г. Пермь |
|
16 мая 2014 г. |
Дело N А50-22428/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.,
при участии:
от заявителя Департамента земельных отношений администрации г. Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379): Бернадская Н.А., предъявлен паспорт, доверенность от 13.01.2014;
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360): Ужегова Г.А., предъявлено удостоверение, доверенность от 09.01.2014; Баранов Д.Е., предъявлено удостоверение, доверенность от 09.01.2014
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "СтройНерудКомплект" (ОГРН 1095903004449, ИНН 5903098211): Латыпов Д.Н., предъявлен паспорт, доверенность от 03.04.2013;
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Горнодобывающая компания" (ОГРН 1085903007541, ИНН 5903091657): Иванова Н.А., предъявлен паспорт, доверенность от 27.02.2014;
от третьего лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (ОГРН 1115902013061, ИНН 5902293820): представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заявителя Департамента земельных отношений администрации г. Перми и третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Горнодобывающая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11.02.2014 по делу N А50-22428/2013,
принятое судьей Мухитовой Е.М.,
по заявлению Департамента земельных отношений администрации г. Перми к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа,
установил:
Департамент земельных отношений администрации г. Перми (далее - заявитель, Департамент земельных отношений) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Пермскому краю, антимонопольный орган) от 29.08.2013 по делу N 515-13-а.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 19.11.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "СтройНерудКомплект" (далее - ООО "СтройНерудКомплект"), общество с ограниченной ответственностью "Горнодобывающая компания" (далее - ООО "Горнодобывающая компания"), Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (далее - Департамент градостроительства и архитектуры).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель Департамент земельных отношений и третье лицо ООО "Горнодобывающая компания" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа признать недействительными.
Доводы апелляционных жалоб аналогичны по своему содержанию и сводятся к тому, что Департаментом земельных отношений нарушения антимонопольного законодательства не допущено, поскольку отказ в предоставлении земельного участка в связи с принятием решения о возможности предоставления земельного участка иному ранее обратившемуся лицу, соответствует положениям п. 1.6.1, п. 1.6.2, п. 1.6.1.10 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260). Департамент земельных отношений и ООО "Горнодобывающая компания" в апелляционных жалобах также ссылаются на то, что ООО "СтройНерудКомплект" и ООО "Горнодобывающая компания" испрашивали разные земельные участки. Кроме того, полагают, что факт неопубликования информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка носит уведомительный характер и не могло повлечь последствий в виде недопущения, ограничения конкуренции.
Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Департамента земельных отношений и ООО "Горнодобывающая компания" поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Третье лицо ООО "СтройНерудКомплект" с доводами, изложенными в апелляционных жалобах Департамента земельных отношений и ООО "Горнодобывающая компания" не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционные жалобы; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "СтройНерудКомплект" поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционные жалобы.
Представители заинтересованного лица УФАС по Пермскому краю в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов, изложенных в апелляционных жалобах Департамента земельных отношений и ООО "Горнодобывающая компания", возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Департамент градостроительства и архитектуры о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещен надлежащим образом, отзыв на апелляционные жалобы не представил, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направил, ходатайствовал о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения делав отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.05.2013 в УФАС по Пермскому краю обратилось ООО "СтройНерудКомплект" с заявлением о проверке на предмет соответствия антимонопольному законодательству действий Департамента земельных отношений администрации г. Перми при распоряжении муниципальными земельными участками, расположенными по адресу: г.Пермь, Кировский район, п. Оборино, ул. Бахчевая.
Антимонопольным органом возбуждено дело N 515-13-а по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), по результатам рассмотрения которого антимонопольным органом вынесено решение о наличии в действиях Департамента земельных отношений администрации г. Перми нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, ООО "СтройНерудКомплект", путем отказа (письмо ДЗО от 09.04.2013 N И-21-01-09-6128) в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, п. Оборино, ул. Бахчевая, площадью 35 000 кв.м. по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, а также отказа в выставлении права аренды на торги (письмо ДЗО от 31.05.2013 N 21-01-09-9924), в том числе, путем неопубликования в СМИ информации о возможности предоставления данного участка в аренду ООО "Горнодобывающая компания"; предоставлении ООО "Горнодобывающая компания" необоснованных муниципальных преференций в нарушение порядка, предусмотренного главой 5 Федерального закона "О защите конкуренции", путем принятия решения о возможности предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, п. Оборино, ул. Бахчевая, площадью 35 000 кв.м. и не опубликовании в СМИ информации о возможности такого предоставления, а также без проведения обязательной в данном случае процедуры выставления права аренды на торги, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции в сфере землепользования на территории г. Перми (т. 1 л.д. 14-19).
