г. Саратов |
|
07 мая 2014 г. |
Дело N А12-30679/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Жаткиной С.А., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сулеймановой И.Э.,
при участии в судебном заседании: от истца - представителя Спиридоновой Ксении Сергеевны, (по доверенности от 10.01.2014 г. N 13/80),
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКат"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 февраля 2014 года по делу N А12-30679/12, (судья Моторина Е.В.),
по заявлению комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ОГРН 1073435002464, ИНН 3435111294)
к обществу с ограниченной ответственностью "СтройКат" (ОГРН 1083460004132, ИНН 3445097000),
о взыскании 5 487 443 руб. 19 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский (далее по тексту - комитет, истец) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СтройКат" (далее по тексту ООО "СтройКат", ответчик) о взыскании 5 487 443 рублей 19 копеек, из которых: 5 234 445 рублей 00 копеек - задолженности по арендной плате, 252 998 рублей 19 копеек - пени за просрочку внесения арендной платы.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22 февраля 2013 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03 июня 2013 года, исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в полном объеме.
Постановлением кассационной инстанции от 31 октября 2013 года решение и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа указал, что суду первой инстанции при рассмотрении дела необходимо проверить соответствие размера арендной платы ставкам, установленным Постановлением Правительства N 582.
При новом рассмотрении в суде первой инстанции решением арбитражного суда Волгоградской области от 24 февраля 2014 года заявленные требования были удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истца взысканы: задолженность по арендной плате в размере 5 234 445 рублей 00 копеек и пени в размере 252 998 рублей 19 копеек, а всего 5 487 443 рублей 19 копеек. Также, с общества с ограниченной ответственностью "СтройКат" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в 50 437 рублей 22 копеек.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец, в нарушение требований статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2014 года, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Согласно материалам дела, 19 февраля 2007 года, между управлением муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и обществом с ограниченной ответственностью "Правовой Холдинг "Соцжилстрой" был заключён договор аренды земельного участка N 4628 аз, площадью 45000,0 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волжский, 14 микрорайон, кадастровый номер 34:35:030119:0062, предоставленного для строительства малоэтажных жилых домов, сроком по 01 декабря 2011 года, прошедший государственную регистрацию 17 июня 2011 года.
В последствии права арендодателя перешли к комитету земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Дополнительными соглашениями N N 1,2,3 к договору аренды изменялся размер арендной платы.
В дальнейшем, 23 ноября 2010 года, между обществом с ограниченной ответственностью "Правовой холдинг "Соцжилстрой" и обществом с ограниченной ответственностью "СтройКат" заключён договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 19 февраля 2007 года N 4628 аз.
Согласно условиям данного соглашения, зарегистрированным в установленном законном порядке, к обществу с ограниченной ответственностью "СтройКат" перешли права арендатора.
Дополнительным соглашением от 26 марта 2012 года N 4, подписанным со стороны арендатора без разногласий, стороны установили новый размер арендной платы, исходя из условий, определенных Городским Положением Волжской городской Думы Волгоградской области от 25 июля 2008 года N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Пунктом N 2 дополнительного соглашения N 4 определяется размер и порядок внесения арендной платы за земельный участок, согласно которому месячная арендная плата с 01 декабря 2011 года составляет 872 407 рублей 50 копеек, годовая арендная плата с 01 декабря 2011 года составляет 10 468 890 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 4.3 договора аренды, дополнительным соглашением N 4, перечисление арендной платы за землю производится арендатором ежемесячно, равными долями в течение каждого расчётного периода, за текущий месяц - до 10 числа текущего месяца.
В соответствии с пунктом 4.4 договора размер арендной платы пересматривается в случае изменения ставки арендной платы за землю, ставки земельного налога на землю, изменения вида землепользования арендатором, в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления.
На основании невнесения ответчиком в нарушение условий договора арендной платы за пользование земельным участком за спорный период, комитет обратился в арбитражный суд Волгоградской области с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, применив при расчёте подлежащих уплате сумм арендной платы положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление N 582) произведя расчёт задолженности по арендной плате в сумме 5234445 рублей 00 копеек и пени - 252998 рублей 19 копеек, пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований в указанном размере.
Суд апелляционной инстанции признает указанные выводы арбитражного суда Волгоградской области обоснованными и соответствующими действующему законодательству.
Арендные платежи за пользование земельным участком являются нормативно регулируемыми, поэтому уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления вправе путем принятия нормативных правовых актов в одностороннем порядке изменять нормативно установленные ставки арендной платы и методику их расчета независимо от воли сторон договора.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ (редакция от 29.06.2012) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" договор аренды земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства, может быть заключен на срок не более чем пять лет. Договор аренды земельного участка, предоставленного в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства, прекращается в случае, если лицо, которому предоставлен земельный участок, или лицо, к которому перешли права и обязанности по такому договору, по истечении шести месяцев с даты заключения договора аренды не получило в установленном порядке разрешение на строительство.
