положений статей 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают требований к величине шрифта договора, являются обоснованными, однако не влияющими на существо рассматриваемых отношений, поскольку законодательство о защите прав потребителей содержит императивные нормы, запрещающие нарушение прав потребителей, что имеет место быть в рассматриваем случае.
Кроме того, из материалов дела следует, что помимо мелкого шрифта в договоре, обществом также было допущено указание в договоре недостоверной информации о выбранном тарифном плане, его стоимости и о номере уникального идентификатора, что привело в том числе к нарушению порядка внесения платы за оказанные телематические услуги в полном объеме (неверно указаны адрес, тарифный план и логин абонента).
Данные обстоятельства обществом не оспариваются и не опровергаются, свидетельствуют о нарушении требований статей 8, 10 Закона "О защите прав потребителей".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Поскольку в ходе проверки общества были установлены указанные выше обстоятельства, свидетельствующие о допущенных нарушениях, постольку выдача предписания об их устранении была правомерно осуществлена Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что у административного органа имелись все основания для выдачи оспариваемого предписания, в силу чего оно было правомерно и обоснованно признано судом первой инстанции законным и обоснованным.
При данных обстоятельствах, отказав в удовлетворении заявленных ОАО "Ростелеком" требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении требований судебные расходы заявителя, понесенные в связи с подачей жалобы, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перераспределению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ростелеком" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.12.2013 по делу N А70-12153/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12153/2013
Истец: ОАО "Ростелеком", ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" Тюменский филиал
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Управление Роспотребнадзора по ТО)