На основании данного решения УФАС по Пермскому краю в адрес Департамента земельных отношений администрации г. Перми выдано предписание от 29.08.2013 N 515-13-а, которым предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, ООО "СтройНерудКомплект", путем отказа (письмо ДЗО от 09.04.2013 N И-21-01-09-6128) в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, п. Оборино, ул. Бахчевая, площадью 35 000 кв.м. по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством РФ, а также отказа в выставлении права аренды на торги (письмо ДЗО от 31.05.2013 N 21-01-09-9924), в том числе, путем неопубликования в СМИ информации о возможности предоставления данного участка в аренду ООО "Горнодобывающая компания"; предоставлении ООО "Горнодобывающая компания" необоснованных муниципальных преференций в нарушение порядка, предусмотренного главой 5 Федерального закона "О защите конкуренции", путем принятия решения о возможности предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, п. Оборино, ул. Бахчевая, площадью 35 000 кв.м. и не опубликовании в СМИ информации о возможности такого предоставления, а также без проведения обязательной в данном случае процедуры выставления права аренды на торги, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции в сфере землепользования на территории г. Перми, а именно: в срок до 25.11.2013 в рамках имеющихся полномочий, с учетом выявленного нарушения, принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение конкуренции в сфере землепользования на территории г. Перми, в том числе, путем отзыва писем, направленных ДЗО в адрес ООО "СтройНерудКомплект" от 09.04.2013 N И-21-01-09-6128, от 31.05.2013 N 21-01-09-9924, а также отмены решения ДЗО о возможности предоставления в аренду ООО "Горнодобывающая компания" вышеуказанного земельного участка (письмо Департамента от 23.11.2012 N 21-01-09-21262) и рассмотрении заявлений ООО "Горнодобывающая компания" и ООО "СтройНерудКомплект" (заявление от 14.03.2013) в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа Департамент земельных отношений администрации г. Перми обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для признания недействительными решения и предписания антимонопольного органа не имеется, поскольку действия Департамент земельных отношений администрации г. Перми не соответствуют положениям ст. 30, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах и в отзыве на апелляционные жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 13.03.2012 ООО "СтройНерудКомплект" обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года и 11 месяцев для целей, не связанных со строительством, двух земельных участков N 1 и N 2, площадью 10 000 кв.м. каждый, расположенных по адресу: г. Пермь, Кировский район, п. Оборино, ул.Бахчевая, для организации перевалочной базы инертных строительных материалов (ПГС, песок, щебень и другие) с речного транспорта на автомобильный (т. 1 л.д. 97-101).
Письмом от 20.04.2012 N И-21-01-09-7631 Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал ООО "СтройНерудКомплект" в предоставлении испрашиваемых земельных участков, указывая на то, что по сведениям муниципального реестра земель земельный участок N 1 накладывается на земельный участок, предоставленный ПКФ ТОО "Железобетон"; земельный участок N 2 накладывается на земельный участок, в отношении которого Департаментом земельных отношений администрации г.Перми принято решение о возможности предоставления по обращению ООО "ГП "Уральская нерудно-строительная компания". Кроме того, по заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми земельный участок N 2 расположен в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-2, цель предоставления земельного участка не соответствует видам разрешенного использования, установленным для данной территориальной зоны (т. 1 л.д. 103-104).
04.06.2012 ООО "СтройНерудКомплект" повторно обращается в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка N 1, с приложением к заявлению письма ФНС России по Пермскому краю, из которого следует, что такое предприятие как ПКФ ТОО "Железобетон" в Едином государственном реестре юридических лиц не зарегистрировано (т. 1 л.д. 52-53).
Письмом от 13.07.2012 N 21-01-09-13340 Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал ООО "СтройНерудКомплект" в предоставлении земельного участка N 1 в аренду, отказ мотивирован тем, что земельный участок N 1 расположен в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-2, цель предоставления земельного участка не соответствует видам разрешенного использования, установленным для данной территориальной зоны (т. 1 л.д. 56).
23.04.2012 в Департамент земельных отношений администрации г. Перми поступило обращение ООО "Горнодобывающая компания" о предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством, земельного участка площадью 3 500 кв.м. по адресу: г. Пермь, Кировский район, ул. Бахчевая, вблизи ул. Бахчевая 7 и 9, а 28.08.2012 поступило уточненное заявление с указанием площади участка - 35 000 кв.м. (т. 1 л.д. 23-25)
Департаментом земельных отношений администрации г. Перми в соответствии с Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, запрошены заключения уполномоченных органов.
Согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 02.10.2012 N 1550 испрашиваемый ООО "Горнодобывающая компания" земельный участок расположен в территориальной зоне ПК-4, что свидетельствует о возможности предоставления земельного участка площадью 35 000 кв.м. для целей, не связанных со строительством, а именно, для складирования нерудных строительных материалов (т. 1 л.д. 28-29).