Ежегодная арендная плата за земельный участок, предоставленный лицу в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства или лицу, к которому перешли права и обязанности по договору аренды такого земельного участка, устанавливается:
в размере не менее двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды земельного участка;
в размере не менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Земельный участок, являющийся объектом аренды по рассматриваемому договору аренды, был предоставлен первоначальному арендатору ООО "СЖС" для жилищного строительства без проведения торгов в соответствии с постановлением администрации городского округа - город Волжский "О предоставлении земельного участка аренду для строительства ООО "СЖС" жилых домов в микрорайоне N 14, г. Волжский, Волгоградской области" N 4232 от 01 декабря 2006, на основании ранее принятого постановления администрации городского округа - город Волжский "О предварительном согласовании места расположения малоэтажных жилых домов в микрорайоне N 14, г. Волжский, Волгоградской области" от 28 сентября 2005 года N 3648.
Согласно абзацу 4 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 марта 2007 года, земельные участки предоставляются лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года.
Таким образом, норма пункта 15 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" об установлении арендной платы в размере 5 % от кадастровой стоимости распространяется на правовой режим земельного участка находящегося в аренде ООО "Стройкат".
Указанная норма была введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу в данной части со дня его официального опубликования - 21.12.2006 г.
Таким образом, в момент согласования условий и заключения договора от 19 февраля 2007 года N 4628 аз стороны должны были руководствоваться указанной нормой права.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки её внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Как указано ранее, согласно п. 4.4. договора, размер арендной платы пересматривается в случае изменения ставки арендной платы за землю, ставки земельного налога на землю, изменения вида землепользования арендатором, в других случаях предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления.
Сторонами не оспаривается то обстоятельство, что земельный участок для жилищного строительства предоставлен ответчику по договору без проведения торгов.
Статьей 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в указанную правовую норму внесены изменения, предусматривающие, что ежегодная арендная плата за земельный участок, предоставленный лицу в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства или лицу, к которому перешли права и обязанности по договору аренды такого земельного участка, устанавливается: в размере не менее 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды земельного участка; в размере не менее 5% от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующим органом нормативного акта не является изменением условий договора от 19 февраля 2007 года N 4628 аз о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010, в соответствии с которой регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Более того, в рамках дела N А12-17133/2012, ООО "СтройКат" заявлялся встречный иск, о признании недействительными положений абзацев 5-7 п. 2 дополнительного соглашения от 26.03.2012 N 4 к договору аренды земельного участка от 19.02.2007 N 4628 аз. Решением от 06.11.12 в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением кассационной инстанции от 03.07.13 и постановлением апелляционной инстанции от 30.01.13 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Таким образом, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым уровень арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, при жилищном строительстве дифференцирован непосредственно федеральным законом исходя из сроков завершения строительства и применении нового размера арендной платы с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы.
Арендная плата устанавливается в повышенном размере, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию с даты заключения договора аренды данного земельного участка, а не ввода в эксплуатацию таких объектов за пределами срока разрешения на строительство.
Иное толкование закона предоставило бы ответчику неправомерную и необоснованную льготу на неограниченное по времени использование земельного участка, предоставленного для жилищного строительства, по сравнению с другими арендаторами аналогичных земельных участков.
Данная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 по делу N А47-7623/2010, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2013 N 3046/13, согласно которой пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, вступившего в силу 21.12.2006), допуская при определенных им условиях предоставление до 30.12.2007 земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, устанавливает минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в два с половиной и пять процентов от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении двух или трех лет соответственно с момента заключения договора аренды. Данное положение является специальным по отношению к статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации и по существу, представляет собой санкцию за затягивание сроков жилищного строительства.
Во исполнение указаний Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенных в постановлении от 31 октября 2013 года по настоящему делу, суд первой инстанции проверил соответствие размера арендной платы ставкам, установленным Постановлением Правительства N 582.
В целях установления наличия задолженности по внесению арендных платежей из расчета арендной платы исходя из ставки 5% от кадастровой стоимости земельного участка, суд первой инстанции установил, что годовой размер арендных платежей по данному участку, исходя из указанной ставки, составляет 10468890 рублей 00 копеек, а месячный размер арендных платежей составляет 872407 рублей 50 копеек.
Арендодатель свое обязательство по договору аренды выполнил в полном объеме.
Доказательств обратного ответчиков не представлено, равно как не представлено доказательств оплаты арендной платы в спорный период.
На основании п. 7.1 договора истцом начислена пеня в размере 252 998 рублей 19 копеек за период 11 июня 2012 года по 30 ноября 2013 года.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не проверена на законность и на соответствие требованиям, закрепленным в Постановлении Правительства Российской Федерации N 582, Городское положение о порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа-город волжский Волгоградской области от 25 июля 2008 года N 367-ВГД, принятого постановлением Волжского городской Думы Волгоградской области от 18 июля 2008 года N55/2 апелляционной коллегией признан несостоятельным.
Как усматривается из материалов дела, дополнительным соглашением от 26 марта 2012 года N 4, стороны установили новый размер арендной платы, исходя из условий, определенных Городским Положением Волжской городской Думы Волгоградской области от 25 июля 2008 года N 367-ВГД "О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Данное соглашение подписано арендатором без разногласий и зарегистрировано в установленном порядке.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по арендной плате в размере 5 234 445 рублей 00 копеек и пени в размере 252 998 рублей 19 копеек.
Апелляционная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что в целом, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела, опровергали выводы суда первой инстанции, правильно применившего нормы материального права, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого судебного акта.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются.
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.02.2014 по делу N А12-30679/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-30679/2012
Истец: Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
Ответчик: ООО "СтройКат"
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3343/14
24.02.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-30679/12
31.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8386/13
03.06.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3155/13
22.02.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-30679/12