г. Красноярск |
|
08 мая 2014 г. |
Дело N А33-90/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии:
от заявителя (открытого акционерного общества "Лесосибирский ЛДК N 1"): Лысенко Е.А., представителя по доверенности от 27.03.2014 N 83;
от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю): Гвозденко Л.А. представителя по доверенности от 02.04.2014; Ермоленко А.А., представителя по доверенности от 17.03.2014; Есиной Н.Г., представителя по доверенности от 17.03.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" декабря 2013 года по делу N А33-90/2013, принятое судьей Малофейкиной Е.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Лесосибирский ЛДК N 1" (далее - заявитель, общество, ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1") (ОГРН 1022401504949, ИНН 2454003302) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция) (ОГРН 1042442640217, ИНН 2465087255) от 26.07.2012 N 5 "Об отмене решения от 31.01.2012 N 19 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в заявительном порядке" и от 26.09.2012 N24 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части признания необоснованным применения заявителем налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по операциям реализации услуг на сумму 86 836 169 рублей, а также отказа в применении налоговых вычетов по НДС по указанным операциям в сумме 846 805 рублей.
Решением суда от "24" декабря 2013 года заявление удовлетворено: признано недействительным решение Инспекции от 26.07.2012 N 5 "Об отмене решения от 31.01.2012 N 19 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке" и решение от 26.09.2012 N24 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части признания необоснованным применения налоговой ставки 0% по НДС по операциям реализации услуг на сумму 86 836 169 рублей, а также отказа в применении налоговых вычетов по НДС по указанным операциям в сумме 846 805 рублей.
На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1". С Инспекции в пользу ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" взыскано 4000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие у общества правовых оснований для применения 0 процентной ставки по НДС в отношении операций по реализации услуг об оказании транспортно-экспедиционных услуг и вычетов по указанному налогу ввиду следующих обстоятельств:
- из материалов дела не следует и заявитель не подтвердил факт наличия договорных правоотношений по организации международных перевозок для компаний - покупателей "NAISON COMMERCIAL LTD" (Кипр), "LEXNER HANDEL K/S" (Дания); представленные обществом коносаменты не являются надлежащими доказательствами наличия соответствующих правоотношений, поскольку из содержания данного документа не следует, что обществом оказывались услуги по организации морской перевозки; коносамент в соответствии с нормами действующего законодательства является не договором, наличие которого обязательно, а доказательством его заключения;
- согласно представленным в материалы дела доказательствам обществом были оказаны услуги по транспортной экспедиции железнодорожным транспортом до морских портов; дальнейшую отправку груза (погрузку, крепление груза, его разгрузку) иностранным контрагентам осуществляли другие общества, что в том числе подтверждается судебными актами по делу N А32-4762/2013;
- документы, представленные обществом в подтверждение оказания транспортно-экспедиционных услуг, содержат противоречивые сведения и достоверно не подтверждают оказание соответствующих услуг;
- выводы суда о необходимости руководствоваться целью перевозки для квалификации перевозки в качестве международной перевозки основаны на неверном толковании норм права, поскольку осуществление международной перевозки предполагает пересечение границы Российской Федерации, а не доставку груза к морскому порту для дальнейшей отправки за пределы страны;
- Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки были приняты все меры по истребованию у общества необходимых документов в отношении обстоятельств по применению нулевой налоговой ставки по НДС, в связи с чем выводы суда первой инстанции о неистребовании ответчиком необходимых документов являются необоснованными;
- общество не подтвердило право на применение налоговых вычетов в размере 846 805 рублей, поскольку им не был обеспечен достоверный налоговый учет сумм налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 % по коду 1010405, на момент определения налоговой базы;
- часть актов по оказанию услуг транспортной экспедиции товара были составлены не в рамках договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 04.10.2010 LEX/E/S/RW/2/10, заключенного с LEXNER HANDEL K/S (Дания);
- суд первой инстанции необоснованно отказал в отложении судебного разбирательства, тем самым лишив ответчика возможности осуществить проверку обоснованности позиции общества об осуществлении им международной перевозки.
Представители налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, дополнения и пояснения к нему, в которых с апелляционной жалобой, дополнениям к ней не согласилось, в ее удовлетворении просило отказать. Общество, в том числе, сослалось на неверное толкование налоговым органом норм материального права, на неустранение установленных в ходе проверки противоречий посредством проведения мероприятий налогового контроля, на неотражение части заявленных доводов в апелляционной жалобе, в дополнениях к ней в качестве оснований для принятия оспариваемых решений, на подверженность права на применение нулевой процентной ставки по НДС и права на вычет по указанному налогу.
Представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: копий поручений об истребования документов (информации) в порядке статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (от 30.01.2014 N 133, от 29.01.2014 N 123, от 04.12.2013 N 2914, от 04.12.2013 N 2919) и поступивших на них ответов с приложенными документами (всего 209 листов).
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 159, 184, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку судом не установлена уважительность причин непредставления указанных документов в суд первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
20.01.2012 ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2011 года, согласно которой: сумма налога, заявленная к возмещению в заявительном порядке, составила 40 475 299 рублей (строка 1_050); по коду 1010401 "Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной зоны (не указанных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации)" отражена налоговая база в сумме 511 006 706 рублей (строка 4_010_02); сумма налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена, составила 68 012 857 рублей; по коду 1010405 "Реализация работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации (в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации)" обществом отражена налоговая база в размере 143 563 933 рубля (строка 4_010_02); сумма налоговых вычетов по операциям реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждена, составила 1 400 000 рублей (строка 4_010_03).
Одновременно с налоговой декларацией обществом направлены в Инспекцию: пакет документов (приложения N N 1-10) согласно статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подтверждающий экспорт товаров; копии счетов-фактур, подтверждающих заявленную к возмещению сумму НДС (приложение N 11); список предоставляемых копий счетов-фактур приложен в виде таблицы данных (приложение N 12) о налоговых вычетах, применяемых при налогообложении товаров (работ, услуг) по ставке 0 процентов ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" за IV квартал 2011 года; заявление на применение заявительного порядка возмещения НДС (сопроводительное письмо от 20.01.2012 исх. N 151).