По результатам рассмотрения обращения ООО "Горнодобывающая компания" Департаментом земельных отношений администрации г. Перми принято решение о возможности предоставления этого участка в аренду ООО "Горнодобывающая компания" (письмо Департамента от 23.11.2012 N 21-01-09-21262) (т. 1 л.д. 36-37).
В начале 2013 года ООО "СтройНерудКомплект" стало известно о том, что ООО "Горнодобывающая компания" дано заключение о возможности предоставления земельного участка площадью 35 000 кв.м. для целей, не связанных со строительством, а именно, для складирования нерудных строительных материалов.
В связи с чем 13.03.2013 ООО "СтройНерудКомплект" направило в Департамент земельных отношений администрации г. Перми письмо с просьбой выставления на торги права аренды земельного участка, в отношении которого принято решение о возможности предоставления в аренду ООО "Горнодобывающая компания" (т. 1 л.д. 57-59).
14.03.2013 ООО "СтройНерудКомплект" обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением от 13.03.2013 (вх.N 21-01-06-4487 от 14.03.2013) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 35 000 кв.м. по адресу: г. Пермь, Кировский район по ул.Бахчевая (т. 1 л.д. 38-39).
26.03.2013 ООО "СтройНерудКомплект" направило в Департамент земельных отношений администрации г. Перми уточнение границ земельного участка к заявлению от 14.03.2013 вх. N 21-01-06-4487 (т. 1 л.д. 40-41).
Письмом от 09.04.2013 N И-21-01-09-6128 Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал в предоставлении участка в аренду ООО "СтройНерудКомплект" в связи с наличием ранее принятого решения о возможности предоставления этого участка ООО "Горнодобывающая компания" (т. 1 л.д. 42-43).
Кроме того, письмом от 31.05.2013 N 21-01-09-9924 Департамент земельных отношений администрации г. Перми уведомил ООО "СтройНерудКомплект" о невозможности выставления права аренды земельного участка на торги в связи с тем, что обращение ООО "Горнодобывающая компания" поступило первым и у Департамента отсутствовали иные основания для отказа в предоставлении земельного участка указанному лицу (т. 1 л.д. 60-61).
Информация о принятии решения о возможности предоставления данного земельного участка ООО "Горнодобывающая компания" не была опубликована в СМИ, что было установлено антимонопольным органом.
Соответствующая публикация появилась только 21.01.2014 в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Судом первой инстанции также установлено, что сведений о заключении договора аренды на спорный земельный участок с ООО "Горнодобывающая компания" на момент отказа в выставлении участка на торги и на момент судебного разбирательства отсутствовали.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение требований Земельного кодекса Российской Федерации решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми (далее - Порядок).
В разделе 2 указанного Порядка определен порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц и принятия решения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, при этом граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в уполномоченный орган в сфере земельных отношений.
В разделе 3 Порядка (в редакции, действовавшей до принятия решения Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 10) был определен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, посредством проведения торгов, когда инициатором предоставления земельных участков является администрация города Перми.
Из материалов дела видно, что в то время, когда в Департаменте земельных отношений администрации г. Перми на земельный участок площадью 35 000 кв.м. по адресу: г. Пермь, Кировский район по ул. Бахчевая, имелись заявления о предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством, от двух претендентов - ООО "Горнодобывающая компания" от 23.04.2012 (с уточнением от 28.08.2012) и 14.03.2013 ООО "СтройНерудКомплект" от 13.03.2013 (с уточнением от 26.03.2013) Департамент земельных отношений администрации г. Перми письмом от 09.04.2013 N И-21-01-09-6128 отказал в предоставлении участка в аренду ООО "СтройНерудКомплект", в связи с наличием ранее принятого решения о возможности предоставления этого участка ООО "Горнодобывающая компания".
Между тем в соответствии с общими принципами земельного законодательства и антимонопольного законодательства, требованиями ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии нескольких претендентов на земельный участок выбор между ними не может быть произвольным, определение процедуры предоставления земли должно производится при соблюдении интересов муниципального образования и обеспечения гарантий равных возможностей заинтересованных лиц на приобретение земельного участка, то есть путем проведения торгов.
Кроме того, с момента принятия решения о возможности предоставления спорного земельного участка ООО "Горнодобывающая компания" Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязан был опубликовать информацию о предстоящем предоставлении земельного участка в СМИ и установить в публикации срок для реагирования иными возможными претендентами на данный земельный участок, в целях обеспечения равного доступ всем заинтересованным лицам к получению прав на земельные участки, и в случае поступления заявлений от иных заинтересованных лиц, выставить право аренды на торги.
Однако Департаментом земельных отношений администрации г. Перми информация о принятии решения о возможности предоставления данного земельного участка ООО "Горнодобывающая компания" не была опубликована в СМИ, что было установлено антимонопольным органом; данная публикация появилась только 21.01.2014 в ходе судебного разбирательства.