Решением от 31.01.2012 N 19 налоговый орган частично возместил НДС, заявленный обществом к возмещению в заявительном порядке, в размере 40 475 299 рублей.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекцией установлено и из представленных в материалы дела доказательств следует, что ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1", выступающее в качестве продавца, заключило, среди прочих, с покупателями - компанией "NAISON COMMERCIAL LTD" (Кипр) контракты купли-продажи от 24.02.2010 N NC/D/U/LES/1/10, от 25.01.2011 N NC/D/U/LES/1/11, от 25.01.2011 N NC/D/S/LES/1/11 и компанией "LEXNER HANDEL K/S" (Дания) контракты купли-продажи от 25.01.2011 N LEX/EUR/E/S/LES/1/11, от 25.01.2011 NLEX/GER/E/S/LES/1/11, от 25.01.2011 NLEX/UK/D/S/LES/1/11, с последующим подписанием дополнений, изменений к дополнениям, приложений к контрактам.
Согласно пунктам 1.1 вышеуказанных типовых контрактов продавец (ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1") продал, а покупатель купил пиломатериал на условиях ФСА-Лесосибирск (FCA-Lesosibirsk), по приложениям, являющимся неотъемлемой частью контракта. При толковании базиса поставки стороны договорились руководствоваться международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс-2000.
Сроки действия контрактов определены от даты подписания до 31.08.2011 (в случае с контрактом N NC/D/U/LES/1/10) и до 31.08.2012 (в случае с контрактами N NC/D/U/LES/1/11, N NC/D/S/LES/1/11, N LEX/EUR/E/S/LES/1/11, N LEX/GER/E/S/LES/1/11, N LEX/UK/D/S/LES/1/11). В пункте 1.2 контрактов стороны предусмотрели условие о том, что страна назначения и наименование грузополучателя отдельной товарной партии, указываются в соответствующем Приложении к контракту. Сумма, объем и сроки поставки товара уточняются в приложениях, являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта (пункты 2.4 контрактов).
Согласно приложениям:
- N N 5, 7, 9, 10 (с учетом изменения N1 к приложению 10) к контракту от 25.01.2011 N NC/D/U/LES/1/11: грузополучателем сосновых пиломатериалов общим объемом 21245 куб.м (2440+1500+5190+12500-385) на общую сумму 3 285 220 долларов США (382460+251450+761760+1897850-8300) является "NAISON COMMERCIAL LTD"; страна назначения - Египет; через - Новороссийск; отгрузка из Лесосибирска (апрель - май 2011 года, апрель - май 2011 года, апрель - июнь 2011 года, апрель - июль 2011 года);
- N N 1, 7 к контракту от 25.01.2011 N NC/D/S/LES/1/11: грузополучателем сосновых пиломатериалов объемом 2320 куб.м (2500-380+200) на сумму 513 450 долларов США (459 050-4000 + 58 400) является "NAISON COMMERCIAL LTD", страна назначения - Турция, через - Новороссийск, отгрузка из Лесосибирска (май-июнь 2011 года, июль 2011 года, июль 2011 года);
- N 2 к контракту от 25.01.2011 N NC/D/S/LES/1/11: грузополучателем сосновых пиломатериалов объемом 2686 куб.м на сумму 423 621 доллар США является "NAISON COMMERCIAL LTD", страна назначения - Ливан, через - Новороссийск, отгрузка из Лесосибирска (май-июнь 2011 года);
- N 3 к контракту от 25.01.2011 N NC/D/S/LES/1/11: грузополучателем сосновых пиломатериалов объемом 180 куб.м на сумму 28 980 долларов США является "SUNG HOON TIMBER", страна назначения - Южная Корея, через - Находка, Порт Восточный, отгрузка из Лесосибирска (май 2011 года);
- N 5 к контракту от 25.01.2011 N NC/D/S/LES/1/11: грузополучателем сосновых пиломатериалов объемом 500 куб.м на сумму 85 500 долларов США является "SINGLA TIMBERS", страна назначения - Индия, через - Санкт-Петербург, отгрузка из Лесосибирска (июнь 2011 года);
- N N 6, 9 (с учетом изменения N1 к приложению 6) к контракту от 25.01.2011 N NC/D/S/LES/1/11: грузополучателем сосновых пиломатериалов объемом 5960 куб.м (5580 - 1200 + 1580) на сумму 1 114 280 долларов США (1 005 580 - 215 100 + 323800) является "NAISON COMMERCIAL LTD", страна назначения - Сирия, через - Новороссийск, отгрузка из Лесосибирска (15 июля - 15 августа 2011 года, сентябрь 2011 года, сентябрь 2011 года);
- N N 56, 57 к контракту от 25.01.2011 N NC/D/U/LES/1/10: грузополучателем сосновых, елово-пихтовых, лиственничных пиломатериалов общим объемом 20070 куб.м (9920 + 10 150) на общую сумму 3 067 630 долларов США (1 473 230 + 1 594 400) является "NAISON COMMERCIAL LTD"; страна назначения - Египет; через - Новороссийск; отгрузка из Лесосибирска (март - апрель 2011 года, март - май 2011 года);
- N 1 к контракту от 25.01.2011 N LEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 1475 куб.м на сумму 254 790 ЕВРО является "WIMEX APS", страна назначения - Бельгия или Дания, через - Усть-Луга или Санкт-Петербург или Антропшино, отгрузка из Лесосибирска (февраль-март 2011 года);
- N 2 к контракту от 25.01.2011 N LEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 840 куб.м на сумму 151920 ЕВРО является в Бельгии - "DE GROOTE HOUT N.V.", в Дании - "WIMEX APS", страна назначения - Бельгия или Дания, через - Усть-Луга или Санкт-Петербург или Антропшино, отгрузка из Лесосибирска (февраль-март 2011 года);
- N 3 к контракту от 25.01.2011 N LEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 525 куб.м на сумму 38850 ЕВРО является "PIERRE HENRY AT FILS", страна назначения - Франция, через - Усть-Луга или Санкт-Петербург, отгрузка из Лесосибирска (февраль-март 2011 года);
- N 4 к контракту от 25.01.2011 N LEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 80 куб.м на сумму 18 000 ЕВРО является "Somex N.V", страна назначения - Бельгия, через - Усть-Луга или Санкт-Петербург или Антропшино, отгрузка из Лесосибирска (февраль-март 2011 года);
- N 5 к контракту от 25.01.2011 N LEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 320 куб.м. на сумму 62720 ЕВРО является "VAN HOOREBEKE TIMBER SARL", страна назначения - Франция, через - Усть-Луга, отгрузка из Лесосибирска (апрель 2011 года);
- N 6 к контракту от 25.01.2011 N LEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 5520 куб.м на сумму 931 470 ЕВРО является "VAN HOOREBEKE TIMBER SARL", страна назначения - Бельгия, через - Усть-Луга, отгрузка из Лесосибирска (февраль-апрель 2011 года);
- N 10 (с учетом дополнений NN 1, 2, 3) к контракту от 25.01.2011 N LEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 1945 куб.м. на сумму 463600 ЕВРО является в Бельгии - "DE GROOTE HOUT N.V.", в Дании - "WIMEX APS", во Франции - "PIERRE HENRY AT FILS", в Великобритании - "CHURCHILL&SIM GROUP LIMITED", "M.H SOUTHERN&CO. LTD", страна назначения - Бельгия, Франция, Дания или Великобритания, через - Усть-Луга или Санкт-Петербург или Антропшино или Заневский, отгрузка из Лесосибирска (апрель - май 2011 года);
- N 11 (с учетом дополнения N 1) к контракту от 25.01.2011 NLEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем елово-пихтовых пиломатериалов объемом 980 куб.м на сумму 73 500 ЕВРО является "LEXNER HANDEL K/S", страна назначения - Франция, Египет, через - Бакарица (Архангельск), отгрузка из Лесосибирска (апрель 2011 года);
- N 12 (с учетом дополнений NN 1, 2, 3) к контракту от 25.01.2011 N LEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 2640 куб.м. на сумму 629060 ЕВРО является в Бельгии - "DE GROOTE HOUT N.V." или "HOUTIMPORT LEMAHIEU N.V.", в Дании - "WIMEX APS", во Франции - "PIERRE HENRY AT FILS", в Великобритании - "UCM TIMBER PLC", "CHURCHILL&SIM GROUP LIMITED", страна назначения - Бельгия, Франция, Дания или Великобритания, через - Усть-Луга или Санкт-Петербург или Антропшино или Заневский, отгрузка из Лесосибирска (май-июль 2011 года);
- N 15 к контракту от 25.01.2011 NLEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем сосновых пиломатериалов объемом 2420 куб.м на сумму 296 730 ЕВРО является "VAN HOOREBEKE TIMBER N.V.", страна назначения - Бельгия, через - Санкт-Петербург, отгрузка из Лесоси-бирска (август 2011 года);
- N 16 к контракту от 25.01.2011 NLEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем сосновых пиломатериалов объемом 200 куб.м на сумму 22 600 ЕВРО является "VAN HOOREBEKE TIMBER SARL", страна назначения - Франция, через - Усть-Луга, отгрузка из Лесосибирска (август 2011 года);
- N 17 (с учетом дополнений NN 1, 2) к контракту от 25.01.2011 N LEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 2650 куб.м на сумму 583 300 ЕВРО является в Бельгии - "DE GROOTE HOUT N.V." или "HOUTIMPORT LEMAHIEU N.V." или "OMNIPLEX N.V.", в Дании - "WIMEX APS", во Франции - "PIERRE HENRY AT FILS", в Великобритании - "UCM TIMBER PLC", "CHURCHILL&SIM GROUP LIMITED", страна назначения - Бельгия, Франция, Дания или Великобритания, через - Усть-Луга или Санкт-Петербург или Антропшино или Заневский, отгрузка из Лесосибирска (июль-сентябрь 2011 года);
- N 18 к контракту от 25.01.2011 N LEX/EUR/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 16 куб.м на сумму 4384 ЕВРО является в Великобритании - "CHURCHILL&SIM GROUP LIMITED", страна назначения - Великобритания, через - Заневский, отгрузка из Лесосибирска (август 2011 года);
- N N 1, 2, 3 (с учетом изменения N1 к приложению N3), 4, 5 (с учетом изменения N1 к приложению N5), N6 (с учетом изменения N1 к приложению N6), 10 к контракту от 25.01.2011 N LEX/GER/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов общим объемом 8957 куб.м (1460+1610+2640-80+32+840-80+2000+455+80) на общую сумму 1790215 ЕВРО (276900+435470+591580-22434+7584+173040-18160+403650-77655+20240) является "LEXNER HANDEL K/S", Германия, через - Санкт-Петербург, отгрузка из Лесосибирска (март, апрель-май, июль-сентябрь, июль, сентябрь-декабрь, декабрь 2011 года);
- N 7 к контракту от 25.01.2011 N LEX/GER/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 580 куб.м на сумму 117 220 ЕВРО является "Gordes GmbH&Co.KG", Германия, через - Санкт-Петербург, отгрузка из Лесосибирска (октябрь - декабрь 2011 года);
- N 8 к контракту от 25.01.2011 N LEX/GER/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 80 куб.м на сумму 14720 ЕВРО является "Holz-Henkel GmbH&Co.KG", Германия, через - Санкт-Петербург, отгрузка из Лесосибирска (октябрь-декабрь 2011 года);
- N 9 к контракту от 25.01.2011 NLEX/GER/E/S/LES/1/11, грузополучателем лиственничных пиломатериалов объемом 455 куб.м на сумму 86 680 ЕВРО является "JACOB JURGENSEN WOOD GMBH", Германия, через - Санкт-Петербург, отгрузка из Лесосибирска (декабрь 2011 года);
- N N 1, 2 к контракту от 25.01.2011 NLEX/UK/D/S/LES/1/11, грузополучателем сосновых пиломатериалов общим объемом 1330 куб.м (1170+160) на общую сумму 250 060 (220940+29120) долларов США является "Arbor Forest Products Ltd", Великобритания, через - Усть-Луга, отгрузка из Лесосибирска (февраль-март 2011 года);
- N N 3, 4, 5 к контракту от 25.01.2011 N LEX/UK/D/S/LES/1/11, грузополучателем сосновых пиломатериалов общим объемом 2645 (2265+300+80) куб.м. на общую сумму 493 120 (420620+56900+15600) долларов США является "CHURCHILL&SIM GROUP LIMITED", Великобритания, через - Усть-Луга, Санкт-Петербург, отгрузка из Лесосибирска (март, апрель 2011 года);
- N 6 к контракту от 25.01.2011 NLEX/UK/D/S/LES/1/11, грузополучателем сосновых пиломатериалов объемом 1120 куб.м на сумму 205 120 долларов США является "Southern", Великобритания, через - Усть-Луга, отгрузка из Лесосибирска (май - июнь 2011 года);
- N 7 к контракту от 25.01.2011 NLEX/UK/D/S/LES/1/11, грузополучателем сосновых пи-ломатериалов объемом 1525 куб.м. на сумму 295945 долларов США является "Arbor Forest Products Ltd" или "Beer Timber&Building Supplies LTD", Великобритания, через - Усть-Луга, отгрузка из Лесосибирска (май-июнь 2011 года).
Во исполнение, в том числе вышеуказанных контрактов, ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" (экспедитор) заключило договоры на оказание услуг от 25.01.2011 N NC/D/S/RW/1/11 с клиентом "NAISON COMMERCIAL LTD" (Кипр), а также от 04.10.2010 N LEX/E/S/RW/2/10 и от 25.01.2011 N LEX/E/S/RW/1/11 с клиентом "LEXNER HANDEL K/S" (Дания).