Ссылки Департамента земельных отношений администрации г. Перми и ООО "Горнодобывающая компания" на п. 1.6.1, п. 1.6.2, п. 1.6.1.10 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260, в редакции решения Пермской городской Думы от 26.06.2012 N 130, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В п. 1.6.1, п. 1.6.1.10 указанного Порядка, в редакции решения Пермской городской Думы от 26.06.2012 N 130, было предусмотрено, что предоставление земельного участка невозможно, в том числе, если в отношении испрашиваемого земельного участка функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган в сфере земельных отношений), принято решение о возможности предоставления земельного участка иному ранее обратившемуся лицу, срок которого на момент подачи заявления не истек.
В п. 1.6.2 указанного Порядка, в редакции решения Пермской городской Думы от 26.06.2012 N 130 было указано, что при поступлении заявлений двух и более лиц о предоставлении земельных участков, местоположение которых совпадает, при отсутствии оснований, установленных п. 1.6.1 Порядка, уполномоченный орган в сфере земельных отношений принимает решение о возможности предоставления земельного участка лицу, которое ранее обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка. В случае если препятствия, послужившие основанием для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные п. 1.6.1 Порядка, устранены, решение о возможности предоставления земельного участка принимается в отношении лица, которое ранее обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка после устранения указанных препятствий.
Между тем в ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" прямо указано, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Кроме того, в ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации прямо указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков. При этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Суд первой инстанции верно отметил, что Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Также суд руководствуется требованиями ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Ссылки Департамента земельных отношений администрации г. Перми и ООО "Горнодобывающая компания" на решение Арбитражного суда пермского края от 15.05.2013 N А50-3887/2013 не свидетельствуют об о незаконности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, поскольку в деле N А50-3887/2013 ООО "СтройНерудКомплект" обжаловался отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми, оформленный письмом от 13.07.2012 N И-21-01-09-13340 по результатам рассмотрения иного заявления ООО "СтройНерудКомплект" от 13.03.2012 (т. 1 л.д. 97-102, 103-104). В рассматриваемом деле нарушением антимонопольного законодательства признаны действия Департамента земельных отношений администрации г.Перми по отказу ООО "СтройНерудКомплектв предоставлении в аренду земельного участка письмом Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 09.04.2013 N И-21-01-09-6128 по результатам рассмотрения заявления ООО "СтройНерудКомплект" от 13.03.2013 (вх. N 21-01-06-4487 от 14.03.2013) с учетом уточнения от 26.03.2013 (т. 1 л.д. 38-39, 40-41, 42-43).
Изложенные в апелляционных жалобах Департамента земельных отношений администрации г. Перми и ООО "Горнодобывающая компания" доводы о том, что ООО "СтройНерудКомплект" и ООО "Горнодобывающая компания" испрашивались разные земельные участки, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку из материалов дела видно, что 14.03.2013 ООО "СтройНерудКомплект" обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением от 13.03.2013 (вх. N 21-01-06-4487 от 14.03.2013) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 35 000 кв.м. по адресу: г. Пермь, Кировский район по ул. Бахчевая (т. 1 л.д. 38-39). При этом 26.03.2013 ООО "СтройНерудКомплект" направило в Департамент земельных отношений администрации г. Перми уточнение границ земельного участка к заявлению от 14.03.2013 вх. N 21-01-06-4487 (т. 1 л.д. 40-41). С учетом данных документов ООО "СтройНерудКомплект" просило предоставить тот же земельный участок, что и ООО "Горнодобывающая компания.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно поддержал выводы антимонопольного органа о наличии в действиях Департамента земельных отношений администрации г. Перми нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе, ООО "СтройНерудКомплект", путем отказа (письмо ДЗО от 09.04.2013 N И-21-01-09-6128) в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г.Пермь, Кировский район, п. Оборино, ул. Бахчевая, площадью 35 000 кв.м. по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, а также отказа в выставлении права аренды на торги (письмо ДЗО от 31.05.2013 N 21-01-09-9924), в том числе, путем неопубликования в СМИ информации о возможности предоставления данного участка в аренду ООО "Горнодобывающая компания"; в предоставлении ООО "Горнодобывающая компания" необоснованных муниципальных преференций в нарушение порядка, предусмотренного главой 5 Федерального закона "О защите конкуренции", путем принятия решения о возможности предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, п. Оборино, ул.Бахчевая, площадью 35 000 кв.м. и не опубликовании в СМИ информации о возможности такого предоставления, а также без проведения обязательной в данном случае процедуры выставления права аренды на торги, что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции в сфере землепользования на территории г. Перми.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 февраля 2014 года по делу N А50-22428/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми и апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горнодобывающая компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Горнодобывающая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 25 от 06.03.2014 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Ю.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-22428/2013
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4065/14
11.02.2014 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-22428/13