Полученные от иностранных заказчиков денежные средства заявитель не включил в налоговую базу по НДС, считая, что оказанные заявителем услуги связаны с перевозкой и транспортировкой товаров до станций (портов) назначения за пределами территории Российской Федерации, носят международный характер и связаны с организацией транспортно-экспедиционных услуг.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговый орган в акте камеральной налоговой проверки от 05.05.2012 N 22 отразил:
- неправомерное применение обществом налоговой ставки в размере 0 процентов по НДС с операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт в сумме 143 563 933 рубля;
- завышение вычетов по НДС за 4 квартал 2011 года по ставке 0 процентов в сумме 1 400 000 рублей.
Делая соответствующие выводы, оспариваемые обществом, налоговый орган руководствовался положениями подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса и учел то обстоятельство, что, как пункты отправления товаров, так и пункты назначения, в соответствии с железнодорожными накладными, находились на территории Российской Федерации. В связи с изложенным Инспекция признала применение налоговой ставки 0 процентов по рассматриваемым хозяйственным операциям неправомерным и включила все денежные средства, поступившие заявителю от иностранных контрагентов (в том числе полученные в счет возмещения затрат на оплату услуг третьих лиц), в налоговую базу по НДС. Также ответчик посчитал, что ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" не имеет никакого отношения к дальнейшей перевозке экспортируемых пиломатериалов морским транспортом, поскольку данные услуги фактически оказаны иными (третьими лицами), у которых имеются прямые гражданско-правовые взаимоотношения с иностранными контрагентами (без участия заявителя).
Уведомлением от 20.04.2012 N 2.7-05/02650 (вручено заявителю 28.04.2012, согласно почтовому уведомлению N 897990) Инспекция вызвала заявителя на 14.05.2012 для получения под расписку акта камеральной налоговой проверки. В связи с отсутствием у общества возможности явиться в Инспекцию 14.05.2012 (письмо от 11.05.2012 исх. N1965) акт камеральной проверки направлен заявителю почтой и получен последним 23.05.2012 (сопроводительное письмо от 14.05.2012 N 2.7-05/03095, почтовое уведомление N 938532). Уведомлением от 19.06.2012 N 2.7-05/03924 общество извещено о рассмотрении материалов проверки 26.06.2012 в 11 часов 00 минут (вручено обществу 26.06.2012, согласно почтовому уведомлению N 924443). 18.06.2012 вх. N 06738 ОАО "Лесосибирский ЛДК N1" представлены возражения исх. от 08.06.20123 N 2451 на акт проверки.
По ходатайству представителей общества рассмотрение материалов проверки с 26.06.2012 отложено для дачи пояснений и представления документов. Инспекцией приняты решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 26.06.2012 N 102 и решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки от 26.06.2012 N 97 (протокол рассмотрения возражений и материалов проверки от 26.06.2012).
Уведомлением от 26.06.2012 N 2.7-05/04092 (получено 03.07.2012 согласно почтовому уведомлению N 957557) заявитель приглашен в 14 часов 00 минут 26.07.2012 на очередное рассмотрение материалов проверки.
27.06.2012 Инспекция выставила требование N 1020 о предоставлении документов и подробных пояснений. 11.07.2012 общество исх. б/н представило дополнения к возражениям на акт проверки с приложением на 409 листах.
26.07.2012 по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика Инспекцией в присутствии представителя общества (протокол от 26.07.2012) приняты:
- решение N 24 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым среди прочего признано необоснованным применение заявителем налоговой ставки 0 процентов по НДС по операциям реализации услуг на сумму 143 451 027 рублей 32 копейки, а также применение налоговых вычетов по НДС по указанным операциям в сумме 1 400 000 рублей;
- решение N 5 "Об отмене решения от 31.01.2012 N 19 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке", которым отменено решение Инспекции от 31.01.2012 N 19 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке в части 4 610 969 рублей НДС, не подлежащего возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.
Названные решения получены обществом 01.08.2012 под роспись.
Согласно оспариваемым решениям (в обжалуемой заявителем части) налоговый орган признал необоснованным применение ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" налоговой ставки 0 процентов по НДС по операциям реализации транспортно-экспедиционных услуг при международной перевозке экспортируемых налогоплательщиком товаров в размере 86 836 169 рублей, а также отказал в применении налоговых вычетов по НДС по указанным операциям в сумме 846 805 рублей.
Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю по результатам рассмотрения апелляционной жалобы от 10.08.2012 исх. N 3337 вынесло решение от 04.10.2012 N 2.12-15/15367@ об оставлении решений Инспекции от 26.07.2012 N 24 и N 5 без изменений, апелляционной жалобы общества - без удовлетворения.
ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1", считая решения от 26.07.2012 N 24 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части, N 5 "Об отмене решения от 31.01.2012 N19 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке", нарушающими права и законные интересы в сфере экономической деятельности обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанными требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений от 26.07.2012 N N 24, 5, ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" соблюдены условия, предусмотренные пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса, о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив процедуру привлечения общества к налоговой ответственности и рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Инспекцией существенных нарушений условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки не допущено, права ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1", установленные статьями 21, 100, 101 Кодекса, Инспекцией обеспечены и соблюдены.
В соответствии со статьей 143 Кодекса ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" в спорном периоде (в 4 квартале 2011 года) являлось налогоплательщиком НДС.
Согласно статье 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, начисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 указанного Кодекса.
Таким образом, право на применение налогоплательщиком вычета НДС и его последующее возмещение возникает при соблюдении им совокупности двух условий: наличия надлежащим образом оформленных счетов-фактур, принятие товара на учет.
Ставки для исчисления НДС и порядок их применения установлены статьей 164 Кодекса. Так, согласно пункту 3 названной статьи налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что существом спора является вопрос о правомерности применения обществом нулевой налоговой ставки при исчислении НДС за 4 квартал 2011 года в отношении части денежных средств, поступивших от контрагентов, которые общество определило в качестве платы за оказанные транспортно-экспедиционные услуги, и вычетов по данному налогу в отношении операций, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, в отношении которых были оказаны соответствующие услуги.
Согласно позиции общества средства поступили в связи с международной перевозкой и транспортировкой товаров до станций (портов) назначения за пределами территории Российской Федерации. Следовательно, в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса реализованные услуги подлежат налогообложению по нулевой процентной ставке.
В свою очередь налоговый орган в оспариваемых решениях привел следующие основания в подтверждение вывода о неправомерности применения нулевой процентной ставки и, как следствие, вычетов по НДС:
- в отношении услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации несколькими видами транспорта разными налогоплательщиками, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, нулевая ставка НДС не применяется;
- в наименовании услуг указан пункт отправления на территории Российской Федерации (г. Лесосибирск), а также российский морской порт погрузки, но не отражены сведения о транспортно-экспедиционных услугах до стран назначения, указанных в приложениях к соответствующим контрактам поставок;
- применение нулевой ставки НДС по транспортно-экспедиционным услугам при организации международной перевозки поставлено в зависимость от участия экспедитора в организации процесса такой перевозки, поэтому при заключении договора транспортной экспедиции в нем необходимо прописывать: сведения о грузе и об условиях его перевозки (маршрут, грузоотправитель, грузополучатель и иные сведения, необходимые для подтверждения международной перевозки товаров); порядок представления экспедитору копии таможенной декларации;
- документы налогоплательщика (договоры на оказание услуг с иностранными покупателями пиломатериалов, заявки экспедитору, акты оказанных транспортно-экспедиционных услуг, сводные месячные акты об оказании транспортно-экспедиционных услуг), не могут подтверждать факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, поскольку не раскрывают их "содержание и характер".
В соответствии с положениями статьи 164 Кодекса (в редакции, действовавшей до 2011 года), по ставке 0 процентов облагались работы и услуги по сопровождению, перевозке или транспортировке, погрузке и перегрузке ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации товаров (подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации).
Данная норма утратила силу с 1 января 2011 года, вместо нее введен в действие подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в соответствии с которым (в редакции, действующей с 01.01.2011) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях данной статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения данного подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Согласно положениям подпункта 3 пункта 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. В случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта (копии контракта) представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляются:
- копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия;
- копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товара к перевозке документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Суд апелляционной инстанции, исходя из системного толкования приведенных норм права, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что характер международной перевозки (транспортно-экспедиционных услуг) определяется конечным пунктом отправления или пунктом назначения товаров, который должен быть расположен за пределами территории Российской Федерации. При этом, пункты отправления и пункты назначения должны определяться исходя из достижения цели перевозки ( в том числе перевозки в непрямом международном сообщении), а не из того, на каком промежутке перевозки товара оказываются услуги отдельным экспедитором. Соответствующие нормы не исключают квалификации перевозки в качестве международной в случае непрямого международного сообщения, что предполагает отправку товара в режиме экспорт за пределы территории Российской Федерации не из первоначального пункта отправки товара. Из приведенного понятия международной перевозки не следует квалифицирующего признака в виде перевозки только одним видом транспорта при том, что конечный пункт назначения товара находится за пределами территории Российской Федерации.
Доводы налогового органа об обратном отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм материального права.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.03.2008 N 5-П, одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.
Соответственно исключение возможности применения нулевой налоговой ставки при исчислении НДС, в случае когда доставка за пределы территории Российской Федерации осуществляется посредством нескольких видов транспорта и не из первоначального пункта отправки товара, означает нарушение принципа равенства налогообложения, закрепленного в статье 3 Кодекса.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в соответствии с пунктом 1.2 контрактов об определении страны назначения в приложении к контракту и соответствующими приложениями к контрактам пункт назначения товаров находился за пределами территории Российской Федерации. При этом в приложениях также содержатся указания на промежуточные пункты поставки товара, в том числе Усть-Луга, Санкт-Петербург, Антропшино, Заневский и др.
Во исполнение вышеуказанных контрактов ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" (экспедитор) заключило договоры на оказание услуг от 25.01.2011 N NC/D/S/RW/1/11 с клиентом "NAISON COMMERCIAL LTD" (Кипр), а также от 04.10.2010 N LEX/E/S/RW/2/10 и от 25.01.2011 N LEX/E/S/RW/1/11 с клиентом "LEXNER HANDEL K/S" (Дания).
Согласно пункту 3 всех заключенных договоров на оказание услуг (далее - договоры ТЭУ): экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение комплекса услуг, связанных с перевозкой и транспортировкой товаров железнодорожным транспортом в том числе, но, не ограничиваясь организацией перевозки, заключением договора перевозки, обеспечением отправки товара; экспедитор от своего имени заключает договоры и осуществляет расчеты с перевозчиками; клиент возмещает расходы экспедитора, связанные с перевозкой товара от железнодорожной станции Лесосибирск до станции назначения, указанной в приложении к контрактам купли-продажи пиломатериалов (N N NC/D/S/LES/1/10, NC/D/U/LES/1/10, NC/D/S/LES/1/11, NC/D/U/LES/1/11 - применительно к договору на оказание услуг от 25.01.2011 N NC/D/S/RW/1/11; NN LEX/GER/E/S/LES/1/11, LEX/EUR/E/S/LES/1/11, LEX/ITA/E/S/LES/1/11, LEXUK/D/S/LES/1/11 - применительно к договору оказания услуг от 25.01.2011 N LEX/E/S/RW/1/11; NN LEX/E/S/LES/2/10, LEX/E/S/LES/3/10, LEX/D/S/LES/1/10, LEX/D/S/LES/2/10, LEX/JJ/E/S/LES/1/10, LEX/CHU/E/S/LES/1/10, LEX/ITA/E/S/LES/1/10, LEX/VH/E/S/LES/1/10 - применительно к договору оказания услуг от 04.10.2010 N LEX/E/S/RW/2/10).
В пунктах 4, 5 договоров ТЭУ в качестве отправителя указано ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1"; станция отгрузки - Лесосибирск, а в пункте 6 стороны определили, что "товар и станция назначения указывается в приложениях к контрактам" купли-продажи пиломатериалов, которые перечислены в каждом из трех договоров ТЭУ.
Акт об оказании услуг оформляется после прибытия экспедируемого груза на станцию назначения, указанную согласно пункту 6 договора ТЭУ. Срок доставки груза до станции назначения составляет 14 дней от даты принятия вагонов станцией Лесосибирск (пункт 10).
В соответствии с пунктом 13 "Отгрузочная информация" экспедитор уведомляет клиента по факсу об отправке товара из Лесосибирска (дата, количество товара) в течение трех дней после сдачи вагонов на станцию.
ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" (выступая в качестве заказчика (клиента)), в связи с отсутствием собственных материальных и трудовых ресурсов (железнодорожного транспорта, техники и работников для перевалки грузов в порту), заключило договоры (с приложениями, дополнительными соглашениями, протоколами согласования разногласий): по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования во внутрироссийском сообщении, для перевозки экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления или пункт назначения находится на территории Российской Федерации, для международных перевозок (пункт 2.1) от 25.10.2011 N 569/12/21 с ОАО "Российские железные дороги"; на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание от 25.12.2009 N 880010800 с ОАО "Российские железные дороги"; на организацию расчетов, связанных с оплатой провозных платежей, сборов, а также иных, причитающихся ОАО "Российские железные дороги" платежей при перевозке грузов железнодорожным транспортом от 17.04.2009 NЕЛС/Красс.ж.д.-450/2009 с ОАО "Российские железные дороги"; на организацию расчетов и оплату провозных платежей, сборов, штрафов, а также иных, причитающихся ОАО "Российские железные дороги" платежей при перевозке грузов и грузобагажа железнодорожным транспортом в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях от 08.10.2011 NЕЛС-500/2011 с ОАО "Российские железные дороги"; транспортной экспедиции от 05.09.2008 N4861/08 с ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" (ОАО "ТрансКонтейнер"); на оказание услуг, связанных с организацией перевозки грузов в собственном, арендованном или принадлежащем исполнителю на ином законном основании подвижном составе по территории Российской Федерации, а также грузов, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации, от 11.01.2009 NТЭ-124-01/09 с ООО "ТК "Новотранс"; на транспортно-экспедиционное обслуживание от 20.12.2010 N353/КЭ с ООО "ИМПЭКС"; по предоставлению собственного (арендованного) либо при-влеченного им на основании отдельных договоров с собственниками (арендаторами) либо принадлежащий исполнителю на других законных основаниях подвижного состава, для организации перевозок по территории Российской Федерации, вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы Российской Федерации, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита грузов заказчика от 21.01.2010 N09/ВИ с ООО "ИМПЭКС"; по организации перевозок грузов от 31.08.2009 NОПР-09/0463, от 06.10.2009 NОПР/ПВ-09/0538 с ООО "ТрансЛес"; по оказанию услуг, связанных с предоставлением под погрузку собственных, арендованных или принадлежащих исполнителю на ином законном основании грузовых вагонов, для организации грузоперевозок от 27.04.2009 N01/09 ОБС с ООО "Сибирская Перевозочная Компания" (ООО "СПК"); на оказание услуг, связанных с организацией перевозки грузов в собственном, арендованном или принадлежащем исполнителю на ином законном основании подвижном составе по территории Российской Федерации, странам СНГ и Балтии, а также грузов, вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы Российской Федерации, ввозимых на территорию Российской Федерации или помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, от 01.11.2010 NТЭ-288-11/10 с ООО "Грузовая компания "Новотранс" (ООО "ГК "Новотранс"); об обеспечении подвижным составом от 13.08.2009 N13-08/09 с ООО "ПССВ"; на оказание услуг, связанных с организацией перевозок грузов заказчика в собственных, арендованных или принадлежащих исполнителю на ином законном основании железнодорожных вагонах от 30.08.2011 N4/ПВ-Л1 с ООО "Центр управления перевозками", по предоставлению подвижного состава (полувагон) для перевозки груза на экспорт по направлению Лесосибирск - Новороссийск от 20.06.2011 N04 с ООО "Красноярсклеспроектстрой"; по предоставлению подвижного состава (полувагон) от 24.06.2011 NУТ 314/07/11 с ООО "Независимая логистическая компания" (ООО "НЛК"); по предоставлению подвижного состава и организации перевозок от - N - с ООО "СВР"; по организации перевозки груза клиента универсальными платформами от 17.02.2010 N85-К/10 (дополнительное со-глашение от 22.09.2011 N17) с ООО "Трубная транспортная компания" (ООО "ТТК"); по организации перевозки груза с ООО "Транспортные Технологии" (ООО "ТТ"); по транспортно-экспедиционному обслуживанию с ООО "МТК-Сервис", то есть с юридическими лицами, которые непосредственно осуществляли перевозку, погрузку, разгрузку, перевалку экспортируемого товара.
Суд апелляционной инстанции, исходя из пунктов 1 - 3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положений Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" полагает, что заключенные обществом с клиентами - "NAISON COMMERCIAL LTD" (Кипр) и "LEXNER HANDEL K/S" (Дания) договоры ТЭУ соответствовали признакам и содержат существенные условия договоров транспортной экспедиции.
Привлечение обществом к исполнению заключенных договоров ТЭУ третьих лиц не противоречит существу договора транспортной экспедиции: статьей 805 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
Оказанные обществом услуги подпадают под перечень транспортно-экспедиционных услуг, непосредственно перечисленных в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
В качестве доказательства того, что поставки товаров осуществлялись в рамках международных перевозок и в опровержение доводов налогового органа о не участии в них общества, в материалы дела среди прочего представлены коносаменты с указанием в качестве отправителя, наименование которого является обязательным реквизитом в силу статьи 142, подпунктов 3 и 5 пункта 1 статьи 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, подпункта "d" пункта 1 статьи 15 Конвенции Организации объединенных наций о морской перевозке грузов (Заключена в г. Гамбурге 31.03.1978), JSC LESOSIBIRSKIY LDK-l / NAISON COMMERCIAL LTD, либо JSC LESOSIBIRSKIY LDK-l / LEXNER HANDEL K/S.
Доводы налогового органа о неподтверждении представленными коносаментами обстоятельств заключения договоров международной перевозки отклоняются судом апелляционной инстанции, так как в соответствии с положениями статей 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 117, § 3 "Коносамент" главы VIII "Договор морской перевозки груза" Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, пункта 7 статьи 1 Конвенции Организации объединенных наций о морской перевозке грузов (Заключена в г. Гамбурге 31.03.1978), пункта 19 Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" коносамент является подтверждением заключения договора морской перевозки груза.
Кроме того, вышеуказанные положения статьи 165 Кодекса не содержат требования о представлении договора морской перевозки, определяя в качестве необходимого документа, подтверждающего факт заключения договора, именно коносамент. Наличие у налогового органа сомнений в достоверности сведений, содержащихся в коносаментах, не является основанием для исключений из вышеприведенного толкования. Установленные налоговым органом противоречия и сомнения подлежали устранению в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса, что, однако, не предполагает обязанность налогоплательщика представить документы, не предусмотренные положениями Кодекса для подтверждения нулевой ставки при исчислении НДС.
Суд апелляционной инстанции также не принимает во внимание доводы налогового органа о противоречивости позиции заявителя относительно обстоятельств заключения договоров международной перевозки, поскольку данные доводы не исключают и не опровергают вышеизложенные обстоятельства и основанные на них выводы.
Помимо соответствующих коносаментов, в подтверждение факта оказания обществом ТЭУ в виде международной перевозки в материалы дела также представлены поручения на погрузку, квитанции о приемке груза к железнодорожным накладным и грузовые таможенные декларации.
Судом установлено, что в соответствии пунктами 5, 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, "NAISON COMMERCIAL LTD" (Кипр) и "LEXNER HANDEL K/S" (Дания) направили заявки (поручения) экспедитору - ОАО "Лесосибирский ЛДК N1", в которых определен перечень и условия систематического оказания экспедитором клиенту услуг, связанных с организацией международной перевозки товара (в том числе: через станцию Новороссийск в июле, августе, сентябре, октябре, ноябре 2011 года; через станцию Новый порт Санкт-Петербурга в июле, августе, сентябре 2011 года; через станцию Заневский Пост-экспорт в августе, сентябре 2011 года; через станцию Усть-Луга Экспорт в мае, июне, июле, августе, сентябре 2011 года; через станцию Антропшино окт.жд в июле, августе 2011 года). ОАО "Лесосибирский ЛДК N1" согласовало и подписало названные заявки.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам о перевозке грузов в непрямом международном сообщении (статья 57 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и пункта 2.7 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39), в представленных квитанциях о приемке груза к железнодорожным накладным в графах "Станция назначения" квитанций указано: российский порт - экспорт; в графах "Грузополучатель" квитанций указано: для вывоза на экспорт; в графах "Наименование груза" квитанций указано: экспортный пиломатериал; в квитанциях о приеме груза по форме ГУ-29у-ВЦ указано: "Непрямое международное - водное назначение"; в графах "Грузоотправитель" квитанций указано: ОАО "Лесосибирский ЛДК N1".
В грузовых таможенных декларациях в соответствии с положением Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графах 17 "Страна назначения" указано: Египет, Турция, Корея и т.п; в графах 8 "Получатель" указано: "NAISON COMMERCIAL LTD", (Кипр), или "LEXNER HANDEL К/S" (Дания); в графах 25 "Вид транспорта на границе" указано: код 10 "Морской/речной транспорт".
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы ответчика о том, что представленные заявителем документы и условия заключенных договоров свидетельствуют о том, что на общество была возложена обязанность по оказанию ТЭУ только до морских портов. Из вышеизложенных обстоятельств следует, что доставка товара по условиям контрактов предполагалась за пределы территории Российской Федерации в связи с чем между обществом и иностранными контрагентами были заключены договоры ТЭУ, которыми была предусмотрена возможность привлечения к поставкам третьих лиц. Представленные в материалы дела документы (коносаменты, поручения на погрузку, квитанции о приемке груза к железнодорожным накладным и грузовые таможенные декларации) подтверждают, что обществом посредством привлечения третьих лиц была организована и произведена именно международная перевозка (оказаны ТЭУ). Наличие в части документов (железнодорожных накладных) указаний на доставку груза до мест, расположенных в Российской Федерации, составление промежуточных документов не опровергают вышеизложенных обстоятельств.
Выводы суда об участии общества в качестве организатора соответствующей доставки товара не свидетельствуют о выходе за пределы заявленных требований. Данные выводы сделаны судом при исследовании фактическом исследовании дела и применении норм права, что не противоречит положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указание на непрямое международное водное назначение только в квитанциях по форме ГУ-29у-ВЦ не влияет на выводы суда, об ином характере поставок, оформленных квитанциями по форме ГУ-29-О, не свидетельствует, поскольку, как указано выше, доставка согласно заполненным реквизитам квитанций по форме ГУ-29-О также предполагалась за пределы территории Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы налогового органа, в том числе со ссылкой на обстоятельства, установленные в рамках дела N А32-4762/2013, о наличии у иностранных клиентов общества договоров на разгрузку, крепление и разгрузку груза, заключенных с иными лица. Наличие у иностранного контрагента ("NAISON COMMERCIAL LTD") договора с ОАО "Новорослесэкспорт" на оказание услуг по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, уведомлению о пересечении грузом государственной границы, иные договоры, на наличие которых ссылается ответчик, не исключают исполнение договоров ТЭУ, заключенных обществом с иностранными юридическими лицами, и договоров, заключенных обществом в целях исполнения договоров ТЭУ. Налоговым органом не представлены пояснения с приложением соответствующих доказательств о том, что в рамках договора с ОАО "Новорослесэкспорт", иных договоров, заключенных без участия общества, были оказаны услуги именно в отношении спорных поставок товара. Более того, судебные акты по делу N А32-4762/2013 в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (по причине неучастия заявителя в данном деле) не имеют преюдициального значения для настоящего спора.
Общество в материалы дела представило таблицу по оказанным им транспортно-экспедиторским услугам, заявленным в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года (т. 27, л.д. 125-137). В данной таблице детально, в разрезе каждого договора ТЭУ приведены акты оказания услуг, иные документы (товаросопроводительные, об оплате, грузовые таможенные декларации, коносаменты), с отражением количества, веса поставляемых пиломатериалов и номеров вагонов (контейнеров). Сведения представлены в хронологической последовательности, с указанием дат и номером документов, что позволяет достоверно и однозначно установить соотносимость указанных документов. В свою очередь налоговый орган не представил пояснений относительно неверного порядка отражения информации по оказанию ТЭУ в указанной табличной форме.
Доводы налогового органа со ссылкой на отдельные недочеты в представленных документах, в том числе на отсутствие в копиях квитанций информации о прибытии груза на станцию назначения, на отражение массы груза в килограммах и кубических метрах, оцениваются судом как носящие формальный характер. Противоречия, на которые указывает налоговый орган, не следуют из материалов дела, опровергаются сводными сведениями, представленными обществом в табличной форме.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что из оспариваемого решения от 26.09.2012 N 24 не следует, что предоставление неполного пакета документов явилось основанием для отказа в применении ставки 0 процентов. Судом установлено, что заявитель обосновал право на применение налоговой ставки 0 процентов, основываясь на содержании документов, представленных в Инспекцию в соответствии со статьей 165 Кодекса.
Доводы ответчика о том, что требованием от 27.06.2012 N 1020 им были запрошены документы для устранения несоответствий и противоречий в представленных заявителем вместе с налоговой декларацией документах, отклоняется судом, так как общество в ответ на указанное требование налогового органа представило соответствующие пояснения.
Налоговый орган исследовал представленные пояснения и отклонил доводы общества, однако не указал в качестве основания для отказа в применении налоговой ставки 0 процентов предоставление неполного пакета. Применительно к указанному доводу налогового органа суд апелляционной инстанции отмечает, что из позиции ответчика, изложенной в суде апелляционной инстанции, а также в оспариваемых решениях, не следует, что у него имелись, имеются неясности в представленных документах.
Позиция налогового органа основывается на толковании представленных документов таким образом, что обществом были оказаны транспортно-экспедиционные услуги только до морских портов, расположенных на территории Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции также отклоняет доводы налогового органа о нарушении его процессуальных прав в виде неправомерного отказа в отложении судебного разбирательства, что лишило налоговый орган возможности исследовать обстоятельства заключения, исполнения договоров морской перевозки. В силу положений статей 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства по ходатайству стороны отнесено к усмотрению суда. Необходимость отложения судебного разбирательства налоговый орган мотивировал отсутствие ответов на направленные им запросы с целью исследования обстоятельств организации международной перевозки. Однако, как указано выше, в силу положений статьи 88 Кодекса выявленные в ходе камеральной налоговой проверки ошибки и (или) противоречия и (или) несоответствия между сведениями, содержащимися в представленных заявителем документах, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, могут быть восполнены (устранены) путем направления налоговым органом в адрес налогоплательщика соответствующего требования о представлении пояснений или внесении соответствующих исправлений. Из ходатайства налогового органа, заявленного в суде первой инстанции, и его позиции, изложенной в суде апелляционной инстанции, не следует наличие каких-либо препятствий у налогового органа для исследования обстоятельств организации международных морских перевозок по заключенным обществом контрактам, в том числе для направления соответствующих запросов.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что доводы налогового органа со ссылкой на наличие у спорных иностранных контрагентов общества самостоятельных договоров не опровергают факт участия общества в оказании им ТЭУ при международных перевозках. Согласно пояснениям общества, основанным, в том числе на положениях Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказа ФСТ России от 05.06.2012 N 137-т/3, Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", заключенные между иностранными юридическими лицами и ОАО "Новорослесэкспорт", ОАО "Петролеспорт" договоры на перевалку грузов и оказания информационных услуг являются узловыми соглашениями, наличие которых обусловлено спецификой деятельности указанных общества в качестве операторов в портах. Налоговый орган соответствующих контраргументов не заявил. Вместе с тем в материалы дела, как указано выше, представлены соответствующие договоры, заключенные обществом с третьими лицами, согласно условиям которых общество поручило оказание услуг, связанных с организацией перевозки грузов в собственном, арендованном или принадлежащем исполнителю на ином законном основании подвижном составе по территории Российской Федерации, а также грузов, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации (договор от 11.01.2009 N ТЭ-124-01/09 с ООО "ТК "Новотранс"), на транспортно-экспедиционное обслуживание (договор от 20.12.2010 N353/КЭ с ООО "ИМПЭКС"), а также иных услуг, сопряженных с организацией и фактическим вывозом груза за пределы территории Российской Федерации.
Налоговый орган также привел доводы о необоснованном заявлении налоговых вычетов в сумме 846 805 рублей по причине того, что обществом не был обеспечен достоверный налоговый учет сумм налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0% по коду 1010405, на момент определения налоговой базы.
Кроме того, ответчик полагает, что ряд ТЭУ не подлежал оказанию обществом, поскольку некоторые экспортные контракты на поставку пиломатериалов не были поименованы в договоре от 04.10.2010 LEX/E/S/RW/2/10.
Апелляционная инстанция, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства применительно к доводам налогового органа, считает их необоснованными ввиду следующего.
Положения статьи 166 Кодекса, на которые в качестве основания своей позиции ссылается налоговый орган, регулируют порядок исчисления налога. Пунктом 6 названной статьи Кодекса установлено, что отдельно по каждой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 настоящей статьи исчисляется сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса по налоговой ставке 0 процентов.
Норм, обязывающих налогоплательщиков учитывать вычеты по НДС в отношении каждой операции реализации товаров (работ, услуг) при налогообложении по нулевой процентной ставки, положения главы 21 Кодекса не содержат.
Следовательно, доводы налогового органа со ссылкой только на то обстоятельство, что обществом не был организован отдельный учет по вычетам, подлежащим обложению по нулевой процентной ставки, не свидетельствует о неправомерности заявленных вычетов, с учетом того, что общество представило необходимые документы для подтверждения соответствующего права.
Кроме того, в ответ на сообщение налогового органа с просьбой представить пояснения по факту выявленных несоответствий или внести соответствующие исправления в части низкого значения НДС по товарно-материальным ценностям, использованным при производстве экспортной продукции, относительно полученной экспортной выручки, общество в письме от 05.04.2012 исх. N 1471 указало, что распределение "входного" НДС по ГТД производится предприятием условно, поскольку невозможно определить, из сырья и материалов каких поставщиков произведена продукция, предназначенная для реализации на экспорт. Поскольку правила распределения Налоговым кодексом Российской Федерации не определены, показатели строк 1010401 и 1010405 не могут быть сравнимы. В свою очередь налоговый орган в оспариваемом решении от 26.09.2012 N 24 не отразил указанные обстоятельства об отсутствии раздельного учета в качестве основания для отказа в заявленном обществом вычете по НДС в сумме 846 805 рублей.
Отсутствие в договоре ТЭУ от 04.10.2010 LEX/E/S/RW/2/10 части контрактов, заключенных с LEXNER HANDEL К/S (Дания) не исключает факт оказания соответствующих услуг и, как следствие, правомерности применения нулевой налоговой ставки при исчислении НДС. Апелляционная инстанция отмечает непоследовательность позиции налогового органа, так как ответчик не отрицает сам факт оказания соответствующих услуг и включение суммы реализации по ним при исчислении НДС по ставке 18 %. При этом гражданское законодательство (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе предусматривает возможность заключения договора посредством акцептования поступившей оферты. В ответ на поступившие от иностранного юридического лица заявки на оказание транспортно-экспедиционных услуг (т. 25, л.д. 45-50), обществом были оказаны соответствующие услуги в отношении конкретных товаров. Оказанные обществом услуги приняты и оплачены заказчиками - покупателями экспортируемых пиломатериалов, каких-либо претензии в отношении данных услуг у покупателей пиломатериалов не имеется.
При изложенных обстоятельствах с учетом положений главы 21 Кодекса суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" в установленном порядке подтвердило право на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации услуг на сумму 86 836 169 рублей, а также на применение налоговых вычетов по НДС по указанным операциям в сумме 846 805 рублей. Следовательно, оспариваемые решения Инспекции от 26.07.2012 N 5 и от 26.09.2012 N24 не соответствуют Кодексу, нарушают права ОАО "Лесосибирский ЛДК N1" в связи с чем подлежат признанию недействительными.
Таким образом, отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" декабря 2013 года по делу N А33-90/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-90/2013
Истец: ОАО Лесосибирский ЛДК N1
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю